Сегодня 21 сентября +23°C
На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко

На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко [Фото]

Комментарии: 22
Место, где виден край Вселенной, обозначено стрелкой.

Дальше некуда

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO), используя Очень Большой Телескоп (Very Large Telescope - VLT ), установленный в Чили, подтвердили: галактика, получившая кодовое обозначение UDFy -38135539, самая далекая из всех наблюдаемых. До нее - 13,1 миллиарда световых лет. Это соответствует расстоянию, которое покроет за эти самые годы пущенный от туда луч света, пролетая каждую секунду по 300 тысяч километров.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, еще в прошлом году засек орбитальный телескоп Hubble. Заглянуть туда позволили две новые - сверхмощные - камеры, установленные два года назад. Галактика предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Уже тогда было ясно, что до него - не менее 10 миллиардов световых лет. Но сколько точно?

Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов. Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов. Но теперь один из руководителей исследований доктор Мэтт Ленерт из Парижской обсерватории уверенно заявляет: - Галактика, ранее зафиксированная Hubble - это действительно самый далекий объект во Вселенной из числа когда-либо идентифицированных. VLT позволил весьма точно определить, насколько далека от нас эта галактика.

Галактика на краю Вселенной выглядит крошечным бледным пятном.

У самой у околицы

- Проведенные исследования не только потрясают, - комментирует открытие доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объект, расположенный в 13,1 миллиарда лет от нас, то появился он спустя всего 600 миллионов лет после Большого Взрыва. В то далекое время только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполнятся светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Как полагали до обнаружения затерянной в глубинах космоса галактики, удаленной от нас на 13,1 миллиарда световых лет, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, раньше - на 200 миллионов лет. Раз мы увидели эту древнюю галактику UDFy -38135539в пору ее молодости. Ее свет, добравшийся до Земли и попавший в телескопы Hubble и VLT, был излучен примерно в это неспокойное время.

Так обнаруженная галактика выглядела бы с близкого расстояния.

Обнаруженная галактика, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близка к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

КСТАТИ, О КРАЯХ

Темный поток в другой мир

Около тысячи галактических скоплений сформировали так называемый "темный поток" и устремились, похоже, за пределы мироздания

Еще в 2008 году группа специалистов НАСА под руководством астрофизика Александра (Саши) Кашлинского, изучая микроволновое и рентгеновское излучение, обнаружили странное поведение примерно у 800 отдаленных галактических скоплений. Оказалось, что все они летят в одном направлении - в определенную часть космоса - со скоростью в 1000 километров в секунду. Это вселенское перемещение было названо "темным потоком".

Ныне выяснилось, что "темный поток" охватывает аж 1400 галактических скоплений. И несет их в район, расположенный у обозримых границ нашей Вселенной.

Европейская южная обсерватория, телескопы которой позволили заглянуть на край мироздания.

По одному из предположений, где-то там - за пределами, недоступными наблюдениям, - расположена огромная масса. Которая и притягивает материю. Но это противоречит существующей теории, согласно которой вещество после Большого Взрыва, породившего нашу Вселенную, распределилось более-менее равномерно. Значит, и концентраций масс, обладающих столь фантастической силой, быть не может. Тогда что там?

Удивительную гипотезу предложила Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины. По ее расчетам выходит, что наши галактики "засасывает" другая Вселенная, расположенная рядом.

Занятно, что Лаура выступила со своими идеями еще в 2006 году - до обнаружения "темного потока". По сути, предсказала его.

Исследовательница также пророчествовала две "дыры" - участки в нашей Вселенной, в которых нет или почти нет галактик. Одна дыра уже нашлась. Ученые увидели ее на картине микроволнового излучения Вселенной.

Страшно даже подумать, что у Вселенной есть граница - а к такому выводу подталкивают открытия астрофизиков и космологов. А то, что где-то находится еще одна Вселенная или даже несколько, вообще не укладывается в голове.

И как быть с Богом? В каждой - он свой? Или все-таки один на все?

Одно успокаивает: мы никогда не попадем в другие Вселенные. Даже если они есть, то находятся так далеко, что увидеть их не представляется возможным. Но "проход" какой-то, пожалуй, есть. Раз туда засасывает…

Вещество нашей Вселенной темным потоком несется в соседнюю Вселенную.

СПРАВКА "КП"

Красное смещение

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Это феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого Взрыва, галактики удаляются друг от друга. И, чем дальше галактика тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение.

Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого и назван орбитальный телескоп. В результате Хаббл предложил уравнение - закон Хаббла, пропорционально связывающее величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что и сделали в Европейской южной обсерватории, 16 часов следя за галактикой UDFy -38135539. Красное смещение этого затерянного мира оказалось равным 8,6. И ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва с красным смещением в 8,2. Это - в 13 миллиардах световых лет от нас.

