Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Один день в армии

Один день в армии
Фото: Слабые и сильные стороны нашей армии корреспондент «КП» оценивала женским взглядом.

Многие мальчишки в детстве мечтают стать космонавтами или военными. В космонавты, правда, берут не всех, а вот побывать в армии должен каждый настоящий мужчина. И не только мужчина: корреспондент «КП» тоже с детства мечтала об этом. 

Накануне праздника Украинской армии ее мечта сбылась. Правда, всего на один день.  

ВСЕ СТРОГО ПО УСТАВУ

…Мой единственный день в армии начался у КПП Академии сухопутных войск имени Петра Конашевича-Сагайдачного. У входа встречает курсант-первокурсник. Полон задора, рассказывает, что на сегодня запланированы стрельбы на полигоне. А мне невесело - на улице минус двенадцать. С ужасом представляю, как придется мерзнуть со срочнослужащими. 

Попадаю в распоряжение полковника Александра Сывака. В учебно-стрелковом комплексе академии мне предлагают для начала поупражняться. Ничего не выходит. Не то что в «десятку», даже в «молоко» не попадаю. Пули упорно не желают ложиться прицельно. Сывак успокаивает, говорит, что на полигоне стрелять научат точно на поражение. 

Следом небольшая экскурсия по академии. Здесь все по уставу и, пожалуй, именно так, как я себе и представляла в основном по фильмам советских времен. В казармах - знакомые нам с фильмов панцирные кровати, по 8-12 в каждом блоке. В санузлах по 4-6 умывальников (из расчета один - на пять человек, чтобы не приходилось стоять в слишком уж большой очереди).  

ДЕСАНТ: ПЕРВЫЙ ПРЫЖОК - САМЫЙ ЛЕГКИЙ

Мне выдают курсантскую форму - бушлат, шапку и штаны. Форма новенькая, но, увы, «на вырост» - 44-го размера… Нас грузят в автобус и везут на Яворовский полигон. На подъезде встречаем будущих десантников, они деловито выпрыгивают из другого автобуса, у каждого за спиной парашют в ранце. 

- Сегодня они будут прыгать первый раз, причем из самолета Ан-26, - объясняет сопровождающий нас майор Юрий Рудницкий. - Обычно у курсантов первый прыжок - из вертолета. 

Скоро мы видим, как будущая элита Украинской армии совершает свой первый десант. На высоте в 800 метров раскрываются один за другим парашюты 23 десантников. 

- Ветер им мешает, но никто и не обещал, что будет легко, - со знанием дела объясняет майор Рудницкий. - Самое сложное - это приземление. Ветер сильный, если купол не «погасишь», тебя может протащить и на несколько километров в сторону. А потом вышагивай с экипировкой к посту… Десантная экипировка весит 40 килограммов. 

Я спросила одного десантника, как это - прыгнуть  в первый раз. 

- Первый раз прыгать никто не боится, - рассказал он мне по секрету. - Просто никто не знает, чего ждать. Самый страшный прыжок - второй. Вот когда у всех и коленки трясутся, и прыгать, бывает, отказываются, так что буквально пинками приходится сталкивать с борта…  

СТРЕЛЬБЫ: ВРАГ НЕ УБИТ, НО СИЛЬНО НАПУГАН

Наконец, мы на полигоне. В чистом поле на мерзлой земле тренируются курсанты. В касках и бронежилетах смотрятся они гораздо выгоднее, чем их ровесники в городе в обтягивающих брючках и в куртках нежных цветов… 

- Вперед! - командует генерал-лейтенант Павел Ткачук. - Курсант должен передвигаться или быстро, или бегом. 

И я бегу к назначенному мне наставником курсанту Виталию Граю.  

- Какое оружие будем выбирать? - строго спрашивает курсант. - Пулемет, ручной пулемет, автомат Калашникова, пистолет Макарова, снайперская винтовка?

Слово «пулемет» завораживает, и я выбираю его. Оказывается, это неподъемная чудовищная махина, к которой прикоснуться страшно. 

