Загрузить еще

Вы все еще хотите быть как Нефертити?

Вы все еще хотите быть как Нефертити?
Фото: Бюст Нефертити египтяне сильно отредактировали, прежде чем показать публике.

Мона Лиза - юноша?

Каждый день в Лувре перед «Моной Лизой», самой знаменитой и, безусловно, одной из самых прекрасных картин в истории, давятся и орут туристы с фотоаппаратами. Для большинства это просто достопримечательность, они даже не всматриваются в картину, которая на самом деле удивительна: за пять минут она успевает множество раз поменять выражение лица. Она смотрит на тебя, она улыбается тебе, и тебе всерьез кажется, что она живая.

Это самая изощренная и блестящая оптическая иллюзия в истории живописи. Леонардо да Винчи, лучший художник в истории человечества, много лет возился с «Моной Лизой» и добился абсолютного совершенства - по крайней мере в портретном жанре, в котором ему и без того не было равных. Вопрос только в том, чей это портрет.

Сейчас итальянский историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что на картине изображен юноша. Его звали Салаи, он на протяжении двух десятилетий был подмастерьем Леонардо да Винчи и (чисто теоретически) мог быть его любовником. Ранее он обнаружил с помощью сильного увеличения букву S в зрачке Моны Лизы и утверждает, что это значит Salai...

Натурщик и помощник Леонардо служил моделью для Иоанна Крестителя (слева). А для Моны Лизы?

Официальная версия: Мона Лиза - жена торговца шелком

По общепринятой теории, на портрете изображена Лиза дель Джокондо. Она родилась в 1479-м,  вышла замуж за торговца сукном и шелком и родила ему пятерых детей. Считается, что муж заказал ее портрет Леонардо в ознаменование рождения среднего сына, Андреа, и покупки нового дома. Но Леонардо провозился с портретом несколько дольше, чем рассчитывал Франческо: больше пятнадцати лет. В 2005-м была обнаружена запись флорентийского чиновника Агостино Веспуччи - там указывалось, что Леонардо да Винчи работает над тремя картинами, в том числе над портретом Лизы дель Джокондо. Это считается окончательным доказательством, что на портрете - именно она. 

Альтернативная версия: Мона Лиза - любовник Леонардо

Слухи, что Леонардо был гомосексуалистом, циркулируют с XV века и вызывают горячие споры среди его биографов. В 1476-м, когда ему было 24 года, его судили по обвинению в содомии - он слишком близко сошелся с молодым человеком по имени Джакопо Сальтарелли, который занимался проституцией и на которого кто-то составил донос. Содомия была очень серьезным обвинением, за нее могли приговорить к смертной казни, но Леонардо был оправдан за недостатком улик. 

В дальнейшем он так и не женился, но с большой симпатией относился к мальчикам и юношам, окружая себя подмастерьями. Вот только нет ни единого свидетельства, что он вступал с ними в сексуальный контакт. Многие считают, что он практиковал полное воздержание от секса - возможно, именно после психологической травмы, которую нанес ему скандал с Сальтарелли.

Джан Джакомо Капротти да Орено стал его подмастерьем в возрасте 10 лет (Леонардо было 38). Прозвище Салаи - «дьяволенок» - было дано ему не просто так, он с маниакальным упорством воровал деньги, но Леонардо относился к этому скорее как к милым проказам.

Джорджо Вазари писал, что Салаи был на редкость хорош собой, - Леонардо особенно нравились его вьющиеся волосы. Он разглядел в нем некий идеал красоты? Полюбил его как сына - или не только как сына? Мы никогда этого не узнаем. Но Салаи стал его любимым учеником (а потом и любимым натурщиком). Он написал с него «Иоанна Крестителя»: еще более загадочная улыбка, очень похожее на «Мону Лизу» лицо (причем «Иоанн» находится в Лувре неподалеку от «Моны Лизы», и, чтобы уловить сходство, не нужно быть искусствоведом).

Леонардо верил, что Салаи в конце концов тоже станет выдающимся художником - видимо, он рассматривал его как наследника. Именно ему он в конце концов оставил «Мону Лизу». Салаи пережил учителя всего на пять лет - он погиб в драке в 44 года.

Салаи действительно смахивает на Мону Лизу, но... Теория Винчети уже подверглась критике. Пьетро Марани, специалист по творчеству Леонардо, заявил, что она совершенно беспочвенна. «Все персонажи картин Леонардо напоминают друг друга, потому что воплощают один и тот же абстрактный идеал красоты, - цитирует его Daily Mail. - Во всех одновременно есть мужское и женское начало. Да Винчи начал писать «Мону Лизу» как портрет Лизы Герардини, но с годами концепция постепенно изменилась: это идеализированный портрет, не изображение конкретного человека».

Прихорашиваясь к празднику, любая женщина горит желанием быть не просто красивой, но обязательно похожей на какую-нибудь идеальную красавицу. В разные времена у этих кумиров были разные имена, но они одинаково порождали в сердцах дам комплексы собственной неполноценности. Накануне 8 Марта «КП» попыталась разобраться: так ли уж в самом деле были хороши те, кого превозносила и превозносит молва?

Нефертити

Главная топ-модель Египта Нефертити, чье имя само по себе означает «прекраснейшая из красавиц пришла», вот уже четвертое тысячелетие наводит на женщин у зеркала грусть. Любимая жена фараона Эхнатона известна как красивейшая из красивейших, одно из ее титулований было «Совершенная», и проверить его правдивость за давностью лет до недавних пор не было никакой возможности. 

