ИМПЛАНТ НАЙДЕТ СПРЯТАННОЕ
Сегодня ученые ищут - и находят - новые кардинальные способы стимуляции памяти. Так, летом этого года канадские ученые из Западной больницы Торонто создали имплант, с помощью которого можно стимулировать в мозге те участки гипоталамуса, в которых записываются воспоминания. В результате у 65-летнего пациента-добровольца неожиданно из прошлого всплыла картина сорокалетней давности: простая прогулка по парку с друзьями. И чем больше и чаще медики стимулировали его гипоталамус, тем больше сюжетов из юности и даже детства оживало в памяти. А после трех недель такого постоянного мозгового «массажа» пациент стал уже «щелкать» тесты на память и интеллект как орехи. Казалось бы, проблема решена: вставляй всем в мозг эти волшебные импланты и становись тотчас гением! Однако ученые не могут предсказать последствия вживления в мозг электродов, работающих автономно и без контроля. К тому же импланты вызывают негативные побочные эффекты.
Другой похожий метод не так давно предложили и немецкие ученые из Университета города Любек. Они стимулировали головной мозг студентов-добровольцев слабым электрическим током во время сна. И студенты стали лучше, чем до опыта, запоминать сначала слова, а потом и целые лекции. Исследователи считают, что электричество помогает гипоталамусу «прокручивать» воспоминания во сне по нескольку раз, что и улучшает память. И еще дальше пошли специалисты из Университета Сандерленда и британской компании Virulite. Они в скором времени намерены испытать на пациентах новый шлем, улучшающий память во сто крат. Шлем надо будет поносить на голове в течение 10 минут в день. За это время прибор «подсветит» голову слабым инфракрасным светом. Это излучение, по мнению изобретателей, и должно оживлять давно забытые воспоминания. Но вот вопрос: всякому ли захочется, чтобы его «пытали» электричеством и инфракрасными лазерами? Лично мне - нет.
Мне больше по душе рекомендации нейрофизиологов Университета Гарварда. На недавнем семинаре по вопросам развития памяти ученые дали советы, которые были известны еще 100 лет назад. А именно: учить стихи, читать газеты и книги, играть в шахматы, запоминать новые телефоны, лица, прошедшие за день события. Но какие способы запоминания лучше?
- Люди порой думают, что хорошая память - это та, которая фиксирует максимальный объем информации, - развенчивает один из мифов доктор психологических наук, профессор Вероника НУРКОВА. - При этом мы редко задумываемся, что «помнить все» - это не дар, а наказание. Великий русский психолог Александр Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти» описывает случай феноменальной памяти. Судьба ее носителя Соломона Шерешевского трагична. Его сознание было заполнено роящимися образами прошлого, которые не оставляли пространства для мышления. Запоминать все - значит потеряться в хаосе неупорядоченной информации. Иметь хорошую память - значит сделать ее управляемой, помнить нужное и забывать ненужное.
Как это сделать? Попробуем несколько методов мнемотехники (запоминания). Кстати, лучше тренировать не те виды памяти, которые и так развиты (например, слуховая или зрительная), а любые другие.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ «ЗРИТЕЛЕЙ»
Придумывайте ассоциации.
- Людям с хорошо развитой зрительной памятью лучше использовать ассоциации, - предлагает доктор педагогических наук, директор московской школы эйдетики Игорь МАТЮГИН. - Это соотнесение известных вам фактов с только что полученными. Ассоциации можно найти по сходству, по контрасту, по причинно-следственным связям.
Проще всего привязывать те факты, которые нужно запомнить, к предметам, местам, которые вы хорошо знаете.
Самое идеальное средство для запоминания - дом. Например, как вспомнить длинный список покупок по дороге в магазин? Для этого еще дома, составляя список, мысленно «поместите» каждый объект на определенное место в доме. А вспоминая все, что нужно купить, просто представьте комнаты. К примеру: журнальный столик - надо купить «Комсомолку», на нем фото дочки - конфеты, морской магнитик на холодильнике - рыба, комната тещи - лимоны... Кстати, всегда обходите воображаемый дом в одном и том же порядке. Это позволит придать запоминанию характер ритуала.