- А еще у него отдача, как осел лягается, - мрачно комментирует курсант Грай. - Может, лучше все-таки ручной пулемет?  

Соглашаюсь. Нужно распластаться на тонкой подстилке (холодно, аж скулы сводит, даже не понимаю, как курсанты здесь проводят день-деньской), прицелиться - и… 

Впереди в нескольких сотнях метров маячат три «зеленых врага». Кое-как приспособив пулемет к плечу, как подсказывал наставник, я дважды жму на курок - и слышу окрик: «Прекратить стрельбу!» Что-то не так, видимо, делаю.

Прошу наставника продемонстрировать меткость на личном примере. Перезарядив пулемет, он небрежно наводит ствол и, словно бы не целясь, мимоходом, поражает все мишени. 

- Я хорошо стреляю из всех видов оружия, - говорит Виталий Грай. - Все-таки годы, проведенные в академии, не проходят даром. 

Вот с такими военными мы можем не беспокоиться за будущее страны! 

- Сначала на первом курсе было очень тяжело, - рассказывает Виталий. - И погода «достает», и нагрузки у нас будь здоров. Вечно голодный, уставший ходишь, спать хочется постоянно. Но сейчас меня не пугают ни мороз, ни ветер, ни полевые условия жизни. 

В палатке генерал-лейтенант Павел Ткачук со снисходительной улыбкой вручил мне грамоту «за военную выдержку и ответственность при выполнении военных заданий». 

- Враг не убит, но сильно напуган, - прокомментировал он мои попытки овладеть ручным пулеметом.  

ТАНКОДРОМ: СПЛОШНОЙ АДРЕНАЛИН

Следующий пункт программы - танкодром. Впечатлений - аж дух захватывает! Один только БТР - грозная 30-тонная махина, встретившая нас на въезде, чего стоит. Грохот такой, что уши закладывает. Начальник центра обеспечения Академии сухопутных войск Александр Остапчук предлагает проехаться в БМП (боевой машине пехоты). Прыгаю в люк. В идеале в люке должны находиться только ноги, а туловище от поясницы - снаружи. Но с моим «выдающимся» ростом из люка торчала только голова. Кстати, в БМП довольно уютно и тепло, не то что на полигоне с пронизывающим ветром. От грохота двигателя спасают наушники. По этой же причине пообщаться с курсантами, управляющими машиной, нет никакой возможности. 

Поговорили знаками. Курсант вопросительно вскидывает голову, я поднимаю вверх большой палец. Типа круто! На такой технике можно покорить весь мир. Ни водные преграды, ни болота, ни окопы и траншеи ей не страшны.  

Гордость украинского военпрома - танк «Булат». С 1991 года количество танков в армии сократилось в 8 раз.

 

 

ЕСЛИ АРМИЯ СИЛЬНА, СТРАНА НЕПОБЕДИМА 

Обмороженные руки, слезящиеся от ветра глаза, размазанная по лицу болотная грязь и бездна адреналина в крови - вот что такое армейские будни. И хотя сама я смотрю на них со стороны, к концу своего первого и единственного дня «в солдатах» начинаю понимать, что именно таковы они для каждого курсанта, каждого срочнослужащего. 

Рассказывают мне и о проблемах армии - они неисчислимы и неизменны с момента создания Вооруженных сил Украины. Не хочется их перечислять накануне праздника.

- Если армия сильна, страна непобедима, - говорят офицеры Академии. 

И я понимаю, что наша армия сильна в первую очередь не вооружением, не грозными БМП и танками, а своими людьми, их закалкой и мужеством. Даже не зная досконально всех трудностей, с которыми ежеминутно сталкивается каждый курсант, несложно понять, что решение стать офицером - очень мужественный поступок. Но трудности обязательно должны быть, хотя бы как проверка на прочность. Слабый сломается, сильный станет еще сильнее. Как и положено офицеру Украинской армии. 

Фото Вадима БАКАЯ и Виталия СТЕЧИШИНА.