Но перед техническим прогрессом постепенно расступается даже мгла веков. Найденный сто лет назад немцами сделанный из известняка бюст Нефертити подвергли компьютерной томографии и выяснили, что он подвергался «пластической хирургии». С помощью известковой штукатурки скульптор исправил более чем реалистичный первый вариант: убрал морщины, улучшил форму носа картошкой, «подредактировал» глаза и скулы. В общем, сделал из весьма среднего образца красавицу. 

Дополнить разгадку истинной внешности Нефертити могла бы находка, сделанная во время раскопок королевского захоронения в Египте. В одной из трех обнаруженных в комнате мумий подозревают именно Нефертити, хотя единого мнения на эту тему у ученых нет. Чтобы установить подлинность открытия, нужно сравнить анализ ДНК мумии и сестры Нефертити, найденной сорок лет назад. И если все подтвердится, то женщины смогут вздохнуть свободно. Рост той, на кого им всегда предлагали равняться, всего 158 сантиметров, а вид довольно субтильный. Похоже, что весь мир пал жертвой древнеегипетского дворцового пиара.    

Клеопатра

Еще одна египетская красотка из давних легенд - Клеопатра - вряд ли должна смущать современных дам. Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон воссоздала ее внешность, совместив изображения царицы на древних артефактах. В компьютер были загружены все известные изображения царицы времен ее правления: скульптурные портреты, изображения на монетах и прочие дошедшие до нас. Сложно сказать, насколько справедлива получившаяся трехмерная модель, но это явно не божественная красота. 

И созданный портрет еще можно считать комплиментом Клеопатре. До этого, изучая ее лик на египетских монетах, исследователи представляли царицу женщиной с тонкими губами, крючковатым носом и низким лбом. А статуя Клеопатры, выставлявшаяся в Британском музее, это полноватая женщина невысокого роста с неброским лицом. Не совсем то, чему стоило поклоняться две тысячи лет, прошедшие со дня ее смерти.  

Так выглядит воссозданная учеными модель Клеопатры.

 

На монетах она смотрится гораздо хуже.

Диана де Пуатье

Ладно Клеопатра с Нефертити, дело давнее, но до Дианы де Пуатье, фаворитки короля Генриха II, считающейся одной из главных красавиц средневековой Франции, рукой подать - пяти веков не прошло. Остались портреты и описания современников, и все равно ничего не понятно.

Герцог Орлеанский, будущий король Генрих II, встретился с Дианой, к тому момен-ту уже девять лет как овдовевшей, когда ей было тридцать девять лет, а ему - всего двадцать. И тут же влюбился в нее. Диана прошла с ним на правах невенчанной жены через всю жизнь и фактически правила Францией. Злые языки называли ее «Старый гриб», но Генрих не чаял в ней души. Однако даже придворные льстецы-художники не отваживались рисовать ее красавицей. Сегодня, глядя на нее, совершенно непонятно, как на протяжении как минимум трех веков после смерти, даже со скидкой на иные стереотипы женской красоты, Диана считалась высоким идеалом. 

А между тем даже после шестидесяти, когда она по смерти Генриха лишилась власти и удалилась на покой, ее называли «обладательницей удивительной красоты», которая «не встречает бесчувственного сердца, чтобы сумело остаться равнодушным».

В Диану де Пуатье был влюблен король Франции, а современники считали ее бесподобной.

Маркиза де Помпадур

«Она была блондинкой с слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами», - описывал главную фаворитку короля Людовика XV недоброжелательно настроенный современник. Впрочем, и доброжелатели тоже не могли толком сказать, чем же маркиза де Помпадур была так хороша, что двадцать лет умудрялась оставаться рядом с самым распутным монархом Франции. Даже ее глаза и то называли «чарующие очи неопределенного цвета».

Тем не менее в течение долгого времени все женщины Европы пытались брать с нее пример, но равнялись дамы не на саму маркизу, которую большинство из них в глаза не видели, а на ее портреты. А там у Помпадур было все схвачено: она покровительствовала многим художникам, а в особенности выдающемуся портретисту Франсуа Буше, неизменно изображавшему ее богиней красоты и плодородия. 

Чтобы хорошо выглядеть на портретах, маркиза де Помпадур брала под опеку художников.

Мата Хари

После изобретения фотографии водить за нос публику, выдавая себя за небесную красавицу, стало сложнее, но некоторые справлялись и с этой задачей. Так, знаменитая танцовщица Мата Хари вошла в историю не только как одна из главных женщин-шпионок, но и как выдающаяся красотка. Современники вспоминают ее грациозные танцевальные номера и экзотические смелые наряды. Но фотографии дофотошопной эпохи, несмотря на старания фотографа, доносят до нас вполне заурядную по нынешним меркам женщину. А карточки, сделанные после ареста Маты Хари - без макияжа и специально поставленного света, - и вовсе развенчивают миф о красоте, перед которой не мог устоять ни один высокопоставленный военный. Конечно, тюрьма никого не красит, но в данном случае фотография как раз беспристрастна. 

Мату Хари считали необыкновенной красавицей...

 

..но фотодокументы позволяют нам самим оценить ее.

Сергей ТИТОВ.