22 декабря
Загрузить еще

Леонид ШКОЛЬНИК: «Некачественные еда и алкоголь убивают чаще, чем несчастные случаи»

Леонид ШКОЛЬНИК: «Некачественные еда и алкоголь убивают чаще, чем несчастные случаи»
Фото: Выбирая любой товар,?внимательно проверьте срок годности, маркировку, этикетку, чтобы была не переклеена. И храните обязательно чеки.

«НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»

- Добрый день, Леонид Семенович, Ирина беспокоит. Расскажите, какие основные признаки, по которым можно определить, насколько качественная продукция?

- Говоря о качестве жизни, мы его не представляем без качества здоровья. А человек состоит из того, что он употребляет. И три основных компонента - это вода, продукты питания плюс лекарственные препараты. Человек без пищи может прожить 2 недели. А неудачно откушавши, он может умереть в течение суток. У нас смертность от отравления пищевыми продуктами и алкоголем - порядка 10 тысяч человек в год, что превышает смертность от несчастных случаев на производстве. Прежде всего я бы рекомендовал приобретать продукты, у которых не прошел срок годности. Хотя это иллюзии, в супермаркетах переклеивают и перебивают срок годности после того, как он закончился или накануне перед этим. А ведь в Украине действуют более 10 тысяч технических условий, которые не соответствуют как национальным, так и международным стандартам. И поэтому эту продукцию назвать продуктами можно чисто условно. Ведь сгущенное молоко не является сгущенным молоком, колбаса не является колбасой, и весь перечень, если вы возьмете, это ужас. В частности то, что продают в супермаркетах, особенно всевозможные салаты. Читайте Козьму Пруткова, который говорил: не верь глазам своим. 

- Добрый день, Игорь беспокоит. Бывают случаи, когда в продуктах питания люди находят болты, даже мышей. Как быть в такой ситуации?

- Недавно один житель Великобритании купил хлеб, и в хлебе, нарезанном, упакованном в целлофан, обнаружил мышь без хвоста. Отсудил за это $25 тысяч компенсации. У нас это сделать практически невозможно. Поэтому будьте бдительны при покупке продуктов.  

- Как потребителям поступать в таких ситуациях?

- Придется пройти непростой путь, и он может увенчаться успехом, но легкой победы вам никто не обещает. Обратитесь сразу в магазин, где вы приобрели  продукты. Обязательно при этом иметь чек, желательно заручиться лабораторной справкой и показаниями свидетелей. Если магазин откажется удовлетворить ваши претензии и компенсировать материальный и моральный ущерб, вам необходимо обратиться в органы Госпотребстандарта, санитарного надзора Минздрава, а также в местные органы власти и общественные организации потребителей. Если и это окажется безрезультатно, то необходимо привлекать квалифицированных юристов, обращаться в правоохранительные органы и суд. 

КНИГА ЖАЛОБ УСПОКАИВАЕТ НЕРВЫ

- Елена Михайловна. Нужно ли хранить чеки?

- Безусловно. Более того, вы должны требовать документ, подтверждающий факт оплаты. Это будет либо кассовый чек, либо товарный, если это продукция длительного пользования, вы должны получать на нее гарантию. Обязательно получать инструкцию на украинском языке или в крайнем случае на русском. А вообще желательно очень внимательно смотреть на эту продукцию. Не посчитайте за шутку, я вообще ношу с собой увеличительное стекло, чтобы прочитать все, что написано производителями мелким шрифтом, посмотреть, не переклеили ли там этикетку и т.д. Вы платите деньги и должны требовать соответствующего уважения и отношения к себе.

Правда, у нас европейский лозунг «Потребитель всегда прав» вызовет по меньшей мере ироническую ухмылку у производителей и бизнеса. А в то же время европейская модель делового совершенства на первое место ставит не расширение объемов продаж, не увеличение доходов, а удовлетворение нужд потребителя. 

- Здравствуйте, Алена. Скажите, можете ли вы помочь человеку, которому оказали некачественную медпомощь? 

