Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сотрудники Лувра за ковры из Олеського замка предлагали баснословные деньги

Сотрудники Лувра за ковры из Олеського замка предлагали баснословные деньги
Фото: Фото автора.

Отстроили замок за пять лет

Олеський замок считается самым древним замком Украины. Археологи нашли недалеко от Олесько остатки древнерусского города Плиснецко IX-XII веков. Этот город даже упоминается в «Слове о полку Игоревом». И, считается, что тут побывала орда хана Батыя в 1241 году. Но первое упоминание об Олесько датируется 1327 годом.

С тех времен крепость переживала многое – войны, пожары, землетрясения. И очень долгое время замок стоял в руинах. Пока директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий не выступил с инициативой, что его таки стоит отреставрировать.

Историю возрождения замка и то, что сейчас в нем находится, нам удалось услышать от самого Бориса Григорьевича.

– Я в те годы (1960-70-е) впервые побывал за границей и удивился, как там ухаживают за замками. Когда вернулся, то решил – нужно что-то делать. Ведь у нас на Львовщине было закрыто 1300 замков. Всюду сделали складские помещения. Мы ездили на грузовой машине (а я – на мотоцикле) и просто грузили экспонаты. Мы привезли более 30 тысяч вещей, которые сейчас оценены в 26 миллиардов евро. Но дело даже не в деньгах. То, что мы привезли – мы спасли. Что не привезли – все уничтожено, – говорит Борис Возницкий.  

По его словам, он намеревался открыть экспозицию в Свиржском замке. Но архитекторы (а замок принадлежит Союзу архитекторов Украины) не согласились. Зато предложили помочь отреставрировать замок в Олесько. И в 1970 году начали реставрировать замок, а в 1975 году состоялось его открытие.

– Никто нам не верит, что за пять лет мы сумели отреставрировать такой замок от фундамента до крыши. Средства выделяли, строительных материалов давали вдоволь, – вспоминает директор картинной галереи.

 Штукатуры в XVII веке работали на совесть

 

От подножья горы до входа в замок нужно пройтись пешком. Борис Возницкий, несмотря на свои 84 года, идет легко и при этом рассказывает различные истории из своей жизни, связанные с замком.

Например, весьма интересна история о дороге, по которой мы идем.

– В 1975 году на открытие замка ждали Владимира Щербицкого. Понятно, что местное начальство старалось, чтобы все было на уровне. Приехал Виктор Добрык (первый секретарь Львовского обкома партии), увидел, что дорога-то грунтовая. Тут же распорядился замостить ее. И тут же в Золочиве на протяжении нескольких дней сняли брусчатку, перевезли сюда, уложили. И до сих пор вот по ней ходим, – смеется Борис Григорьевич.

Осматривая стены замка и облупившуюся штукатурку, замечает, мол, старая штукатурка семнадцатого века дер­жится очень хорошо. А вот та, которую нанесли недавно, – уже облупилась. Стена, которую современные штукатуры не могут привести в порядок, очень старая.

– Когда-то замок представлял собой овал. Эта самая старая стена, времен Киевской Руси, 1280 года. Когда погибло Плиснецко от Батыя в 1241 году, беженцы прошли через непроходимые болота и на этой природной горке построили крепость в виде овала. Высота стен – 8 метров, толщина – 2,5 метра и 135 метров в длину. И это была оборонная крепость от турков на Черном пути. А уже в XVI веке обороняться так серьезно уже не нужно было, турки уже не приходили. И Иван Данилович, воевода земли Русской, начал расширять замок. Достроил корпус, башню. Это  было уже в 1590-1620 годах, – кажется, Борис Возницкий своими глазами видел, как это происходило.

 Как эксклюзивную вещь спасли от топки

 


 

В самом замке работают экспозиции. Но, кроме того, что каждый экспонат рассказывает о каком-то историческом периоде, Борис Возницкий о каждом камешке имеет свою историю.

Например, о скульптурной голове Фридерика Гербурта, владельца замка, который погиб в битве с татарами в 1519 году.

– Это мужчина из этого замка. Тут, внутри скульптуры, находится его череп. Во время раскопок мы его обнаружили и наложили маску на череп, – директор картинной галереи спокойно проходит мимо останков воина.

