Разобраться в проблеме нам помогла практический психолог Ольга Минчик.
Широкие массы, не вхожие в виртуальные миры, впервые услышали об аватаре из одноименной фантастической киноленты Джеймса Кэмерона, вышедшей на экраны в 2009 году. Однако слова аватар, аватара, аватарка, ава прочно осели в нашем лексиконе гораздо раньше - вместе со стремительным внедрением всевозможных сетевых сервисов. В общем понимании за аву принимают любое изображение, картину, фото для персонализации пользователя в чатах, электронных журналах, форумах, социальных сетях, порталах или блогах. Существует даже целая псевдонаука - «аватаристика», позволяющая проводить психологическое толкование по тем картинкам, которые пользователи используют для собственного отождествления.
«Комсомолка» решила провести собственное исследование и попыталась выяснить, о чем говорят авы крымских интернет-пользователей. Для этого мы изучили аватарки 350 человек в возрасте от 20 до 50 лет в социальной сети «ВКонтакте». На основе наблюдений мы условно выделили 10 основных типов аватар. Исследование «КП» не претендует на истину в последней инстанции, но некоторые любопытные тенденции и совпадения имеют место и могут быть полезны для психологического анализа.
Сразу отметим, что в большинстве случаев аватарка просто служит украшением профиля пользователя. Однако немалая часть жителей «виртуальных сетей» с помощью авы желает либо донести остальным точную картину своего внутреннего содержания или статуса, либо подчеркнуть индивидуальные черты своего характера. Как бы то ни было, аватара - это больше, чем просто картинка. Значение аватары - это глубокое сравнение с собой, однако несколько деформированное, поскольку этот мир виртуальный. На аватару не вешают что попало или что придется, а подают то, чем хочется поделиться с окружающими. Их выбирают сознательно или бессознательно, но всегда - исходя из неких душевных помыслов. Авы делятся на притягивающие и отталкивающие, однако их общая конечная цель - завладеть вашим вниманием.
Тип 1. Лицо или фигура в полный рост - люблю себя и уважаю
Наиболее распространенная категория аватарок. Одни не заморачиваются на частой смене профиля: повесили аву, так она и висит; другие меняют фото в среднем раз в месяц, третьи, самые редкие, меняют авы через день.
Изображение лица часто говорит о том, что человек по жизни активен, не прибегает к маскировке, готов смотреть в лицо проблемам и хочет быть в центре событий. Фото человека в полный рост может свидетельствовать о том, что человек любит обращать на себя внимание и показывать свою доминантность. Условно говоря, «вот он я - принимайте меня таким».
Тип 2. Части тела - набор сигналов
На аватарах можно увидеть любые конечности: ноги, руки, грудь, голову, попу и, в тяжелых случаях, - половые органы. Девушки любят демонстрировать красивые длинные ноги, подчеркивать объем груди и контуры пятой точки; парни - напрягать бицепсы и указывать на атлетическое телосложение. Каждая часть тела - это конкретный сигнал. Вывешивая подобные картинки, люди концентрируют внимание других на том, что соответствует их внутренним проявлениям. Расположение конечностей также может поведать о человеке немало интересного. Взять, к примеру, руки: кулаки означают агрессию, а ладони - открытость. Хотя нередко демонстрация частей тела со стороны девушек всего лишь дань моде и подражание гламурным образам из ярких фотосессий в глянцевых журналах.
Тип 3. Секси-герлз и настоящие мачо - говорят о проблемах в личной жизни
Вытекает и плотно пересекается с предыдущим типом. Каждая женщина считает себя богиней красоты, а мужчина - эталоном чертовской обаятельности и сексуальности. У девушек губки бантиком, ахи-вздохи читаются уже во взгляде, различные фотовариации с эротическим нижним бельем - все ведет к вечной теме сексуальных взаимоотношений. Представители мужского пола в долгу не остаются, смело демонстрируя обнаженные торсы, накачанные кубики пресса, при этом страстно морща лбы, как бы придавая огонь своему взгляду. Но аватарки эротического типа не всегда означают желание секса, порой это лишь элемент флирта и виртуального заигрывания. Картинка с красивыми трусиками, подчеркнутой грудью и прочими привлекательными выпуклостями служит блестящим фактором притяжения мужского внимания. Но если виртуальный показ нижнего белья говорит об интересе к сексуальным темам, то прямой показ причинных мест независимо от пола проливает свет на проблемы в сексе.
Тип 4. Счастливые родители и влюбленные пары - утверждаем новый статус
Размещая семейно-архивные фото вместе с детьми, счастливые папашки и мамашки обычно хотят поделиться со всем миром своей радостью, наглядно показать своих чад. Презентовать себя как пару и подчеркнуть серьезность своих отношений стремятся и влюбленные половинки. В обоих случаях главное то, что этими снимками человек подчеркивает серьезную трансформацию своего «я» в обществе, указывает на свое место и роль в этом мире, а также психологическую неотделимость от человека, с которым он изображен на фотографии. Если молодой человек вдруг стал отцом, то для дворовых друзей он может быть и останется Вадиком, Петей или Сашей, но в его жизни появились значительные перемены, с которыми отныне нужно считаться.