- Теоретически можем, но на практике это реализовать довольно сложно, потому что трудно доказать, что эта проблема возникла в результате некачественных услуг врача или применения фальсифицированных лекарственных препаратов. С этими вопросами нужно обращаться в Минздрав. Наши юристы могут вас проконсультировать. При необходимости звоните по номерам: 219-04-50, 219-04-51. 

- Добрый день, Леонид Семенович! Насколько эффективны в нашей стране книги жалоб.

- Хотелось, чтобы на всех писателей хватило читателей. Я думаю, эти все книги жалоб - чистый формализм. Никаких последствий не будет. И это вы делаете больше для собственного успокоения. Не надейтесь на книгу жалоб.

- Тогда не стоит вообще их требовать?

- Это в зависимости от того, с чем вы столкнулись. Если просто с хамством, однозначно запись в книге жалоб - это по сути сигнал для собственника бизнеса, что его сотрудники некорректны, наносят ущерб не только потребителям, но и бизнесу. Если же вам не дают чек, это также можно зафиксировать в книге жалоб. Не забывайте при этом написать заявление на имя директора магазина об этом факте, поставить отметку у продавцов, забрать себе копию этого заявления. Однако если дело идет о более серьезных нарушениях, то надо понимать, что необходимо активно действовать: собирать документы, свидетельствующие о нарушении, фиксировать на магнитофон, фотографировать и т.д. Тратить на это время, здоровье, деньги. Увы, другого пути нет.  

ПОКУПАЕМ ПОПУЛЯРНЫЕ МАРКИ ПРОДУКТОВ

- Меня зовут Иван Михайлович. Сколько к вам приходило обращений по пищевой продукции?

- Только наша Киевская организация Союза потребителей в этом году провела 500 общественных рейдов-проверок. Результат плачевный: ни один из проверенных продуктов не соответствует документам. Я думаю, значительная часть продуктовне соответствует стандартам, их нельзя употреблять: рыба, мясо, колбасы, сыры - от 10 до 40 процентов этой продукции сфальсифицированы. А по данным некоторых экспертов рынка по алкоголю эти цифры разнятся от 10 до 70 процентов. Вот и делайте выводы для себя. 

- А что же тогда покупать?

- Я бы интересовался той продукцией, которая экспортируется в другие страны. Чем громче бренд, чем красивее продукция, чем лучше она защищена голограммами, тем меньше шансов, что ее будут подделывать.

- Меня зовут Аркадий, здравствуйте. Кто у нас в стране занимается контролем качества товаров?

- В Украине, на мой взгляд, ситуация на потребительском рынке катастрофическая. А за последние 5 лет она еще больше ухудшилась. Ряды контролирующих органов пополнились за счет непрофессионалов. У обывателя на слуху коррупция в Госпотребстандарте, а это орган, который уполномочен обеспечивать защиту конституционных прав граждан как потребителей на качественную и безопасную жизнь. Есть контроль со стороны Минздрава, Министерства экономики, Госинспекции по ценам, фитоконтроль, ветконтроль, таможенные пункты и т.д. Все эти органы разобщены. 

Сегодня потребительский рынок напоминает барахолку. Ни в одной стране нет, чтобы за 10 дней до проверки контролирующие органы предупреждали, что контролеры придут тебя проверять. 

БЫЛ СЛУЧАЙ

Первому президенту Украины продали лед вместо рыбы

По ГОСТу в замороженной рыбе содержание воды не должно превышать 2-4%. Но этих норм никто не придерживается, в результате потребители платят в основном за лед.

- Как-то Леонид Кравчук купил в супермаркете замороженное филе хека. На этикетке значилось: 680 г. А после разморозки оказалось, что рыбы там 360 г, а воды - 320 г. Союз потребителей Украины обратился в Госпотребстандарт, в главное управление в столице, с просьбой провести контрольную проверку. Речь идет об известном в Киеве супермаркете. В контрольной закупке выявили 38% воды! Более того, рыба, которую продавали, вообще без документов. Чем это закончилось? На них наложили штраф до 1 тысячи гривен. Вот и вся защита, - развел руками Леонид Школьник.