На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко

На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко [Фото]

Комментарии: 22
Место, где виден край Вселенной, обозначено стрелкой.

Дальше некуда

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO), используя Очень Большой Телескоп (Very Large Telescope - VLT ), установленный в Чили, подтвердили: галактика, получившая кодовое обозначение UDFy -38135539, самая далекая из всех наблюдаемых. До нее - 13,1 миллиарда световых лет. Это соответствует расстоянию, которое покроет за эти самые годы пущенный от туда луч света, пролетая каждую секунду по 300 тысяч километров.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, еще в прошлом году засек орбитальный телескоп Hubble. Заглянуть туда позволили две новые - сверхмощные - камеры, установленные два года назад. Галактика предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Уже тогда было ясно, что до него - не менее 10 миллиардов световых лет. Но сколько точно?

Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов. Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов. Но теперь один из руководителей исследований доктор Мэтт Ленерт из Парижской обсерватории уверенно заявляет: - Галактика, ранее зафиксированная Hubble - это действительно самый далекий объект во Вселенной из числа когда-либо идентифицированных. VLT позволил весьма точно определить, насколько далека от нас эта галактика.

Галактика на краю Вселенной выглядит крошечным бледным пятном.

У самой у околицы

- Проведенные исследования не только потрясают, - комментирует открытие доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объект, расположенный в 13,1 миллиарда лет от нас, то появился он спустя всего 600 миллионов лет после Большого Взрыва. В то далекое время только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполнятся светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Как полагали до обнаружения затерянной в глубинах космоса галактики, удаленной от нас на 13,1 миллиарда световых лет, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, раньше - на 200 миллионов лет. Раз мы увидели эту древнюю галактику UDFy -38135539в пору ее молодости. Ее свет, добравшийся до Земли и попавший в телескопы Hubble и VLT, был излучен примерно в это неспокойное время.

Так обнаруженная галактика выглядела бы с близкого расстояния.

Обнаруженная галактика, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близка к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

КСТАТИ, О КРАЯХ

Темный поток в другой мир

Около тысячи галактических скоплений сформировали так называемый "темный поток" и устремились, похоже, за пределы мироздания

Еще в 2008 году группа специалистов НАСА под руководством астрофизика Александра (Саши) Кашлинского, изучая микроволновое и рентгеновское излучение, обнаружили странное поведение примерно у 800 отдаленных галактических скоплений. Оказалось, что все они летят в одном направлении - в определенную часть космоса - со скоростью в 1000 километров в секунду. Это вселенское перемещение было названо "темным потоком".

Ныне выяснилось, что "темный поток" охватывает аж 1400 галактических скоплений. И несет их в район, расположенный у обозримых границ нашей Вселенной.

Европейская южная обсерватория, телескопы которой позволили заглянуть на край мироздания.

По одному из предположений, где-то там - за пределами, недоступными наблюдениям, - расположена огромная масса. Которая и притягивает материю. Но это противоречит существующей теории, согласно которой вещество после Большого Взрыва, породившего нашу Вселенную, распределилось более-менее равномерно. Значит, и концентраций масс, обладающих столь фантастической силой, быть не может. Тогда что там?

Удивительную гипотезу предложила Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины. По ее расчетам выходит, что наши галактики "засасывает" другая Вселенная, расположенная рядом.

Занятно, что Лаура выступила со своими идеями еще в 2006 году - до обнаружения "темного потока". По сути, предсказала его.

Исследовательница также пророчествовала две "дыры" - участки в нашей Вселенной, в которых нет или почти нет галактик. Одна дыра уже нашлась. Ученые увидели ее на картине микроволнового излучения Вселенной.

Страшно даже подумать, что у Вселенной есть граница - а к такому выводу подталкивают открытия астрофизиков и космологов. А то, что где-то находится еще одна Вселенная или даже несколько, вообще не укладывается в голове.

И как быть с Богом? В каждой - он свой? Или все-таки один на все?

Одно успокаивает: мы никогда не попадем в другие Вселенные. Даже если они есть, то находятся так далеко, что увидеть их не представляется возможным. Но "проход" какой-то, пожалуй, есть. Раз туда засасывает…

Вещество нашей Вселенной темным потоком несется в соседнюю Вселенную.

СПРАВКА "КП"

Красное смещение

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Это феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого Взрыва, галактики удаляются друг от друга. И, чем дальше галактика тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение.

Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого и назван орбитальный телескоп. В результате Хаббл предложил уравнение - закон Хаббла, пропорционально связывающее величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что и сделали в Европейской южной обсерватории, 16 часов следя за галактикой UDFy -38135539. Красное смещение этого затерянного мира оказалось равным 8,6. И ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва с красным смещением в 8,2. Это - в 13 миллиардах световых лет от нас.

