Животные, драгоценности, мамонты
Чего только ни находили строители, когда прокладывали тоннели нашего метро. Главной «знаменитостью» стала рыба, которую нашел маркшейдер Филипп Вороной при строительстве станции «Исторический музей». Благодаря Вороному ископаемое осталось неповрежденным и попало в руки археологов. Возраст этого образца - 33 миллиона лет!
Филипп Вороной рассказывает, что старался не обращать внимания на подземные пустоты, которые иногда тоже встречались на пути проходческого щита.
- Наша задача была в сутки поставить определенное количество колец, - поясняет Филипп Алексеевич. - И если мы что-то встречали, то для нас это было только горе. Потому что выработка - это авария, несчастные случаи, обвалы. Как говорят в горном деле, природа не терпит пустот. И если мы встречаем какую-то пустоту, значит, что-то может произойти. Поэтому старались как можно быстрее пройти.
Однако запомнилась Вороному кирпичная кладка необычной овальной формы заостренной кверху.
- Что это могло быть, мы не разбирались, - говорит маркшейдер. - Щитом прорезали и пошли дальше. Помню, что когда вскрывали котлован под «Советской», находили лодки, выдолбленные из бревен, предметы быта наших предков, массовые захоронения людей и животных.
Были и драгоценные находки.
- Находили драгоценные металлы и камни, - говорит экс-начальник электродепо «Салтовское» Дмитрий Лозовой. - Это были украшения наших предков и серебреная утварь из домашнего обихода. При строительстве станции «Советская» находили останки скелета мамонта. А зуб от этого скелета до сих пор хранится в метрополитене.
Разводили рыбу и выращивали грибы
В 1980-х и 90-х годах метрополитен занимался весьма интересной подсобно-вспомагательной деятельностью.
- «Пушкинская» - самая глубокая станция харьковского метрополитена. Высота подъема по вертикали около 30 метров. Технологический тоннель, оставшийся после пуска станции под землей, использовали как плацдарм для выращивания шампиньонов, - рассказывает Дмитрий Лозовой. - Была создана структура, работающая на хозрасчете. Материал закупали по тем временам самый лучший - в Ленинграде. Процесс выглядел так. В электродепо на поверхности материал в специальных камерах проращивали. Ночью его грузили на дрезину и отвозили на «Пушкинскую». Секрет успеха круглогодичного урожая прост - зимой и летом одна температура воздуха.
Кроме того, метрополитен разводил и выращивал речную рыбу в нескольких прудах Харькова. Однако, мода на эту деятельность прошла, бизнес требовал все больших затрат и более серьезного отношения.
Призраки и аура на «Советской»
Любители мистики и городских легенд частенько вспоминают, что два депо нашего метро возвели на месте бывших кладбищ. Электродепо «Московское» находится там, где раньше был поселок Евгеньевка и поселковое кладбище, а электродепо «Салтовское» построено в пойме реки Харьков, между Журавлевской плотиной и улицей Академика Павлова, где, когда-то тоже было захоронение. Мрачноватые байки, легенды и истории, связанные с «проклятыми местами», гуляют в народе, знают их и сотрудники метрополитена. В истинность многих легенд они не верят, но некоторые пересказывают с большим удовольствием.
- На моей памяти было два похожих случая, - начинает свой рассказ Дмитрий Лозовой. - Один на Холодногорско-заводской линии на перегоне между станциями «Центральный рынок» и «Южный вокзал» и второй на Салтовской линии между «Пушкинской» и «Университетом». От пассажиров поступила информация о том, что человек прыгнул на путь и побежал в тоннель. В след мгновенно выслали работников милиции и службы пути. Но никого не нашли. Более того, когда просматривали записи с камер слежения, оказалось, что человека они не зафиксировали, а записали «нечто», похожее на теневую ауру в дымке.
Есть еще одна мистическая байка о том, что если сфотографироваться на станции «Советская» во время прибытия поезда на пленку, то на фотографии будет отчетливо видна аура человека.
- Лично я не пробовал, не верю, да и несанкционированная фотосъемка в метро запрещена, - предупреждает Дмитрий Юрьевич.
Из первых уст
«Она сидела на путях и была похожа на собаку»
Метрополитен регулярно становится местом суицидов. Уберечь людей от покушения на собственную жизнь невозможно, поэтому каждый третий из машинистов хоть раз, но сталкивался с подобной ситуацией. Иногда оказывалось, что поезд чуть не задавил пьяного, а иногда - под состав попадал настоящий самоубийца.
- У меня подобных случаев, когда я работал машинистом, было аж три! - вспоминает Дмитрий Лозовой. - 18 лет тому назад я работал машинистом на Холодногорско-заводской линии. Около 22.00 при отправлении со станции «Комсомольская» (ныне «Маршала Жукова») в свете фар в междупутье я увидел черный силуэт, похожий на собаку, сидящую ко мне спиной. Реакция была мгновенной. Применил экстренное торможение. Позже увидел, что это девушка, сидит между рельсами, на шпалах, спиной к движущемуся поезду. Но контакта с поездом избежать не удалось. Извлекали ее из-под вагона вдвоем с машинистом Виктором Малышевым, который пришел мне на помощь.
Девушка была еще жива после удара, ругалась и читала вслух какие-то тексты на непонятном языке, вспоминает Лозовой. Однако в больнице ее спасти не смогли...
Важно!
Простые советы тому, кто случайно оказался на путях
1. Ни в коем случае нельзя пытаться выбраться самому -? можно попасть под контактный рельс напряжением 825 вольт.
2. Двигайтесь к концу станции, в сторону электронных часов -? там есть специальная ниша, находиться в которой безопасно.
3. Следует оставаться там до тех пор, пока работник станции не поможет вам подняться с помощью специальных ступеней. Если же вы не можете двигаться или поезд уже близко, надо лечь в углубление между рельсами, не высовывая наружу частей тела или одежды.
4. Свидетелям несчастного случая нужно двигаться в сторону, противоположную от часов, и подавать машинисту сигналы в виде кругового движения руки, что значит «Стой!» для всех видов транспорта.
Некоторые факты о метро
- Лондонское метро строила компания, под названием «Метрополитен», в переводе «Столичный». Имя компании в последствии и стало названием нового вида городского транспорта.
- Харьковский метрополитен рассчитан на 400 лет круглосуточной бесперебойной работы.
- Ежесуточный объем перевозки около 800 тысяч пасс (в отдельные дни превышает 1 млн.). Это 45% от общего объема городских перевозок.
- Впервые среди метрополитенов СССР в харьковском была введена в эксплуатацию автоматизированная система управления движением поездов «автомашинист», разработали которую работники нашей подземки А.Я. Виноградов и В.Ф Филлипович.
- Для своих нужд ежесуточно метрополитен использует 1000 м3 воды, а общая сеть трубопровода превышает 90 км.
- Среднее потребление электроэнергии составляет более 100 млн. кВтч, в год.
- Впервые при строительстве харьковского метро маркшейдером Филиппом Вороным был применен лазер. С его помощью была построена станция «Исторический Музей». Лазер играл роль оси, которая была ориентиром при строительстве.
А еще был случай
В ноябре 2009 года прямо перед 7 ноября на станции «Ботанический сад» от таблички с одноименным названием отвалилась буква «С». И несколько дней люди заходили на станцию «Ботанический Ад».