Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Надо ли просить прощения у детей?

Надо ли просить прощения у детей?
Фото: Малыша обидеть легко. А зачем?

Отругала свою дочь. Жестко и нервно. За то, что она испортила клавиатуру на папином ноутбуке. Она, конечно, кричала, что это не она, и слезы у нее фонтаном лились. Но я-то знала, что это ее рук дело! Кого ж еще? Разругались в пух и прах. 

А вечером пришел муж и посетовал, как обидно, что у него кнопочки сломались. САМИ СЛОМАЛИСЬ. От старости.

Я бросилась к дочери просить прощения. Обнимать, целовать, прижимать ее к себе, маленькую, несчастную, рыдавшую полдня и несправедливо осужденную. Потратившую кучу нервных клеток из-за меня, безумной обличительницы.

Знаете, когда я ее обняла, когда сказала: «Машк, прости меня, прости, я была так неправа, я так зря тебя отругала. Я так тебя люблю!», в этот момент у нее глаза стали такие чистые-чистые, такие счастливые! И мы с ней стали на целый километр ближе друг к другу.

Я уверена в том, что нужно просить прощения у своих детей. Просить прощения, если мы неправы, если незаслуженно накричали, если, не разобравшись, наказали. Просить прощения, если сказали гадость в порыве плохого настроения, если опоздали на концерт в музыкалке, где наследник играл на гуслях, просить прощения, если не отпустили подростка ночевать к другу, потому что боялись за него, а он пропустил очень важную тусовку... 

Просить прощения, если ударили, не сдержавшись. Потому что щека у ребенка будет гореть долгие годы.

Высказала такие вот свои мысли подруге и ее мужу, тот удивился и не согласился: «Зачем просить прощения у ребенка? Ребенок должен знать, что родитель всегда прав. Ведь родитель - это непререкаемый авторитет. И если этот авторитет сначала ругает, а потом извиняется, то где правда? Ребенку нужен уверенный в себе взрослый, а не размазня, которая опускается до извинений».

Не согласна. Поэтому и решила обсудить это с детским психологом и отцом двоих сыновей Амиром Тагиевым:

- Для ребенка родитель - это своего рода бог. И каждый ребенок на определенном этапе жизни смотрит на родителя, как на суперчеловека, который все может, все умеет. А мы, суперлюди, частенько бросаем их, подавляем, обманываем и разбиваем иллюзии. Мы раздражаемся, ругаемся и перестаем быть надеждой и опорой, всепонимающими, всепрощающими, любящими. А нужно иногда вспоминать про то, что мы прежде всего любящие! 

Родитель растет вместе с ребенком. Учится и раскрывается, меняется. Он имеет право ошибиться, а потом исправиться. Тогда накричал, тогда ругал, а потом переосмыслил, все понял и искренне сказал: ПРОСТИ МЕНЯ! Да, меня занесло, да, было жуткое настроение, а на ночную вечеринку не отпустил, потому что слишком боялся за тебя...

Когда моей подруге было 14 лет, мама очень строго наказала ее не по делу. Несправедливо. И если тогда мама считала, что права она, а подруга - что мама несправедлива, то по прошествии лет все осознали, что прав тогда был ребенок. Но мама так и не попросила прощения, решила: ну что уж теперь к этому возвращаться? Большая девочка уже, и так все понимает.

А девочка помнит. Помнит всю жизнь. И в 30 лет ждет, что мама вспомнит и попросит прощения.

- Когда мы в детстве ссоримся с родителями, мы наказываем себя, - объясняет Амир Тагиев. - И очень важно простить маму, чтобы ПРОСТИТЬ СЕБЯ!

Неотпущенные, непрощенные обиды сильно влияют на человека во взрослой жизни. От этого часто зависит, станет ли он уверенным в себе, будет ли он всего добиваться или так и останется непрощенным, так и будет винить себя в чем-то.

И не бойтесь признать по прошествии времени, что тогда, 10 лет назад, вы были неправы. Возможно, тогда вы наказали ребенка, потому что не понимали чего-то. А сейчас вы тоже выросли. Вы изменились, и вы все поняли. И скажите об этом самому дорогому и самому близкому своему человеку - сыну или дочке.

Я думаю, если мы живем на стороне ребенка и иногда вдруг под влиянием эмоций или обстоятельств с этой самой стороны перешагиваем на другую, то нет ничего зазорного и унизительного в том, чтобы просить прощения...

Фото PHOTOXPRESS.