«ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ» - НЕ СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ»
Попасть на территорию Национального научно-исследовательского реставрационного центра дело не простое - у входа дежурит наряд милиции, территория утыкана камерами наблюдения, даже собака во дворе.
- Это дополнительные меры безопасности, - объясняет Светлана Александровна. - Мы даже ограничили круг доступа к картине Караваджо. Поэтому вам экскурсию не могу организовать.
- Тогда расскажите, пожалуйста, какие работы с картиной вы сейчас проводите?
- Первоочередная задача, которая была поставлена сотрудниками органов, расследующих похищение картины, - определить, совпадает ли центральная часть найденного полотна с кромкой картины, оставшейся на подрамнике после кражи в музее. Сейчас мы уже можем сказать - это одна картина. Художники-реставраторы вместе с научными сотрудниками еще продолжают исследования, ведь их результаты надо задокументировать для следствия и суда.
- По поводу данной картины ходит немало слухов. Говорят, из одесского музея похитили не настоящий холст кисти Караваджо, а хорошую копию...
- Именно судебно-трасологическая экспертиза, которая сейчас проводится в нашем центре, определит подлинность картины. Но окончательный вывод будет сделан после искусствоведческой экспертизы. Мы тоже слышали разнообразные версии и сейчас работаем над документами, связанными с историей полотна. Нас также очень интересуют проводимые ранее реставрационные работы и сопутствующие им экспертизы, исследования красочного слоя, рентген и так далее.
Могу сказать, что с художественной точки зрения это высококлассное произведение. И то, что данное полотно - современная копия, маловероятно, ведь холст и краски очень старые.
|
«КАРТИНА ТРАВМИРОВАНА ПОЭТАПНО»
- На ваш взгляд, был ли шанс у похитителей продать данную картину?
- Вы знаете, на любое произведение искусства найдется свой покупатель. Что произошло с полотном Караваджо, мы пока не знаем. Основная версия, что картину украли под заказчика, ведь в 90 процентах случаев шедевры похищают под заказ.
- А что вы можете сказать о стоимости «Поцелуя Иуды»?
- На сегодня оценить эту работу сложно. Есть определенная система оценки художественных ценностей. Сейчас главное - определить степень нанесенного картине ущерба, а он очень серьезный.
- Вы имеете в виду те повреждения, что были нанесены во время кражи и транспортировки?
- Картина была травмирована поэтапно. Сначала она была варварски вырезана из подрамника - грабители не церемонились. Скорее всего, вырезали хорошо заточенным ножом. Но и после этого центральная часть полотна очень сильно пострадала. Судя по всему, полотно было свернуто в рулон - живописью наружу. Видно, что похитители не думали о сохранности раритета, и при перевозке рулон был сдавлен. Из-за этого произошло очень серьезное продольное травмирование полотна - растрескался и частично осыпался красочный слой, есть существенные разрывы холста, ему ведь более 400 лет.
Когда же нам передали фрагменты картины, оставшиеся в подрамнике в музее, мы были шокированы. Оказалось, они в еще худшем состоянии, чем основное полотно, вывезенное в Германию. Дело в том, что оставшаяся часть холста варварским образом была вырвана из подрамника! Она была скомкана и вложена в целлофановый пакет и еще к тому же сильно стянута скотчем, из-за чего осыпался красочный слой. А ведь тут сохранилось много авторской живописи!
Это значительно усложнит работу реставраторов, теперь каждый выпавший кусочек авторского красочного слоя нужно будет собрать, как мозаику, найти ему место.
|
«ПОХИТИТЕЛИ БЫЛИ НЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»
- Но почему так поступили с оставшейся частью полотна? Не надеялись, что картину найдут?
- Сложно сказать. Мы сделали запрос следователю в надежде узнать, кто приложил руку к такой «упаковке» полотна, почему так непрофессионально подошли к произведению искусства. Ждем ответа.
Но и это еще не все. Когда специалисты проводили техническую реставрацию кромок, разложили их, оказалось, что в правом верхнем углу кто-то срезал большой фрагмент полотна с красочным слоем. Кроме этого, на кромках картины отсутствуют еще пять небольших фрагментов. Все недостающие части придется восстанавливать реставраторам, работа предстоит кропотливая, очень сложная. К тому же кромки необходимо соединять с вырезанной частью ниточка к ниточке.
Я не думаю, что те, кто так поступил с картиной, считали, что ее не найдут. Это, скорее всего, делали люди, которые не понимали, с какой исторической и художественной ценностью имеют дело. Они относились к данному произведению искусства, как к ненужной вещи.
Подобным образом вели себя и воры. Но зато если бы они не так изуродовали полотно, осторожно перевозили бы, то, боюсь, мы больше никогда не увидели бы эту работу - они бы смогли легко ее продать. К счастью, похитители были не профессионалы.
НА РЕСТАВРАЦИЮ УЙДУТ ГОДЫ
- Сколько могут длиться реставрационные работы картины Караваджо?
- Боюсь, что годы. Специалистам предстоит выполнить ювелирную работу по восстановлению произведения. Ведь надо будет делать все так, чтобы картина стала единым целым и реставрационные вмешательства были не видны.
- Кто этим будет заниматься?
- Реставрация будет проведена в нашем центре - ведущей государственной организации, в которой работают уникальные специалисты. Им подвластна реставрация произведений искусства любой сложности. Только с материалами могут возникнуть проблемы. Последние два года центру практически не выделяются средства на реставрационные материалы, инструментарий, а все это очень дорого стоит. Но когда будет утверждена программа реставрации, сможем определиться, что нам понадобится для этой работы, какие растворители, краски, лаки и так далее.
Честно говоря, я была шокирована недавними заявлениями людей близких к искусству, что в Украине некому реставрировать. Я не могу сказать, что в Германии сделали бы это лучше. Дороже - да, но не лучше.
К реставрации мы сможем приступить после окончания следствия.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Микеланджело да Караваджо был одним из самых значительных и талантливых итальянских художников конца XVI - начала XVII века. Среди его покровителей - кардиналы, банкиры и знатное римское семейство Маттеи.
|
Картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу») приобрел в Париже русский посол во Франции в 1870 году и преподнес великому князю Владимиру, сыну императора Александра II. В конце XIX века полотно было передано художественному училищу в Одессе, а затем оно перешло в распоряжение Одесского музея западного и восточного искусства. В середине 1950-х годов московский искусствовед Ксения Малицкая доказала принадлежность картины кисти Караваджо.
В ночь с 29-го на 30 июля 2008 года картина была похищена из музея. Неизвестные влезли на второй этаж по строительным лесам, выдавили стекло и попали в зал. Вырезав из рамы полотно, воры тем же путем выбрались из здания. В июне этого года при попытке продажи картины похитителей задержали в Германии.