Загрузить еще

Военный прокурор Николай ГОЛОМША: «Мы должны добиться того, чтобы в армию шли с удовольствием»

Военный прокурор Николай ГОЛОМША: «Мы должны добиться того, чтобы в армию шли с удовольствием»
Фото: Застраховать от дедовщины новобранца не может никто. А защитить cумеет прокуратура.

Чего стоит опасаться новобранцам, где искать помощи и поддержки в случае возникновения проблем - об этом наш разговор с военным прокурором Центрального региона Николаем Голомшей.  

«БЫВАЕТ, ЧТО И СОЛДАТЫ НАПАДАЮТ НА ОФИЦЕРОВ»

- Николай Ярославович, некоторые призывники боятся идти в армию из-за дедовщины. Их страх оправдан?

- Самая больная тема для прокуратуры - это неуставные отношения в армии. Потому что количество их не уменьшилось, а даже возросло на 20% в этом году по сравнению с прошлым. Мириться с этим мы не имеем права. И прежде всего доводим до ведома призывников, что есть такое подразделение, как военная прокуратура, которая занимается расследованием правонарушений. Чтобы они смело обращались в гарнизонные прокуратуры с жалобами, если столкнутся с дедовщиной.

- Раньше служили два года, сейчас всего год. Вроде бы новобранцы не так долго живут бок о бок с дембелями - и все равно сталкиваемся с дедовщиной. Как это можно объяснить?

- Человеческая природа непредсказуема. Кто-то может 10 лет служить и ни разу новобранцев пальцем не тронуть, а бывает, что достаточно и недели, чтобы натворил бед. 

В армию приходят люди с разными характерами, кто-то стремится доминировать, для кого-то унизить ближнего, подчинить своей воле приносит удовольствие. Главная задача - изначально установить таких, кто в дальнейшем, немного освоившись, может стать неформальным лидером, и все время их контролировать.

Хочу заметить, что это локальные случаи. Если сравнить с другими странами, мы выглядим не так плохо. Негативные проявления есть, и это касается не только рядового состава, но и офицерского.  

- То есть в том, что в части происходят неуставные отношения, есть доля вины их командиров?

 - Безусловно, офицеры должны контролировать ситуацию, не допускать, чтобы кто-то из их подчиненных издевался над другими. А нередко сами офицеры совершают противоправные действия в отношении солдат, бьют, откровенно издеваются. Ведь в армии приказ старшего по званию - закон.

Рассматривая то или иное преступление, мы приходим к выводу, что все это происходит из-за попустительства или халатности командирского состава. Руководство частей часто пытается прикрыть, выгородить своего подчиненного. Если офицер не справляется со своими обязанностями, да еще преступает закон, он как минимум должен уйти со службы. Хотя бывает, что и солдаты нападают на офицеров. Вот в Черкассах двое солдат, готовящиеся демобилизоваться, во время службы распили бутылку спиртного и избили старшего лейтенанта за то, что он приказал им заменить сгоревшую лампу. Их осудили на три и четыре года с отсрочкой исполнения наказания. 

«ПОБЕДИТЬ ДЕДОВЩИНУ МОЖЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ»

- Каким образом сотрудники прокуратуры могут узнать о неуставных отношениях в части, если командиры не замечают издевательств или же стараются это скрыть, а потерпевшие молчат?

- Мы сориентировали сотрудников прокуратуры посещать воинские формирования, организовывать прием личного состава и в случае любых признаков насилия интересоваться, что произошло, и реагировать. И зачастую бойцы делятся с прокурором наболевшим, и после проверки возбуждаются уголовные дела. К тому же всех командиров предупредили, что за сокрытие фактов насилия они будут привлекаться к ответственности. К сожалению, не многие из военнослужащих обращаются в прокуратуру сами, хотя мы установили специальные почтовые ящики, есть телефоны доверия. В основном сигнализируют родственники, с которыми солдаты делятся проблемами.

- На ваш взгляд, профессиональная армия может изменить положение дел, изжить дедовщину?

- Думаю, что да. Ведь профессиональная армия - это работа. Но при условии, что она будет хорошо оплачиваемой. То, что сейчас контрактник получает 2000-2200 гривен, это мизер.  

«ЛОВИТЬ БЕГЛЕЦОВ - НЕ ДЕЛО МИЛИЦИИ»

- Насколько нам известно, в армии, помимо неуставных отношений, существует еще одна проблема: офицеры нередко используют солдат в качестве бесплатной рабочей силы…

- Есть такие факты. В августе 2010 года командир одной из воинских частей Сумского гарнизона дважды отправлял пятерых своих подчиненных на строительные работы на своем дачном участке. Или другой случай - по приказу замкомандира одной из частей Киевского гарнизона двое военнослужащих отремонтировали автомобиль его знакомого. По всем таким фактам реагируем принципиально. 

- Говорят, что солдат за определенную сумму может получить лишнее увольнение, отпуск?

 - Увы, да. Отпускают за деньги. Один из таких «заробитчан» был выявлен в Житомирской области. Офицер за 400-800 гривен предоставлял увольнение из части, возможность поехать домой на несколько дней. А капитан военной кафедры одного из вузов раздавал увольнительные за 100 гривен. Но таких случаев единицы. На наш взгляд, надо внести коррективы в деятельность военной службы правопорядка, чтобы она заработала эффективно. Необходимо наделить ее функциями оперативно-розыскной деятельности и дознания по всем субъектам воинских правонарушений. Это поможет навести порядок.

- Возможно, все эти негативные факторы и отбивают желание служить у современной молодежи?

- Вы знаете, мы сами когда-то с удовольствием шли в армию. Это было престижно и необходимо. К тому же служба открывала большие перспективы - льготы при поступлении в вузы, службу в органах внутренних дел. К примеру, в Израиле даже женщины охотно берутся за оружие, потому что тем, кто отслужил, дают льготы на учебу, на работу и иные блага. Это как трамплин в жизни. Нам пора к такому же прийти, чтобы в армию шли с удовольствием.

- Думаю, не один год понадобится, чтобы призывники с удовольствием шли в армию. На сегодняшний день много беглецов от осеннего призыва?

- Есть, конечно. 18 тысяч по Центральному региону не явились на призывные пункты этой осенью. Их разыскивает милиция, хотя я считаю, что это должно делать не МВД. Во всем мире розыском занимается военная полиция, но у нас такого подразделения нет, поэтому эти функции возложены на милицию. Как я говорил выше, этим может заниматься Военная служба правопорядка.

- А что же «светит» беглецам от призыва?

- Если молодой человек не является в военкомат на медкомиссию - административная ответственность: штраф от 17 до 51 гривны. Ну а если уклоняется от воинской службы - уже уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы до двух лет. 

Фото Максима ЛЮКОВА и УНИАН.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Николай ГОЛОМША, государственный советник юстиции 2-го класса. Родился в 1962 году во Львовской области. После службы в армии поступил в Харьковский юридический институт, по окончании которого с 1988 года работает в органах прокуратуры.

С 2003-го по 2010-й - заместитель генерального прокурора Украины. С 22 июля нынешнего года - военный прокурор Центрального региона Украины.

Женат, двое детей. 

 

ВОПРОС РЕБРОМ

Сколько стоит не служить?

- По последним уголовным делам за отсрочку от призыва привлекались должностные лица за суммы от 1000 до 3000 гривен. Все зависит от уровня алчности сотрудников военкомата и от возможности родителей.