Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
16 апреля
Загрузить еще

Украинцы за деньги не размножаются

Украинцы за деньги не размножаются
Фото: Фото УНИАН.

Накатят ли на Украину демографические волны?

О том, что рождаемость в масштабах страны невозможно улучшить в рекордные сроки и как бедность, превращаясь в болезнь, способна сводить людей в могилу раньше времени, - «Комсомолке» рассказала Ирина КУРИЛО, доктор экономических наук, зав. отделом проблем качества демографических процессов Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины.

СОЦИАЛЬНЫЙ МИНИМУМ: ОДИН РЕБЕНОК 

- Ирина Алексеевна, что показывает мониторинг демографической ситуации Украины? Насколько велик разрыв между ней и планами президента Виктора Януковича - «50 миллионов населения к 2020 году!»?

- Я бы вообще не стала говорить о планах и цифрах. Эта область, конечно, регулируется, но регулируется не так легко. На процессы рождаемости и смертности можно воздействовать, хотя надо иметь в виду - они характеризуются весьма серьезной инерционностью.

- Что означает здесь понятие «инерционность»?

- Когда рождаемость определенное время снижалась, а смертность увеличивалась, то, даже принимая необходимые меры, очень быстро эти тенденции не переломить. А еще они так или иначе дадут о себе знать в следующем поколении.

Есть такой феномен, как демографические волны. Если в 1990 году появилось мало детей, то спустя четверть века или чуть больше, при прочих равных условиях, детей снова родится не так много, поскольку материнское поколение будет немногочисленным.

Последние пару лет демографическая ситуация в нашей стране с точки зрения баланса рождений и смертей выглядит несколько лучше, чем в 2000-2001 годах, когда была зафиксирована рекордно низкая рождаемость.

- Рекордно низкая - в сравнении с чем? Существует некий рубеж, пересечение которого грозит стране исчезновением с карты мира?

- Рождаемость стала падать с конца 1980-х годов и достигла абсолютного дна в начале «нулевых». Тогда число детей, рождаемых одной женщиной в течение детородного периода, в городах опустилось ниже отметки «один ребенок». То есть ниже своеобразного социального минимума, о котором говорят, имея в виду то обстоятельство, что уж на рождение одного ребенка здоровая в репродуктивном отношении пара решается практически всегда - разве что за исключением каких-либо экстраординарных жизненных обстоятельств.

Так вот, в 2001-м в Украине наблюдалась наихудшая в этом отношении картина в Европе.

- Как демографы объясняли происходящее?

- Особых объяснений не требовалось, все на поверхности: глубокий трансформационный кризис, резкое падение уровня жизни, высокий уровень инфляции, социальная дезадаптация населения. Конечно, все это еще больше характерно для середины девяностых. Но действовала инерция, хотя уже с конца 1999 года в Украине наблюдалось экономическое оживление. И только к 2002-му на него «откликнулась» рождаемость. В целом же говорить о тесной однозначной взаимосвязи условий - если разбогатеем, то сразу станем многодетнее! - нельзя.

Сегодня мы еще не вышли на докризисные показатели рождаемости. И надеяться вернуться в восьмидесятые годы, когда в Украине насчитывалось 50-52 миллиона человек, нелогично.

На самом деле в свое время и послевоенный беби-бум по всей Европе перетек в постепенное снижение рождаемости. Мы лишь повторили общие тенденции.

Нынешний украинский уровень - 146 детей на 100 женщин, либо на одну - 1,46 ребенка. А среднеевропейский показатель - 1,6. Как видим, отставание существует, но не разительное. Однако предположить, что в ближайшие годы украинцы превзойдут среднеевропейский уровень, невозможно. Вообще же нигде в Европе, кроме Скандинавии, суммарный коэффициент не поднимается выше 1,8 ребенка.

 

 

«ДЕТСКИЕ ДЕНЬГИ» ДАЮТ КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

- Можно ли констатировать: чем страна более развита, а женщины - независимее и карьернее, тем меньше в домах младенческого агуканья и погремушек?