Распутывайте «клубок».
Всем знакомая ситуация: спешите на работу, времени в обрез, а вы переворачиваете весь дом в поисках ключей от машины. Все, что всплывает в памяти: «Вчера пришел уставший, бросил куда-то ключи и не помню куда». И этот стертый кусочек вашей жизни можно представить в виде клубка нити. Начните разматывать клубок с того места, где в последний раз видели ключи. Последний сантиметр клубка - это тот момент, где вы сейчас находитесь. Возможно, вы захотели налить в чайник воду, и вы вместе с ключами пошли на кухню, где их и оставили, но потом и не подумали искать их там.
Можно идти и «от обратного». Это когда начало клубка является вашим настоящим, а конец - минутой, где все начиналось.
Если никак не вспоминается, то психологи советуют оставить эту затею. Как минимум - на несколько минут, как максимум - на несколько часов, дней. И потом попробовать снова вспомнить. Бывает, что нужное воспоминание всплывает тогда, когда вы отвлечены чем-либо другим или спите.
Подражайте Айвазовскому.
Известный русский художник Айвазовский запоминал поразивший его пейзаж методом, который сегодня психологи предлагают для тренировки зрительной памяти. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально. Потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет во всех подробностях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа. Далее откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
Как тренировались великие «зрители».
Великий оратор Марк Туллий Цицерон обладал удивительной способностью - произносить по памяти многочасовые речи, которые изобиловали множеством фактов, цифр, цитат. При подготовке к выступлению он ключевые слова и тезисы мысленно заранее «навешивал» на великолепную лепку потолка здания сената. И, произнося речь, глядел на те или иные лепные фигуры в определенном порядке, легко воспроизводя текст.
Ассоциативный эксперимент использовал Карел Чапек в своем рассказе «Эксперимент профессора Роусса». Профессор, чтобы разоблачить убийцу, применял прием, основанный на том факте, что ассоциативный ряд, а значит, и восстановление в памяти образов прошлого, зависит от того, что волнует человека в данный момент. Роусс произносил слова, а подозреваемый должен был назвать первую пришедшую в голову ассоциацию. В результате по ряду соответствий удалось установить, когда, где и как было совершено убийство и где зарыт труп.
ШПАРГАЛКИ ДЛЯ «СЛУШАТЕЛЕЙ»
Ищите звуковые ассоциации.
- Людям со «слуховой» памятью лучше пользоваться методом звуковых ассоциаций, - советует доктор Матюгин. - Классический пример - слово «винегрет», которое пишут по сто раз и все равно с ошибками. Слуховая ассоциация «вино пьют негры» поможет запомнить коварную букву «и» с первого раза.
Преподаватели иностранных языков иногда подбирают к незнакомому слову русское созвучие. Например, зная латинский корень, можно понять слово в трех-четырех других языках. Классический пример - слово «морковь». По латыни - carota, по-английски - carrot, по-французски - carotte, у нас - каротин.
Составляйте нелепые рассказы.
Хотите запомнить новые сведения? Составьте из них дурацкий рассказик. Чем нелепее сюжет, тем проще его запомнить. Вот, например, как запомнить картинку, где изображены виноград, слива, кабачок, салат, игрушки: «Мы с другом пили ВИНО, когда пошел ГРАД. Вода пузырилась возле водосточного СЛИВА. Мы забежали в ближайший КАБАЧОК и съели САЛАТ. Попасть в грозу - это не иГРУШКИ».
Можно легко запоминать и большие числа, если их представлять в виде животных, растений и предметов. Например, двойка - лебедь, единица - столб посреди дороги, восьмерка - матрешка, шестерка - замок. И при запоминании телефона 333-18-10 можно сочинить, к примеру, такую нелепую, но запоминающуюся историю: три ласточки подлетели к столбу и увидели матрешку, которая сидела на соседнем столбе и жевала бублик.
