В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Рабинович про закон о приватизации: Депутаты и министры запустили коррумпированный маховик проедания 250 1

Принятием закона о приватизации Верховная Рада дала старт окончательному дерибану национального достояния Украины.

Девять стран Евросоюза превысили граничные нормы загрязнения воздуха, включая наших соседей 386 2

Им грозят санкции.

Климкин заявил, что нет разницы, где проводить переговоры по Донбассу
Климкин заявил, что нет разницы, где проводить переговоры по Донбассу 313 4

Глава дипломатического ведомства признал, что особого продвижения в процессе нет.

СМИ: в Чугуеве военный с ножом взял в заложники семью

Военнослужащий вернулся из зоны АТО и отпраздновал это в кафе со своей возлюбленной и ее ребенком. Затем нетрезвый мужчина обвинил женщину в плохой заботе о детях и пригрозил ей ножом.

В Турции разбился туристический автобус: погибли 11 человек, 46 - травмированы
В Турции разбился туристический автобус: погибли 11 человек, 46 - травмированы 131

В турецкой провинции Эскишехир водитель автобуса с детьми не справился с управлением и врезался в деревья.

Пострадавшая при нападении на школу в Бурятии девочка находится в коме
Пострадавшая при нападении на школу в Бурятии девочка находится в коме 408

Состояние нападавшего подростка Антона Бичивина также тяжелое, ему сделали операцию провели, он в сознании.

Искусство торговаться: как научиться договариваться и получить скидку
Искусство торговаться: как научиться договариваться и получить скидку 1738

Собрались на рынок? Сначала прочтите нашу статью и 5 советов, как правильно торговаться!

25 000 гривен за мусор заработали жители столичного комплекса
25 000 гривен за мусор заработали жители столичного комплекса 901

Активисты доказали: мы хороним на свалках целые капиталы.

Факт. Почему трейдеры МОФТ зарабатывают больше других?
Факт. Почему трейдеры МОФТ зарабатывают больше других? 99

Международное объединение Форекс трейдеров предоставляет свои услуги для более чем 200 тысяч трейдеров со всего мира.

МИД Украины призвало ЮНЕСКО спасти Ханский дворец в аннексированном Крыму
МИД Украины призвало ЮНЕСКО спасти Ханский дворец в аннексированном Крыму 26

Министерство иностранных дел Украины призвала ЮНЕСКО принять меры для сохранения Ханского дворца в Бахчисарае на территории оккупированного Крыма.

В Украине создали продвинутый легкий вертолет SL-231 Scout
В Украине создали продвинутый легкий вертолет SL-231 Scout [видео] 462

Трехместные многоцелевые вертолеты продаются по цене 195 тысяч долларов.

Чернобыль: мечты и реальность
Чернобыль: мечты и реальность 180

Украинцев давно волнует вопрос, как извлечь пользу из мертвой зоны. Но большинство проектов - из области фантастики.

Известный актер Юэн Макгрегор разводится с женой
Известный актер Юэн Макгрегор разводится с женой 148

46-летний актер и режиссер Юэн Макгрегор решил разорвать отношения с супругой Ив Мавракис, с которой прожил в браке 22 года.

Сериал  Школа : личные драмы актеров
Сериал "Школа": личные драмы актеров 232

Мы пообщались с героями 40-серийного фильма о жизни вне съемок и любви на съемочной площадке.

Названа причина смерти основателя группы The Heartbreakers Тома Петти
Названа причина смерти основателя группы The Heartbreakers Тома Петти 246

Музыканта нашли без сознания в собственном доме в Малибу. Вскоре он скончался.

Представителе Пеле рассказал о его здоровье после слухов о госпитализации
Представителе Пеле рассказал о его здоровье после слухов о госпитализации 183

Легендарный футболист находится дома в Сан-Паулу.

Легенда тенниса Матс Виландер: Долгополов непредсказуем, а Федерер в 36 лет набрал лучшую форму 213

Знаменитый швед дал интервью "КП" в Украине" в перерывах между матчами Australian Open, где он работает комментатором.

Легендарный теннисист Матс Виландер:  15-летняя Марта Костюк показала себя зрелым игроком
Легендарный теннисист Матс Виландер: "15-летняя Марта Костюк показала себя зрелым игроком" 516

Швед, который 30 лет назад был первой ракеткой мира, прокомментировал "КП" в Украине" выступление главной сенсации Australian Open 2018.