- Такая направленность связи данных факторов действительно существовала - но до 70-80 годов прошлого века. Зато сегодня, скажем, в Скандинавских странах, где и продуктивная занятость женщин, и эмансипация достигли завидного уровня, наблюдается новая закономерность. Там, где высокая степень гендерного равенства, а институциональная модель социума благоприятствует сочетанию материнства и занятости, рождаемость более высокая. Конечно, она далеко не такая, как в Африке или в Азии, но изменения в лучшую сторону очевидны. Женщины рожают сравнительно поздно, с небольшим интервалом во времени между рождениями двоих или троих детей. Как обязательный элемент гендерного равенства рассматривается тот факт, что часть отпуска по уходу за ребенком берет мужчина, отец.

Ведь нынче добиться того, чтобы потенциальные мамы вообще не работали, практически невозможно. Значит, надо создавать условия, при которых они будут востребованы в своих профессиях и при этом иметь возможность воспитывать детей.

- Ирина Алексеевна, а если страна в экономическом плане находится между низким и средним уровнями, но беби-бум стараются вызвать, например, финансовым поощрением - результат проявится? Президент Виктор Ющенко, например, возлагал большие надежды на суммы, которые в соответствии с его указом стали выплачивать сознательным и патриотичным, то есть рожающим украинкам. Есть у вас данные, насколько продуктивным оказался почин?

- Определенный эффект подобные меры приносят - особенно, когда в семьях, как в нашем случае, высока бедность. Но эффект, как правило, краткосрочный. Подобного рода одноразовая помощь действует по принципу «доза - эффект». Пока вливания осуществляются и нарастают, до тех пор действие помощи заметно.

Еще вот что стоит учесть: с 1990-х годов в Украине накопился определенный потенциал так называемых отложенных рождений. Семьи, надеясь на лучшие времена, однозначно переносили «на потом» рождение второго и третьего ребенка, а иногда и первого. И то, что в 2002-м начала расти рождаемость, в определенной степени объясняется тем, что чуть лучше стало жить и отложенные рождения принялись реализовывать.

В последние годы мы проводили обследования населения детородного возраста. Примерно 12 процентов признали, что именно государственные меры повлияли на их решение стать матерями и отцами. Хотя на долгосрочный характер тенденции рассчитывать не приходится. Причин несколько. Уверенность в завтрашнем дне -  очень важный аспект для рождения желанных детей. И возможность самообеспечения семьи. Как по мне, надо именно на это делать ставку. Неправильно, чтобы люди до такой степени и в личной жизни зависели от материальной помощи со стороны государства!

Чего мы ждем от жизни? Мы ждем детей!

- Ничего сенсационного на самом деле. Низкие зарплаты, отсутствие своей крыши над головой... Тут ведь только суммами, которые держава выделяет «на памперсы», не спасешься?

- По цифрам 2010 года видно, что число рождений уже становится несколько ниже. Хотя украинская сумма помощи от государства на рождение ребенка солидна даже по европейским меркам. Вот такие нестыковки….

Конечно, «детские» деньги семьям платить надо, но лучше бы сделать эту поддержку более долгосрочной, хотя и меньшей по размеру (к примеру, в ряде европейских стран помощь на содержание детей выплачивается до достижения ими совершеннолетия). Тем более если детей несколько. Иначе бедность их все равно настигнет и «накажет» - вместе с мамой и папой. Негативно ныне сказывается на рождаемости и нехватка детских дошкольных учреждений. Одни садики еще в прошлом десятилетии закрыли, другие сдали в аренду коммерсантам…

Потому не надо лукавить: без общего оздоровления ситуации в экономике и социальной сфере Украины стабильные благоприятные демографические изменения вряд ли наступят.

В 60-Х ГОДАХ УКРАИНЦЫ БЫЛИ САМЫМИ «ЖИВУЧИМИ»

- Смертность тоже тесно «привязана» к экономическим трудностям?

- Начнем с того, что смертность в Украине высокая. Преждевременная, в трудоспособном возрасте, особенно у мужчин. Вообще проблема запущенная с 1970-х годов. Ведь еще в середине 1960-х Украина достигла весьма высоких, не только по европейским меркам, показателей продолжительности жизни. В 1966-м она опережала нынешних лидеров - Японию, Францию…

Понимаю, сложно поверить, поскольку минуло всего сорок пять лет, и мы оказались в аутсайдерах. Но объяснить причины можно.

