Небольшие штрафы не пугают
Жаловаться на качество продуктов, как показывает практика, бесполезно. Ведь для того, чтобы областное управление по защите прав потребителей смогло проверить магазины, надо получить разрешение в Киеве. Пока придет ответ сверху, проходит не менее двух недель. А до этого времени сомнительный товар может просто исчезнуть из продажи.
Как сообщила «КП» главный специалист управления Надежда Бригинец, только в первом квартале этого года от потребителей поступило 17 жалоб на продукты. Больше всего претензий у горожан к кисломолочной продукции, колбасным изделиям и хлебу.
– Административные штрафы за подобные нарушения небольшие – от 17 до 170 гривен, а вот экономические санкции, например, в случае отсутствия информации о товаре, составляют 30% от его стоимости, – говорит Надежда Бригинец. – А вот если проверка обнаружила просроченный товар, то стоимость, например, пакета сметаны умножается на количество выявленного товара и накладывается 200-процентный штраф.
Но, очевидно, все эти штрафные санкции не очень страшат ни производителей, ни продавцов.
В марте лаборатория государственного предприятия «Львовстандартметрология» выборочно проверяла продукты. В основном кисломолочные и хлебобулочные.
– Качество продовольствия самое разное, – признается начальник лаборатории Александр Белущенко. – Так, например, проверяя хлеб, мы не раз выявляли в нем не соответствующие его составу посторонние предметы – в последний раз обнаружили таракана. В предыдущие годы находили гвозди, проволоку, стекло. Очевидно, в процессе технологического приготовления хлеба что-то просто отлетало от механизмов либо попадало в муку.
Показатели далеки от нормы
Что касается группы кисломолочной продукции, то в твороге и брынзе был слишком высоким процент влажности и кислотности, да и микробиологические показатели тоже были далеки от нормы.
– В молоке обнаружили кишечную палочку, а микробиологические показатели не соответствовали норме. Более того, в одном из пакетов был обнаружен аммиак.
– Как же в молоко может попасть аммиак?
– Да все очень просто. Наверное, на производстве во время промывания молочных емкостей плохо помыли цистерну либо другую тару, вот моющий состав и попал в молоко. То же самое и со сметаной. Аммиака там, правда, нет, но вот с жирностью производители экспериментируют: пишут на упаковке, что там 25%, а на самом деле – 20-21%, но деньги платим за 25% жирности.
– В вашей лаборатории качество пищевого продукта может проверить любой желающий?
– Да, но это довольно дорого. Ведь стоимость каждого такого анализа начинается от 50 гривен.
Александр Белущенко говорит, что иногда люди обращаются с просьбами проверить качество питьевой воды, ранних овощей на наличие нитратов и тяжелых солей. Специалист утверждает, что ни в коем случае нельзя пить воду, набранную в родниках в пределах города.
Советы специалиста
Внимательно читайте маркировку
Как не попасть впросак, покупая товар в магазинах, «КП» рассказал главный специалист отдела контроля безопасности продовольствия управления по защите прав потребителей во Львовской области Андрей Жукевич:
- Если вы привыкли покупать продукты питания в больших маркетах, будьте предельно внимательны. В первую очередь обращайте внимание на дату выпуска, вес и конечный срок хранения.
Обычно в больших магазинах срок годности товара продлевают, вес увеличивают и это случается довольно часто. При желании такую наклейку можно отклеить и посмотреть, что под ней.
Не «ведитесь» на раскрученные известные марки товаров.
Если вы, например, привыкли покупать какой-то сыр и не посмотрели на упаковку, рискуете приобрести впопыхах сырный продукт, который имеет совсем другое качество. То же самое касается йогуртов, масла, сметаны и т.п.
Часто потребители жалуются на качество хлеба из пшеничной муки. А этот продукт принадлежит к скоропортящимся. Срок его годности - всего 24 часа. Поэтому, если вы надеялись обеспечить этой буханкой свою семью на пару дней, то через день он теряет в качестве.
Только цифры
Лидирующее место по претензиям к качеству занимает группа непродовольственных, то есть промышленных товаров: бытовая техника, холодильники, телевизоры, кухонные плиты и т.д. - 54 жалобы.
Обращений по поводу разного рода некачественных промышленных товаров в управление с начала года поступило 242.
Жалуются горожане и на некачественные услуги (102 обращения), из них – жилищно-коммунальные – 81 жалоба, услуги связи – 21.
В результате проверок потребителям возвратили 41 тыс.100 гривен ущерба и оштрафовали виновников на 11 тыс.100 гривен.