Из галактик самой дальней полагали IOK-1 в созвездии Волосы Вероники. Ее красное смещение равно 6,96.

Несколько раз появлялись сообщения будто бы во Вселенной зафиксированы объекты, красное смещение которых больше 10. Но проверки показывали, что наблюдатели ошибались. Сейчас, по словам ученых, ошибка исключена, данные проверены и перепроверены.

– Сейчас мы точно знаем, что видели одну из галактик, которая только-только начала вырисовываться из тумана, которым была заполнена ранняя Вселенная, - уверяет Николь Несвадьба.

Пашинский снова вооружен - ему вернули наградной пистолет Glock
Пашинский снова вооружен - ему вернули наградной пистолет Glock 1

Пистолет изымали на время досудебного расследования инцидента с Вячеславом Химикусом.

В Кремле прокомментировали выступление Порошенко в ООН и  украинскую резолюцию
В Кремле прокомментировали выступление Порошенко в ООН и "украинскую резолюцию" [дополнено] 172

Пресс-секретарь Путина заявил, что определение России страной-агрессором ставит под угрозу нахождение компромисса в теме миротворцев в Донбассе.

Генпрокуратура открыла против НАБУ уголовное дело за незаконную слежку
Генпрокуратура открыла против НАБУ уголовное дело за незаконную слежку 27

Ведомство Сытника обвиняют в прослушке без санкции суда телефонных разговоров чиновников высших государственных органов.

Число пострадавших от взрыва в Умани паломников-хасидов выросло до двух
Число пострадавших от взрыва в Умани паломников-хасидов выросло до двух [фото] 520

Помимо 13-летнего подростка, пострадал его отец, у них несерьезные травмы.

Суд арестовал  радикала , подозреваемого в убийстве  свободовца  Супруненко
Суд арестовал "радикала", подозреваемого в убийстве "свободовца" Супруненко [фото] 228

В начале заседания Хачатрян заявил, что ему нужен переводчик, так как он не понимает украинского языка.

В Киеве мать с ребенком погибли под трамваем

Половина украинцев живут на сумму ниже прожиточного минимума
Половина украинцев живут на сумму ниже прожиточного минимума 245 1

Это втрое больше, чем по итогам 2014 года.

Цену на газ пересмотрят, но тариф не поднимут
Цену на газ пересмотрят, но тариф не поднимут 477 4

Правительство готовит постановление о перерасчете газовых тарифов.

Как сбить цены на продукты: европейцам дают те же советы, что и украинцам
Как сбить цены на продукты: европейцам дают те же советы, что и украинцам 488 1

Жителям Эстонии порекомендовали временно отказаться от масла после того, как на него выросла цена.

Создан первый электрический Hummer - лично для Шварценеггера

Завтра, 22 сентября, в Украине пройдут дожди и грозы, местами сильные и с градом 120

Днем от 12 на западе до 31 градуса на востоке.

Полиция силой разгоняет мирный пикет шахтеров [видео] 330

Прибывшие на место мирного пикета горняков железорудного комбината "ЕВРАЗ Сухая балка" полицейские и бойцы Нацгвардии силой разгоняют митингующих.

Новый  Кингсман : алкоголь против наркотиков и Элтон Джон против всех
Новый "Кингсман": алкоголь против наркотиков и Элтон Джон против всех [фото, видео] 78

В первом солидном блокбастере нового сезона поклонники комедийных боевиков найдут ровно то, что ожидали.

Уже третий украинский фильм номинирован на  Оскар
Уже третий украинский фильм номинирован на "Оскар" 151

После Украины и Литвы на главную американскую кинопремию своего претендента выдвинула Словакия.

Экс-участник  АГОНЬ  об уходе из группы: Меня просто поставили перед фактом
Экс-участник "АГОНЬ" об уходе из группы: Меня просто поставили перед фактом [видео] 326

Никита Горюк рассказал, почему ушел из популярной украинской группы и о сольной карьере.

Соперник пообещал отомстить Ломаченко за  Крокодила Гену
Соперник пообещал отомстить Ломаченко за "Крокодила Гену" [фото] 314

Кубинец Гильермо Ригондо пожаловался на свое детство

Беспорядки в Ивано-Франковске на футбольном матче: пострадали трое полицейских
Беспорядки в Ивано-Франковске на футбольном матче: пострадали трое полицейских [фото, видео] 751 1

По фактам нарушений полицией начаты два уголовных производства

Скончался легендарный Джейк Ламотта
Скончался легендарный Джейк Ламотта 575

Боксер ушел из жизни в возрасте 96 лет.