На том этапе борьба со смертностью сводилась в основном к преодолению высокой смертности от инфекционных заболеваний и других экзогенных причин смерти. Был налажен санитарно-эпидемиологический контроль, по графикам шли прививочные кампании. Все, что требовалось в организационном плане от государственной медицины, выполнялось, и неплохо. Но в последующие десятилетия как на Западе, так и у нас удлинение продолжительности жизни стало зависеть от иных факторов. И от тех недугов, с которыми нужно бороться не только на общественном, но и на индивидуальном уровне, для победы над которыми необходимы более или менее нормальная экология, здоровый образ жизни.

На Западе тогда развернули кампании с целью пропаганды массового спорта и рационального питания, призывали отказываться от курения. В Украине сегодня тоже пытаются отучать молодежь от сигарет, но мы - упорно «дымящая» страна… Там же пик расцвета, если позволено выразиться, табачной зависимости прошел раньше, доводы медиков подействовали. И в комплексе принятые меры стали давать незначительный, но постоянный прирост продолжительности жизни населения. А у нас, наоборот, наметился ее спад.

Наиболее же неблагоприятными для Украины в данном смысле оказалось тоже начало - середина 1990-х годов. Потом - пара лет передышки, компенсации, когда мы, буквально затаив радость, отмечали, что уровень смертности несколько снизился. Но, увы, дальше все снова вернулось на круги своя. Теперь наши женщины живут в среднем на 8-9 лет меньше, а мужчины - на 12-13, чем их ровесники в благополучной Европе. Кстати, поляков с чехами высокая смертность на рубеже смены эпох также не обошла стороной. Но они сумели ее обуздать, в отличие от украинцев…

Правда, очередной тренд улучшения у нас наметился с 2007 года. И 2008-2009 годы характеризовались определенным приростом продолжительности жизни.

ОТ 40 ДО 60 - ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ МУЖЧИН

- С чем это связывают ученые-демографы?

- Уменьшилось количество смертей от дорожно-транспортных происшествий -  сработало ужесточение ответственности за нарушения на дороге. Показательный пример вовремя и уместно примененного влияния государства! Немного упала смертность, возникающая на почве злоупотребления алкоголем. Это же вообще наш бич…

Надо сказать и о некой биологической подоплеке явления. В период роста смертности определенную роль играет феномен, согласно которому осуществляется своеобразный естественный отбор. Примерно как во время эпидемии гриппа: ослабленные валятся с ног с температурой и осложнениями, закаленные могут почихать и выходят из эпидемии с иммунитетом более сильным.

В целом же пока в нашей стране ни в плане медицины, ни в социальном смысле не сделано почти ничего, чтобы обнадеживающий тренд продолжительности жизни последних лет получил развитие. Тем не менее, по прогнозам, продолжительность жизни в Украине и далее должна расти. Отчасти потому, что падать-то больше некуда…

- Можно ли узнать, сколько мы, современные граждане Украины, проводим в среднем времени, так сказать, на этом свете?

- Продолжительность жизни женщин - около 75 лет, мужчин - несколько менее 64 с половиной. Сам по себе разрыв более чем на 11 лет показателен…

- Настоящее вдовье царство?

- У нас весьма высока преждевременная смертность мужчин в возрасте от 35-40 до 60 лет. Те, кто преодолевает этот рубеж, избегая главных рисков, имеют потом шанс жить несколько дольше. Похожая история и с женщинами происходит на рубеже их 70-летия.

У смертности тоже есть свои закономерности. Если она сначала растет, то потом непременно обозначается часть популяции, которая выживает на общем фоне несколько лучше.

В целом же будем надеяться, что в перспективе за счет более здорового образа жизни, реформ в сфере медицинского обслуживания и ожидаемого экономического роста в Украине благоприятные тенденции продолжительности жизни сохранятся и усилятся.

КСТАТИ

«Як тебе не любити, Києве мій...»

- Какова демографическая ситуация в столице?

- Киев - фактически государство в государстве. Здесь выше стандарты жизни, а население моложе. Ведь его структура формируется и за счет мигрантов, приезжающих сюда в поисках работы. Пожилые люди на подобные «подвиги» уже не отваживаются.

- Надо понимать, что и в смысле рождаемости столице сильно помогают те, кто приехал сюда трудиться?

