Сегодня 25 сентября +23°C
В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Во Франции блокируют дороги к хранилищам с топливом

Рабинович: Левочкин и Бойко защищают Гонтареву на  Интере  – а их банк получает миллионы!
Рабинович: Левочкин и Бойко защищают Гонтареву на "Интере" – а их банк получает миллионы! 242

Банк "Консалтинговый дом", близкий к руководству "Оппозиционного блока", получает преференции от Национального банка в обмен на информационную поддержку телеканалом "Интер" главы НБУ Валерии Гонтаревой и ее заместителя Екатерины Рожковой.

Омелян подал ответный иск против МАУ из-за Ryanair
Омелян подал ответный иск против МАУ из-за Ryanair 103

Ранее украинский авиаперевозчик потребовал возместить 20 млн гривен убытков.

Главу  Киевоблэнерго  забили до смерти в его загородном доме
Главу "Киевоблэнерго" забили до смерти в его загородном доме [фото, видео] 733

Дом Ивана Полывяного ограбили. Неизвестные в масках били хозяина и его жену, чтобы тот сказал, где спрятан сейф.

Под Киевом патрульные нашли в поле немую заблудившуюся девушку
Под Киевом патрульные нашли в поле немую заблудившуюся девушку 260

Правоохранители доставили гражданку в одну из больниц Пирятина в Полтавской области, где ее передали дежурному врачу.

В Красноярске задержали семью каннибалов, которые ели людей последние 18 лет
В Красноярске задержали семью каннибалов, которые ели людей последние 18 лет [фото] 570

Муж и жена с недавних пор начали делать селфи с фрагментами тел жертв. В их холодильнике нашли семь пакетов с человеческими останками.

Министр инфраструктуры: Запрет на авиаперелеты над восточной Украиной не обоснован 175

Министерство инфраструктуры считает необоснованной позицию Европейского агентства авиационной безопасности о необходимости введения ограничений на авиационное движение в восточной части Украины.

Где украинцы тратят свои деньги
Где украинцы тратят свои деньги 497

Наши отпускники в зарубежных поездках отдают предпочтение наличке. А вот украинские гастарбайтеры преуспели в использовании банковских карт.

НБУ: Bitcoin – это не валюта
НБУ: Bitcoin – это не валюта 540 1

В ведомстве опасаются мошенничества, связанного с криптовалютой.

Автограф Стива Джобса хотят продать за 15 тысяч долларов
Автограф Стива Джобса хотят продать за 15 тысяч долларов 12

Помимо автографа на аукционе будут проданы детали, которые относятся к первому коммерческому компьютеру компании Apple.

47 гениальных цитат Ремарка
47 гениальных цитат Ремарка 163

25 сентября 1970 года на скончался один из самых известных представителей литературы "потерянного поколения".

Мать погибшего в Днепре патрульного:  Внучка уверена, что папина душа живет в птицах
Мать погибшего в Днепре патрульного: "Внучка уверена, что папина душа живет в птицах" 375

Год назад, 25 сентября, при попытке остановить находящегося в розыске преступника, были убиты офицеры полиции – 27-летний Артем Кутушев и 36-летняя Ольга Макаренко.

Звезда  Супермодели по-украински  снялась на вершине Мачу-Пикчу для Harper s Bazaar
Звезда "Супермодели по-украински" снялась на вершине Мачу-Пикчу для Harper's Bazaar [фото] 6

Девушка примерила образ индейки - пестрые платья, массивные украшения, перья в волосах.

Камалия - о  Танцах со звездами :  Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав
Камалия - о "Танцах со звездами": "Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав" 1036

Певица прокомментировал свой уход из танцевального шоу и рассказала, что супруг не разрешал ей участвовать в украинских телепроектах.

Рианна вышла в свет в платье украинского дизайнера
Рианна вышла в свет в платье украинского дизайнера [фото] 451

Стилист певицы попросил предоставить несколько образов - в одном из них Ри-Ри появилась на презентации в Мадриде.

Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018
Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018 199

При этом WADA должна позволить российским нейтральным спортсменам принять участие в играх.

Украинцы завоевали первую медаль на Играх непокоренных в Торонто

Украина завоевала первую медаль на Играх непокоренных-2017
Украина завоевала первую медаль на Играх непокоренных-2017 [фото, видео] 345

Наша страна впервые участвует в соревнованиях, которые в этом году продлятся до 30 сентября.