Из галактик самой дальней полагали IOK-1 в созвездии Волосы Вероники. Ее красное смещение равно 6,96.

Несколько раз появлялись сообщения будто бы во Вселенной зафиксированы объекты, красное смещение которых больше 10. Но проверки показывали, что наблюдатели ошибались. Сейчас, по словам ученых, ошибка исключена, данные проверены и перепроверены.

– Сейчас мы точно знаем, что видели одну из галактик, которая только-только начала вырисовываться из тумана, которым была заполнена ранняя Вселенная, - уверяет Николь Несвадьба.

Рабинович про закон о приватизации: Депутаты и министры запустили коррумпированный маховик проедания 118 1

Принятием закона о приватизации Верховная Рада дала старт окончательному дерибану национального достояния Украины.

Девять стран Евросоюза превысили граничные нормы загрязнения воздуха, включая наших соседей 343 2

Им грозят санкции.

Климкин заявил, что нет разницы, где проводить переговоры по Донбассу
Климкин заявил, что нет разницы, где проводить переговоры по Донбассу 257 4

Глава дипломатического ведомства признал, что особого продвижения в процессе нет.

Пострадавшая при нападении на школу в Бурятии девочка находится в коме
Пострадавшая при нападении на школу в Бурятии девочка находится в коме 90

Состояние нападавшего подростка Антона Бичивина также тяжелое, ему сделали операцию провели, он в сознании.

В Москве таксист расстрелял пьяных пассажиров
В Москве таксист расстрелял пьяных пассажиров [видео] 364

В ночь на 20 января в Москве таксист решил проучить неадекватных пассажиров с помощью травмата и газового баллончика.

В Киеве избили туриста из Британии - ради забавы
В Киеве избили туриста из Британии - ради забавы [фото] 1671 5

Помощь пострадавшему парню оказала оказала проходящая мимо психолог.

Искусство торговаться: как научиться договариваться и получить скидку
Искусство торговаться: как научиться договариваться и получить скидку 1448

Собрались на рынок? Сначала прочтите нашу статью и 5 советов, как правильно торговаться!

25 000 гривен за мусор заработали жители столичного комплекса
25 000 гривен за мусор заработали жители столичного комплекса 873

Активисты доказали: мы хороним на свалках целые капиталы.

Факт. Почему трейдеры МОФТ зарабатывают больше других?
Факт. Почему трейдеры МОФТ зарабатывают больше других? 89

Международное объединение Форекс трейдеров предоставляет свои услуги для более чем 200 тысяч трейдеров со всего мира.

В Украине создали продвинутый легкий вертолет SL-231 Scout
В Украине создали продвинутый легкий вертолет SL-231 Scout [видео]

Трехместные многоцелевые вертолеты продаются по цене 195 тысяч долларов.

Кирилл Терешин  руки-базуки  встретился со своим синтоловым кумиром Ромарио Дос Сантосом
Кирилл Терешин "руки-базуки" встретился со своим синтоловым кумиром Ромарио Дос Сантосом [фото, видео] 372

Российский фрик показал свой новый образ в телешоу "Прямой эфир".

Ученые развеяли миф о безглютеновом хлебе
Ученые развеяли миф о безглютеновом хлебе 585

Он стоит в два раза дороже, но при этом менее полезный, чем обычный.

Самолет с телом Шаинского вылетел в Россию
Самолет с телом Шаинского вылетел в Россию 276

Несколько лет известный композитор боролся с раком.

Умерла известная актриса Дороти Мэлоун из фильмов  Основной инстинкт  и  Слова, написанные на ветру
Умерла известная актриса Дороти Мэлоун из фильмов "Основной инстинкт" и "Слова, написанные на ветру" 281

В США в возрасте 93 лет умерла актриса Дороти Мэлоун, получившая "Оскар" в 1957 году.

В Голливуде дали определение понятию  сексуальные домогательства
В Голливуде дали определение понятию "сексуальные домогательства" 388 2

Целовать в щеку можно, обнимать тоже.

Представителе Пеле рассказал о его здоровье после слухов о госпитализации
Представителе Пеле рассказал о его здоровье после слухов о госпитализации 163

Легендарный футболист находится дома в Сан-Паулу.

Легенда тенниса Матс Виландер: Долгополов непредсказуем, а Федерер в 36 лет набрал лучшую форму 204

Знаменитый швед дал интервью "КП" в Украине" в перерывах между матчами Australian Open, где он работает комментатором.

Легендарный теннисист Матс Виландер:  15-летняя Марта Костюк показала себя зрелым игроком
Легендарный теннисист Матс Виландер: "15-летняя Марта Костюк показала себя зрелым игроком" 506

Швед, который 30 лет назад был первой ракеткой мира, прокомментировал "КП" в Украине" выступление главной сенсации Australian Open 2018.