Загрузить еще

Украинские реставраторы уверены: Наш Караваджо - не подделка!

Украинские реставраторы уверены:  Наш Караваджо - не подделка!
Фото: Реставраторы собирают части картины по?крупицам, словно?пазлы.
Сейчас полотно хранится в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины, специалисты которого проводят ряд необходимых экспертиз, в том числе устанавливают, является ли найденная картина оригиналом. О том, что уже сделано реставраторами и к каким выводам они пришли, «КП» поинтересовалась у генерального директора центра Светланы Стрельниковой. 

«ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ» - НЕ СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ»

Попасть на территорию Национального научно-исследовательского реставрационного центра дело не простое - у входа дежурит наряд милиции, территория утыкана камерами наблюдения, даже собака во дворе. 

- Это дополнительные меры безопасности, - объясняет Светлана Александровна. - Мы даже ограничили круг доступа к картине Караваджо. Поэтому вам экскурсию не могу организовать.

- Тогда расскажите, пожалуйста, какие работы с картиной вы сейчас проводите?

- Первоочередная задача, которая была поставлена сотрудниками органов, расследующих похищение картины, - определить, совпадает ли центральная часть найденного полотна с кромкой картины, оставшейся на подрамнике после кражи в музее. Сейчас мы уже можем сказать - это одна картина. Художники-реставраторы вместе с научными сотрудниками еще продолжают исследования, ведь их результаты надо задокументировать для следствия и суда.     

- По поводу данной картины ходит немало слухов. Говорят, из одесского музея похитили не настоящий холст кисти Караваджо, а хорошую копию...

- Именно судебно-трасологическая экспертиза, которая сейчас проводится в нашем центре, определит подлинность картины. Но окончательный вывод будет сделан после искусствоведческой экспертизы. Мы тоже слышали разнообразные версии и сейчас работаем над документами, связанными с историей полотна. Нас также очень интересуют проводимые ранее реставрационные работы и сопутствующие им экспертизы, исследования красочного слоя, рентген и так далее.

Могу сказать, что с художественной точки зрения это высококлассное произведение. И то, что данное полотно - современная копия, маловероятно, ведь холст и краски очень старые.  

Оставшиеся в подрамниках части шедевра передали в пакете для мусора, перемотанном скотчем. Реставраторы были в шоке.

 

 

«КАРТИНА ТРАВМИРОВАНА ПОЭТАПНО»

- На ваш взгляд, был ли шанс у похитителей продать данную картину?

- Вы знаете, на любое произведение искусства найдется свой покупатель. Что произошло с полотном Караваджо, мы пока не знаем. Основная версия, что картину украли под заказчика, ведь в 90 процентах случаев шедевры похищают под заказ.

- А что вы можете сказать о стоимости «Поцелуя Иуды»?

- На сегодня оценить эту работу сложно. Есть определенная система оценки художественных ценностей. Сейчас главное - определить степень нанесенного картине ущерба, а он очень серьезный.

- Вы имеете в виду те повреждения, что были нанесены во время кражи и транспортировки?

- Картина была травмирована поэтапно. Сначала она была варварски вырезана из подрамника - грабители не церемонились. Скорее всего, вырезали хорошо заточенным ножом. Но и после этого центральная часть полотна очень сильно пострадала. Судя по всему, полотно было свернуто в рулон - живописью наружу. Видно, что похитители не думали о сохранности раритета, и при перевозке рулон был сдавлен. Из-за этого произошло очень серьезное продольное травмирование полотна - растрескался и частично осыпался красочный слой, есть существенные разрывы холста, ему ведь более 400 лет.

Когда же нам передали фрагменты картины, оставшиеся в подрамнике в музее, мы были шокированы. Оказалось, они в еще худшем состоянии, чем основное полотно, вывезенное в Германию. Дело в том, что оставшаяся часть холста варварским образом была вырвана из подрамника! Она была скомкана и вложена в целлофановый пакет и еще к тому же сильно стянута скотчем, из-за чего осыпался красочный слой. А ведь тут сохранилось много авторской живописи!

Это значительно усложнит работу реставраторов, теперь каждый выпавший кусочек авторского красочного слоя нужно будет собрать, как мозаику, найти ему место. 

Светлана Стрельникова, гендиректор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. 

 

 

«ПОХИТИТЕЛИ БЫЛИ НЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

- Но почему так поступили с оставшейся частью полотна? Не надеялись, что картину найдут?

- Сложно сказать. Мы сделали запрос следователю в надежде узнать, кто приложил руку к такой «упаковке» полотна, почему так непрофессионально подошли к произведению искусства. Ждем ответа.

Но и это еще не все. Когда специалисты проводили техническую реставрацию кромок, разложили их, оказалось, что в правом верхнем углу кто-то срезал большой фрагмент полотна с красочным слоем. Кроме этого, на кромках картины отсутствуют еще пять небольших фрагментов. Все недостающие части придется восстанавливать реставраторам, работа предстоит кропотливая, очень сложная.  К тому же кромки необходимо соединять с вырезанной частью ниточка к ниточке.

Я не думаю, что те, кто так поступил с картиной, считали, что ее не найдут. Это, скорее всего, делали люди, которые не понимали, с какой исторической и художественной ценностью имеют дело. Они относились к данному произведению искусства, как к ненужной вещи. 

Подобным образом вели себя и воры. Но зато если бы они не так изуродовали полотно, осторожно перевозили бы, то, боюсь, мы больше никогда не увидели бы эту работу - они бы смогли легко ее продать. К счастью, похитители были не профессионалы. 

НА РЕСТАВРАЦИЮ УЙДУТ ГОДЫ

- Сколько могут длиться реставрационные работы картины Караваджо?

- Боюсь, что годы. Специалистам предстоит выполнить ювелирную работу по восстановлению произведения. Ведь надо будет делать все так, чтобы картина стала единым целым и реставрационные вмешательства были не видны.

- Кто этим будет заниматься?

- Реставрация будет проведена в нашем центре - ведущей государственной организации, в которой работают уникальные специалисты. Им подвластна реставрация произведений искусства любой сложности. Только с материалами могут возникнуть проблемы. Последние два года центру практически не выделяются средства на реставрационные материалы, инструментарий, а все это очень дорого стоит. Но когда будет утверждена программа реставрации, сможем определиться, что нам понадобится для этой работы, какие растворители, краски, лаки и так далее.

Честно говоря, я была шокирована недавними заявлениями людей близких к искусству, что в Украине некому реставрировать. Я не могу сказать, что в Германии сделали бы это лучше. Дороже - да, но не лучше.

К реставрации мы сможем приступить после окончания следствия.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Микеланджело да Караваджо был одним из самых значительных и талантливых итальянских художников конца XVI - начала XVII века. Среди его покровителей - кардиналы, банкиры и знатное римское семейство Маттеи.

 

Картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу») приобрел в Париже русский посол во Франции в 1870 году и преподнес великому князю Владимиру, сыну императора Александра II. В конце XIX века полотно было передано художественному училищу в Одессе, а затем оно перешло в распоряжение Одесского музея западного и восточного искусства. В середине 1950-х годов московский искусствовед Ксения Малицкая доказала принадлежность картины кисти Караваджо.

В ночь с 29-го на 30 июля 2008 года картина была похищена из музея. Неизвестные влезли на второй этаж по строительным лесам, выдавили стекло и попали в зал. Вырезав из рамы полотно, воры тем же путем выбрались из здания. В июне этого года при попытке продажи картины похитителей задержали в Германии.