Рифмуйте и пойте.
Попробуйте, пока вас никто не слышит, спеть «В лесу родилась елочка!». У вас легко это получится. А все потому, что ритм и рифма - очень крепкий «клей» для памяти. Если хотите запомнить что-нибудь навсегда, положите слова на музыку с хорошим четким ритмом. В древности барды не просто рассказывали истории о былом, а пели их. Именно поэтому барды помнили все эти бесконечные истории о героях, богах и прекрасных девах.
Как тренировались великие «слушатели».
Известный актер и театральный педагог Михаил Чехов предлагал ученикам упражнение: артист читает текст и старается его запомнить, а остальные отвлекают его вопросами, на которые надо отвечать и снова возвращаться к тексту, не теряя нити повествования.
Авраам Линкольн, прежде чем стать президентом, был адвокатом. И, чтобы лучше запомнить свои речи, он читал текст вслух, то есть видел и слышал одновременно.
|
ШПАРГАЛКИ ДЛЯ «МАСТЕРА»
Рисуйте картинки.
- «Мастерам» можно попробовать рисовать картинки, - предлагает доктор Матюгин. - Чтобы запомнить, например, даты, формулы и цифры, они должны нарисовать дерево, схему или физиономию. Допустим, надо запомнить телефон 625-19-28. Пусть 6 изображает глаз с длинными загнутыми ресницами, 2 - бровь и нос, 5 - рот, перевернутая 1 - острый подбородок и так далее - вот и «вышла рожица кривая».
Или, допустим, надо запомнить правильное написание слова «собака». В первом слоге слышится «а», но пишется «о». Можно нарисовать спящего, свернувшегося калачиком, пса, который похож на букву «о». И если вы представите зверя, то тотчас вспомните, как пишется это слово.
Придумайте ритуал.
Для некоторых людей лучший способ чему-то научиться и что-то запомнить - просто взять и сделать. Поэтому есть множество методов развития памяти, основанных на действии. Например, школьнику, чтобы не забыть учебник в школу, можно изобрести утренний ритуал для собирания ранца. У каждого учебника и каждого карандаша должно быть свое место, и складывать их нужно в строго определенном порядке. Вскоре станет практически невозможно что-либо забыть, поскольку тогда ритуал покажется незавершенным.
Яркий пример использования ритуала как способа запоминания - это вождение автомобиля.
Кодируйте текст.
- В наши дни стало популярным кодирование текста значками - пиктограммами, - замечает доктор Матюгин. - Эти прародители письменности были обнаружены на монументах Древнего Египта, в том числе на пирамидах. Их и сейчас можно эффективно использовать для запоминания, особенно школьникам и студентам, которым приходится много писать и сдавать экзамены. Если какие-то важные моменты «зашифровать» в значки, то они помогут вспомнить материал.
Как тренировались великие «мастера».
Забавный метод сохранения информации изобрел Марк Твен. Сначала он читал свои лекции по бумажкам, но вскоре понял, что первый закон риторики - контакт с аудиторией. Тогда он стал выделять в тексте главные блоки и мысли, а первую букву ключевого слова рисовать… на ногтях. Например, если речь идет о памяти, то следует нарисовать букву «П», если говорить о школе - «Ш», и т. д. Такой подход позволяет организовать мышление, а пальцы превратить в шпаргалку. Единственный минус, на который жаловался Марк Твен, - слушатели начинали шуметь и наблюдать за его манипуляциями с руками.
Пабло Пикассо пользовался приемом, который можно условно назвать «знаки прошлого». У него была особая комната, где хранились «останки» вещей: разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Он брал в руки предмет, силился вспомнить то, что было связано с ним, - и в памяти всплывали лица, события, мысли, разговоры.