ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Далеко в море белым серпом от Дунайского берега уходит каменная ограждающая дамба - крупнейшее гидротехническое сооружение Украины, один из важнейших участков украинского глубоководного судового хода (ГСХ): река Дунай - Черное море. Ее гранит гасит волну и обеспечивает безопасный вход судов в ГСХ с моря при сильных северных и северо-восточных ветрах. Суда с осадкой до 5,50 метра, словно попадая в колыбель искусственной бухты, без задержек быстро проходят через морской подходной канал ГСХ в гирло Быстрое, а затем Старостамбульское и Килийское гирло реки Дунай. Украина шаг за шагом расширяет возможности судоходства по Дунаю и его дельте, претендуя на статус лидера регионального судоходства.
- Морской подходной канал и ограждающая дамба - важнейшие элементы ГСХ, проекта, укрепляющего национальную безопасность Украины, - заявил заместитель председателя Государственной администрации морского и речного транспорта Украины Виктор Сударев. - Восстановление глубоководного судового хода дает возможность обеспечить жителей украинского Придунавья работой, сделать край процветающим. ГСХ крайне необходим нашему государству. Поэтому мы продолжаем работать над этим проектом, невзирая ни на какие нюансы взаимоотношений с Румынией, которая против развития украинского конкурента.
Украинский судовой ход начал принимать суда с апреля 2007 года. Через год в сутки уже проходило 3-4 суда. Капитаны начали отдавать предпочтение более безопасному украинскому ГСХ с пологими природными берегами, в то время как бетонные ограждения румынского Сулинского канала при сильном ветре могли повредить судно. И сегодня объемы судоходства по украинскому ГСХ постоянно растут - за 10 месяцев текущего года через него уже прошло 1253 судна. Через Румынию - 1051.
ПОСТРОЕНА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ГРАНИТА
Оголовок ограждающей дамбы, на котором установлен навигационный знак-колонна, находится на одной линии с входом в морской подходной канал. Сильное течение, которое раньше, выходя из гирла Быстрого, распадалось надвое, соединили путем инженерной мудрости.
- Дамба защищает канал от наносов во время штормов северного и северо-восточного направления и от оплывания укосов канала под действием волн, усиливает поток воды по каналу, - отметил Александр Голодницкий. - При выходе в море из гирла Быстрое поток максимально ускоряется, способствуя уменьшению заиливания дна и стабилизации глубин. Благодаря этому мы минимизировали затраты на дноуглубительные работы.
Возведение ограждающей дамбы завершено, а длилось оно в общей сложности два года. Гранит завозили из карьеров Николаевской и Запорожской областей. Его проверяли в лаборатории на токсичность, радиационные показатели. Все соответствовало нормам. С дамбы демобилизована вся техника, разобраны причалы, на которые выгружался гранит, демонтирована дорога, проходившая по территории Дунайского биосферного заповедника.
Никакого значительного негативного влияния на окружающую среду за время восстановления ГСХ и строительства дамбы экологи не выявили. К сожалению, неоднократные обращения Украины к румынской стороне с просьбой организовать и вести совместный мониторинг, поддержки не получили.
Сегодня на берегах ГСХ видны следы диких животных, над рекой парят птицы. Все это говорит о том, что природа здесь сохранена в ее первозданном виде.
Белая каменная лента дамбы уходит в море почти на 3 км. Состояние гидротехнического сооружения постоянно контролируется геодезистами.
- Все в норме, - говорят нам ученые, возвращаясь с самого дальнего участка. - Уровень не меняется.
|
БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА ПО ГСХ КОНТРОЛИРУЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО
11 ноября 2010 года на ГСХ зафиксирован абсолютный рекорд - за сутки прошло 19 судов.
- Это максимальный результат со времени восстановления судоходства по этому глубоководному судовому ходу, - отметил начальник Службы регулирования движения судов ГП «Дельта-лоцман» Александр Поляков. - Это является еще одним подтверждением перспективности развития данной транспортной артерии.
За безопасностью прохождения судов на участке акватории от приемного буя морского подходного канала в Черном море до 60-го километра реки Дунай круглосуточно следят операторы поста регулирования движения судов «Вилково».
На их мониторах хорошо видны очертания берегов реки, следующие по ней суда, приведены их характеристики. В свою очередь капитанам предоставляется навигационно-гидрографическая и гидрометеорологическая информация, сведения о наличии судов на маршрутах их движения, навигационная помощь в сложных метеорологических условиях. Это помогает судоводителям избежать опасных ситуаций и обеспечить безопасность плавания по восстановленному украинскому ГСХ «Дунай - Черное море».