Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Ванга, похоже, не была шарлатанкой

Ванга, похоже, не была шарлатанкой
Фото: Некоторые безоговорочно верили болгарской прорицательнице.

ЭТО УЖЕ НЕ МРАКОБЕСИЕ 

Эксперты научно-популярного журнала New Scientist недоумевают: их коллеги из весьма уважаемого специализированного издания «Журнал о личности и социальной психологии» (Journal of Personality and Social Psychology) приняли к публикации статью о ясновидении. А это своего рода признание того, что к феномену следует относиться серьезно. И он не из области мракобесия, как принято считать в среде ученых, которые придерживаются традиционных взглядов. 

Конечно, для парапсихологов в даре ясновидения или предвидения (он же дар прорицания или пророческий) ничего удивительного нет. Они никогда и не сомневались в его существовании. 

Психологи же никогда не сомневались в обратном. И отрицали даже саму мысль о том, чтобы попытаться исследовать феномен хоть как-нибудь. Поэтому ясновидческие эксперименты, поставленные под руководством известного и авторитетного психолога Дэрила Бема из Корнельского университета, в некотором смысле революционны сами по себе. А уж результаты…

Бем уверяет: люди способны предугадывать будущее, а на их поведение в настоящем влияют события, которые еще не произошли. И якобы этому имеются статистически значимые доказательства. Ученый собирал их 8 лет. 

- Я ждал, когда доказательства превысят некоторую критическую массу. И не будут казаться случайными совпадениями, - говорит Бем.  

ТРИ ПРОЦЕНТА ЧУДА

В исследовании приняли участие более тысячи добровольцев. За основу Бем взял известный в психологической практике эксперимент, подтверждающий существование так называемого прайминга - феномена, не столь удивительного, как ясновидение, но не менее занимательного.

В процессе эксперимента испытуемому демонстрируют радующую глаз картину. Допустим, красочный закат солнца. Или зеленый лужок с белыми козочками. То есть нечто несомненно приятное. Но перед этим показывают на экране какое-нибудь отрицательно окрашенное слово. Например, «гадость». Или того хуже. 

В следующей серии радостным картинам предшествуют хорошие слова вроде «красота», «прелесть».

Реакция большинства добровольцев такова: после плохих слов они тратят гораздо больше времени на то, чтобы признать приятную картину приятной. А после хороших - соответственно меньше. Это и есть прайминг или так называемая преднастройка, признанная психологами. 

Дэрил Бем поставил обратный эксперимент. Добровольцам сначала показывали картины. Точно так же их надо было эмоционально оценить. И лишь после оценки на экране появлялось слово - плохое или хорошее. Появлялось произвольно, без какой-либо связи с происходящим. 

Одни добровольцы тратили больше времени, чтобы признать картину приятной, другие - меньше. Как и в предыдущем эксперименте. Чудо же вот в чем: первым - неторопливым - потом, как правило, выпадали плохие слова. Они словно бы влияли на предшествующую оценку. Хотя не должны были бы. С материалистической точки зрения. 

И получалось, что события будущего управляли тем, что происходило в настоящем. Ну не мистика ли?

Еще в одном эксперименте добровольцам показывали листок со множеством слов. Потом через час предлагали вспомнить и записать их. Естественно, вспоминались далеко не все. И не сразу. Заканчивался эксперимент тем, что добровольцам предлагалось напечатать некоторые слова из первого списка, произвольно выбранные и показанные компьютером. И оказывалось, что эти напечатанные слова добровольцы вспоминали быстрее ненапечатанных. 

Если бы совпадения были случайными, то повторяющиеся раз за разом эксперименты (а Бем проводил их 8 лет) дали бы результат 50 на 50. Именно столько выходит, если долго-долго бросать монетку и смотреть, что выпадет - орел или решка. А у исследователя получилось 53,1 на 46,9. В его экспериментах 53,1 процента совпадений (к примеру, приятная картина - затянувшаяся ее оценка - плохое слово) указывали на существование феномена ясновидения. Или прорицания. Итого 3 процента чуда. Это довольно много.

- Я не верю в ясновидение, - говорит психолог Йохим Крюгер из Университета Брауна, - но к экспериментам придраться не могу. Они корректны. 

- Результат мал, - говорит Мелисса Беркли из Государственного университета Оклахомы. - Но примерно на такой же малости основан признанный большинством медиков эффект аспирина - способность небольших его доз предотвращать инфаркты. 

К слову, Бем экспериментировал с обычными людьми. А если бы он набрал тех, кто полагает себя ясновидцем? Например, таких как Ванга? Кто знает, какие результаты ученый тогда бы получил. Может быть, процент чуда составил бы больше 3 процентов?