Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Романтики железных дорог

Романтики железных дорог
Фото: Искусство машиниста - грамотно управлять поездом.

И это не считая грузовых перевозок, кормящих не только саму железную дорогу, но и всю страну.  

Железнодорожная сеть подобна кровеносной системе, которая питает экономику и необходима каждому из нас. Приводят в движение эту систему обычные люди: диспетчеры, дежурные станций, механики, стрелочники, и, конечно же, машинисты, работа которых предельно сложна, ответственна и опасна. 

Сто лет назад, во времена паровозов - сложной и капризной техники, - профессия машиниста считалась элитной, одной из самых высокооплачиваемых и уважаемых!

Искусство машиниста - это в первую очередь способность грамотно управлять поездом. Разгон электропоезда особого умения не требует, а вот остановить его сможет не каждый. Если вес легкового автомобиля в среднем 800-900 килограмм, то вес электропоезда 700-800 тонн, и машинист должен полностью чувствовать состав и останавливать его точно за несколько метров у знака «Остановка первого вагона» на скорости 70-80 км/час. При этом нужно четко рассчитать тормозной путь и давление в тормозных цилиндрах так, чтобы в момент остановки тормоза были полностью отпущены, избегая резкого замирания электропоезда на месте.

Машинист обязан детально знать конструкцию и электрические схемы поезда, профиль пути, расположение сигналов, скоростные режимы по станциям и перегонам. В случае возникновения неисправности он должен определить ее, устранить и освободить перегон. На все манипуляции отводится всего лишь 10 минут, ведь следом идут другие поезда, а съехать с дороги, подобно автомобилю, невозможно. Известен случай, когда зимой из-за провисания контактного провода были выведены из строя четыре из шести токоприемников. Двенадцативагонный электропоезд тянули два моторных вагона. Энергии на обогрев вагонов, плотное закрытие дверей не хватало, а управление поездом производилось из электрических шкафов. Помощник машиниста на холоде соединял провода цепей управления заледеневшими руками на протяжении 17 километров, принудительно приводя поезд в движение!

Машинисту нужно обладать железным здоровьем: управление электропоездом - работа очень вредная. Это большая нагрузка на зрение и слух, это воздействие электромагнитного излучения и вибраций, пыльного воздуха, в том числе металлической пыли. Отсюда повышенные требования к состоянию здоровья и выносливости машинистов. Даже из здоровых сильных мужчин при отборе отсеивается до 70% кандидатов. Рабочий день машиниста (или ночь) начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь. Все, как у космонавтов. Именно из-за высокой физической и эмоциональной нагрузки профессия машиниста считается сугубо мужской - представительниц прекрасного пола здесь практически нет. Остеохондроз, снижение зрения, сердечнососудистые болезни - профессиональный «букет» болезней машинистов со стажем.

Отдельная проблема - тяжелейшие психологические нагрузки. Ведь нередки случаи, когда на железной дороге гибнут люди, которые по глупости или невнимательности переходят железнодорожные пути в неположенном месте, бравируя, ходят по рельсам. А подростки, цепляющиеся за вагоны? Даже при полной невиновности машиниста смерть человека под колесами поезда - тяжелый пожизненный груз на душе. Такие случаи встречаются, к сожалению, в практике почти каждого «водителя» поезда. И даже курс психологической реабилитации, который в обязательном порядке проводит железная дорога, не способен полностью стереть воспоминания и боль от случившегося.

Сможет ли общество и захочет ли государство по достоинству оценить, без преувеличения, героический труд этих людей, покажет время. А пока - в тяжелейшей и неадекватно оплачиваемой профессии задерживаются только преданные своему делу люди, настоящие романтики железных дорог.