- Без сомнения. Общий коэффициент рождаемости в Киеве в 2009 году превзошел среднеукраинский показатель, а смертность здесь ниже. Оперируем пока этими данными, окончательные показатели по 2010-му будут не раньше лета. Но априори можно сказать: в столице ситуация лучше, нежели в близлежащих регионах. Почему? Думаю, объяснение очевидно. Более качественное медицинское обслуживание - не сравнить с райцентрами или с селами, более образованное население, что все же положительно сказывается на самосохранительном поведении, выше уровень материальной обеспеченности. В целом же разрыв в продолжительности жизни между городским и сельским населением Украины сравнительно невелик. Да, горожане живут чуть дольше, но сей разрыв не сравнить с тем, который существует между полами.

В ТЕМУ

Бедность как болезнь со смертельным исходом

- Нематериальный фактор, именуемый социальным оптимизмом, наши годы действительно удлиняет? Вот, бывает, человек не пьет, не курит, нормально питается, следит за здоровьем. А настроение у него постоянно угнетенное на почве, допустим, политических новостей…

- Безусловно! Справедливость выражения «Все болезни - от нервов» доказана многократно. Вот частный пример: моя бабушка прожила 92 года. Причем последние 15 лет она не могла передвигаться: поломала ногу, неудачно срослось… Но я смотрела и восхищалась, насколько бабушка сохраняла волю к жизни и интерес к ней! Я вынесла оттуда опыт - если у человека нет неизлечимых болезней, то он способен жить настолько долго, насколько сам себя заставит.

А второй аспект имеет прямое отношение к вашему вопросу. Статистика показывает: в тех странах, где имущественное расслоение минимально, где меньше субъективная бедность, которая способна вызывать сильные моральные страдания, там смертность ниже. Если люди не чувствуют себя несчастными в сравнении с другими своими соотечественниками, то они реже болеют и не умирают так рано.

- Ирина Алексеевна, если с этих позиций посмотреть на нашу страну по регионам, что получится? Где бедность и отчаяние от неравенства больше всего косят народ, доводя его преждевременно до могилы?

- Тогда надо учитывать не только имущественное расслоение, но и остальные показатели социальной среды - криминогенность, например. Там, где, кроме сугубо экономических показателей, социальный фон лучше, он явно влияет на самочувствие людей, их настроение, а соответственно и на продолжительность жизни, и на рождаемость. Это и медики подтверждают.

Что же касается региональной дифференциации, то у нас традиционно демографическая ситуация лучше на западе страны. На фактор рождаемости сильно влияют традиции, даже мода на определенное число детей, религиозность, чуть более низкий, в сравнении с центром Украины, уровень образования - то есть институциональные факторы. А на продолжительности жизни со знаком «плюс» сказываются более благоприятные экологические условия и характер условий труда. С работой, скажем, шахтеров не сравнить… Имущественное неравенство тоже чуть меньше. Значит, психологическое состояние людей лучше.

Более того, на западе страны несколько регионов на сегодня буквально «выскочили» из депопуляции. Три-четыре ребенка в семье считается стандартом. Впрочем, как долго это продолжится, сказать не могу. Действительно, мода на детей большую роль играет.

Максимумы смертности дает север Украины. Полесье - Черниговская область, например, Сумская. Эти места в 1986-м накрыла чернобыльская волна. Мы считаем, что уже имеем дело с отдаленными ее последствиями, связанными с ухудшением состояния здоровья населения.

На юге традиционно неблагоприятны в смысле смертности Херсонская и Одесская области. В целом же можно сказать, что продолжительность жизни уменьшается с запада на восток.

ТЕНДЕНЦИЯ

Каждый пятый малыш - только мамин

- Ирина Алексеевна, институт семьи и брака в Украине подвергается тем же испытаниям, что и в западном обществе? Все больше мужчин и женщин предпочитают «узам» свободные отношения, детей откладывают «на потом» из-за карьеры…

- Пока средний возраст мамы, рожающей первенца, в нашей стране заметно ниже, чем в Европе. Там пик рождений приходится на возраст от 25 до 29 лет, а у нас - от 20 до 25 лет. И в Украине лишь каждый пятый ребенок появляется на свет в браке, не зарегистированном официально, или от матери-одиночки. В Швеции, например, показатель составляет около 60 процентов, в Эстонии к подобной цифре приближаются. Думаю, в целом и Украина движется в этом направлении…