Сегодня 21 сентября +23°C
 В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

Планета Глизе 581 g - как Земля, только чуть больше.

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе

581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но…

Инфракрасный телескоп «Джеймс Уэбб» способен разглядеть океаны на экзопланетах, удаленных от Земли на 20 - 30 световых лет.

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

В мэрии Полтавы прошли обыски
В мэрии Полтавы прошли обыски 24

Местных чиновников подозревают в коррупции.

Луценко: Саакашвили должен заплатить штраф за пересечение границы
Луценко: Саакашвили должен заплатить штраф за пересечение границы 54 1

Бывшего главу Грузии обвиняют в подготовке теракта.

Роухани: Иран не выйдет первым из ядерной сделки
Роухани: Иран не выйдет первым из ядерной сделки 38

В Тегеране считают, что соглашение должно оставаться в силе.

В Мексике объявлен трехдневный траур из-за землетрясения
В Мексике объявлен трехдневный траур из-за землетрясения 114

Жертвами стихии стали 225 человек.

Гибель туриста на перевале Дятлова: стали известны таинственные подробности
Гибель туриста на перевале Дятлова: стали известны таинственные подробности [фото, видео] 1264

Мужчина умер на том-же месте, где год назад нашли мертвым отшельника.

Харьковский хакер шпионил за политиками за тысячу долларов
Харьковский хакер шпионил за политиками за тысячу долларов 29

В полиции предполагают, что хакер, подсматривающий за пользователями через веб-камеры, взламывал компьютеры на заказ.

С начала года приготовление борща подорожало на треть
С начала года приготовление борща подорожало на треть 47

Больше всего повысились цены на свинину и морковь.

Uber поднял цены на фоне общего подорожания такси в Киеве
Uber поднял цены на фоне общего подорожания такси в Киеве 267

Компания подняла цена на бюджетном тарифе и премиальном сервисе.

Что ждет доллар в ближайшем будущем
Что ждет доллар в ближайшем будущем 1191

Нынешнюю стабилизацию курса эксперты считают краткосрочной.

Открытие века: Украинские ученые нашли уникальную галактику
Открытие века: Украинские ученые нашли уникальную галактику 344 1

Прорыв в астрономии сделали наши астрофизики Юрий Изотов и Наталья Гусева.

В Украине запретили учебное пособие по английскому из-за текста о Сталине
В Украине запретили учебное пособие по английскому из-за текста о Сталине 243 1

Лидер СССР представлен в книге в позитивном ключе.

Гром и молния : онлайн-сервисы для отслеживания непогоды в Украине
"Гром и молния": онлайн-сервисы для отслеживания непогоды в Украине 664

В ненастную среду над Киевом и областью бушуют грозы. Их активность и скопление можно наблюдать в режиме реального времени.

BBC: Собчак собралась в президенты и ищет главу предвыборного штаба
BBC: Собчак собралась в президенты и ищет главу предвыборного штаба 71

Сама телеведущая весьма туманно комментирует эти разговоры.

Эмилия Кларк поделилась первым снимком в облике блондинки
Эмилия Кларк поделилась первым снимком в облике блондинки [фото] 94

Теперь актрису точно будут узнавать на улицах - она стала невероятно похожей на своего сериального персонажа.

В дом Русланы ударила молния
В дом Русланы ударила молния [фото] 541

Здание получило небольшие повреждения.

Скончался легендарный Джейк Ламотта
Скончался легендарный Джейк Ламотта 408

Боксер ушел из жизни в возрасте 96 лет.

Сергей Бубка о коррупционном скандале:  Мой голос никто не покупал