Тип 5. «Хоббиты» - маскировка неудовлетворенности
Аватары, демонстрирующие увлечения, хобби, пристрастия и успехи, достигнутые в этом направлении. Например, если парень спортсмен, на аве часто присутствуют медали, пояса и прочие награды. К таким успехам он мог целенаправленно идти всю жизнь, а мог добиться высот после того, как в школе получал тумаки от сверстников, и теперь нарочито подчеркивает свою состоятельность. Девушки, занимающиеся, к примеру, фитнесом или стрип-дэнсом, хотят отхватить комплименты по поводу собственной сексуальности, блестящей фигуры или мастерства исполнения отдельных сложных элементов занятий. Хотя в аватарах данного типа хобби может превалировать над личностью. Выставляя на первый план свои увлечения, в реальной жизни человек тем самым может перекрывать недостачу чего-то существенного и важного, того, что он не может иметь по каким-либо причинам.
Тип 6. Знаменитости - знак самоуверенности и целеустремленности
Налепить на свой профиль фото известных людей - один из излюбленных приемов создания аватарок. Одним только Виктором Януковичем украсили свои аккаунты десятки человек. Звезды кино, эстрады и политики, исторические личности - фигуры для подражания. Так, после смерти Майкла Джексона тысячи пользователей поставили себе фото с изображением короля поп-музыки. После успеха «Доктора Хауса» авы массово запестрели лицами Хью Лори. Юзеры, конечно, могут быть их поклонниками и ассоциировать себя с успехами, фразами и поступками, совершенными знаменитостями. Но вот нюанс - порой, прибегая к такому ходу, пользователи могут попытаться выдать чужой авторитет за свой, играя на имидже артиста или именитого деятеля. Пиар, ешкин кот!
Тип 7. Мультяшки и графические рисунки - признак одиночества
Почему человек вешает на аватар мультяшного героя, однозначно сказать нельзя. В детстве юзер мог сам любить мультфильмы или внешне чем-то походить на самих героев. В рисунках важно обращать внимание на представленную сюжетную линию и цветовую гамму. Например, если рисунок веет средневековьем, человек может быть романтиком; некие абстрактные сюжеты укажут на одиночество; аватары из области фантастики - на склонность принимать происходящее близко к сердцу.
Тип 8. Надписи - авторитарность и властность
Хотя аватары сами по себе могут сказать о хозяине больше, чем информация в графе «О себе», некоторые жители онлайн-миров прямо в аватарах используют текстовые надписи. Словесные месседжи (манифесты) являются точечным ударом для отстаивания или даже навязывания своей позиции или видения какой-либо темы. Им не важно, что думают другие по тому или иному вопросу, - важно, что для себя они уже все окончательно и бесповоротно решили. Любители подобных аватарок любят краткость и лаконичность и в то же время пытаются через броский слоган донести личное мнение окружающим, взять ситуацию под контроль, опередить события, а значит, возглавить их.
Тип 9. Животинки - недостаток внимания от людей
Каждый из нас подсознательно сравнивает себя с животным, и это сравнение может перенестись в виртуальные миры. Аватары с животными могут как говорить об обычной любви к ним, так и намекать на некую предрасположенность к животным повадкам. Например, если женщина видит себя этакой кошкой, то, вывешивая фото кошки, не исключено, что затем она хочет прослыть для кого-то «киской». Правда встречаются аватары, где домашние питомцы дарят хозяевам тепло и радость, но в них явно прослеживается нехватка тепла и верности от окружающих людей.
Тип 10. Реквизит - мечтами наружу
Фото на живописном морском побережье может не только подчеркивать любовь человека к путешествиям, но и указать на его материальную состоятельность. Запечатлевая себя любимого на морском курорте либо на фоне дорогих машин, люди хотят поднять свою значимость в глазах общества, зацепить внимание, чтобы намеренно стать объектом для обсуждений или похвал.
Справка «КП»
Словом «аватара» мы обязаны древним индусам. «Аватара» пришло к нам из санскрита - древнего языка Индии, литературные памятники на котором датируются еще серединой II тысячелетия до н. э. В философии индуизма «аватара» обычно подразумевает нисхождение бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Также этот термин трактуется как «явление» или «воплощение».
Кстати
Частая смена аватарок указывает на то, что человек очень хочет быть услышанным и пытается утвердиться в каком-то мнении. Он существует за счет оценки других людей и тщательно пытается найти себя именно в виртуальных сетях.