На стенах в одном из залов висят старые ковры. Для кого-то неприметные, но…

– Однажды ко мне пришел мужчина и сказал, что у него дома валяются два старых ковра, которые он собирается сжечь. Впрочем, если я соглашусь их забрать, то он мне их отдаст. Я говорю – нужно посмотреть. Ковры тот мужчина оставил на вокзале в камере хранения. Вернулся он через час с мешком для картошки. И вытаскивает эти вещи. У меня аж глаза полезли на лоб! Вижу – XVI век. Спрашиваю – откуда? Говорит – дед привез с австрийской войны. Некоторое время висели на стене за кроватью, потом порвались, теща выбросила. Он с ними пошел в Каменко-Подольский музей, они от такого барахла отказались. И я, заикаясь от волнения, начал ему объяснять, что наша комиссия может заплатить за такие вещи до 300 рублей. А если он оценит их уже в 350, то придется их везти в Киев, в министерство. А он обрадовался, потому что решил, что 300 – это за обе вещи. И когда получил 600, то тогда уже он начал заикаться, – Борис Возницкий до сих пор счастлив, что заполучил такой раритет. Позже в Олесько приезжали представители из Лувра и предлагали за каждый из них по 300 тысяч евро.

Оказывается, в музее находятся два экспоната из серии о жизни Одиссея. Еще один экспонат находится в Париже. Но все остальные давно утеряны.

 В тему

Старинное распятие нашли в кустах на кладбище

В замке хранится немало икон и других сакральных экспонатов, которые удалось спасти. Одно из них – деревянное распятие, сделанное в 1485 году. Длительное время оно находилось в жидачивском костеле. Но однажды, приехав туда по делам, Борис Возницкий  не обнаружил его.

– Я обошел райком, горком, коммунальщиков – куда вы девали распятие?! Оказалось – вывезли и выбросили в кусты на кладбище. Хорошо, что удалось найти, – говорит директор картинной галереи.

А старинную икону он нашел случайно.

– Это было где-то под Луцком. Я проезжал мимо церкви, заметил, что дверей нет, а около церкви корова привязана. Зашел посмотреть, хотя был уверен, что там уже ничего нет, все давно вывезли и уничтожили. И вижу, что на стене прибита эта Богоматерь, работы  XIX века. Но я вижу, что на иконе выдолблен ковчег. Раз есть такой ковчег, значит, икону делали в XIV веке. Уже в XVII такого не делали. Забрал ее. В реставрационной мастерской сняли одну Богоматерь, вторую, третью (имеются в виду более поздние слои – Ред.). Это – четвертая Богоматерь, действительно XIV – начала XV века, – чутье Бориса Возницкого его не подвело.      

Висит тут же картина Страшного суда, нарисована неизвестным сельским художником. По словам директора картинной галереи, этот народный примитивизм очень интересен. Ведь художник нарисовал событие таким, каким он его себе представлял после прочтения Библии. Раньше такие картины висели в каждой церкви. Теперь их осталось всего 22-е на всю Украину. 

– Они висели в бабницах – это сени в церкви. Потому что бабы, как грешницы, молились в сенях, а мужчины молились внутри помещения. И вот для устрашения грешниц там всегда висела картина, в которой предвещали, как оно будет с грешниками. Начнется Страшный суд, небо свернется, погаснут звезды, Солнце и Луна и на небе появится Христос, который будет судить, – водит по картине пальцем Борис Возницкий. – Раз небо свернется, то вот вам два ангела с двух сторон – свертывают небо. Божья рука держит весы. Сюда кладут хорошие дела, а сюда – плохие. Перевесят хорошие дела – в рай, перевесят плохие – в ад. Около весов – Адам-прадед и Ева-прабабка. С этой стороны на Страшный суд смотрят праведники – святые, монахи и другие. С другой стороны на суд Моисей ведет грешные народы. Тут все подписано: татары, турки, евреи, арабы, было также написано «ляховы», но поляки эту надпись стерли. Это те, кто еще живет. Но на суд придут и мертвые. Те, кто погребен, из гроба восстанет, если их съели звери, то их должны отдать, потому что человек обязан явиться на Страшный суд. Ниже нарисован ад. Все грешники, которые там мучатся – голые. Единственный человек, кому ничего не страшно и он одет – это шинкарь. Он и дальше себе там работает. Рядом с ним музыкант наигрывает. Вот мельник, на шее у него жернова и лбом сталкивается с ростовщиком, разбойник, чиновник, алкоголик висят вниз головой, клеветник за язык подвешен, детоотступница, то есть женщина, которая бросила своих детей. В котле варятся самые страшные грешники – изменники. Ну, и вторая сторона – рай, окруженный забором, там цветы растут, люди едят и пьют, сколько хотят, и живут, как у Бога за пазухой.