Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Жить и работать в старинных зданиях пожароопасно?

Жить и работать в старинных зданиях пожароопасно?
Фото: Фото из архива «КП».

 После невероятно засушливого лета довоенные постройки первой столицы оказались в зоне риска. «Виноваты» в этом деревянные конструкции старых домов, которым нужен особый противопожарный уход. Как показывает жизнь, обеспечены им далеко не все здания.
Месяц назад без крыши над головой после пожара остались жители дома по ул. Гамарника. В начале сентября на глазах у изумленных харьковчан полностью сгорело здание в начале ул. Сумской  — вместе с культовым кафе, магазином и редакцией «Харьковских известий». Не прошло и двух недель - и снова пожар в центре. В субботу горела крыша северного корпуса ХНУ им. Каразина. Благо, спасатели смогли остановить пожар, не дав ему перекинуться на университетские этажи. Хотя итог все равно печальный - сгорело 500 квадратных метров кровли. Во всех трех случаях в центре внимания оказались деревянные перегородки. «Комсомолка» спросила специалистов, значит ли это, что всем, кто живет и трудится в старых домах, нужно начинать переживать за собственную безопасность.

Платит собственник

Самые устойчивые к огню здания - выполненные целиком из железобетона. В Харькове такие возвышаются в спальных районах поздней советской постройки (Салтовка, Алексеевка). Все дома, в которых есть хоть какие-то деревянные части, должны проходить огнезащитную пропитку, говорят специалисты.
- Дерево обрабатывается специальными жидкостями, лаками, красками, которые помогают сохранить устойчивость — то есть в течение определенного времени (от 35 минут до трех часов) конструкции под воздействием огня и высоких температур не меняют свою форму. Пропитанные таким образом конструкции не горят, а тлеют, - объясняет помощник начальника ГУ МЧСУ в Харьковской области Игорь Лупандин.
Платит за повышение устойчивости к пожарам собственник здания (частное лицо, если речь идет об офисных помещениях, «Жилкомсервис» - если это здание коммунальной формы собственности, или жилищный кооператив - ОСМД). А как с этим обстоят дела - раз в два года проверяет пожарный надзор.

Чердак превращается в кладовку

Сколько именно в Харькове строений, снабженных деревянными конструкциями, точно никто не знает, но это однозначно впечатляющая цифра.
- Половина исторической застройки имеет деревянные перекрытия, - говорит архитектор Владимир Новгородов. - Что касается конструкции крыши - со стороны чердака худо-бедно можно пропитать ее специальными составами, а перекрытия, которые сидят внутри здания, обработать невозможно. Для этого пришлось бы разобрать половину строения.
Труднодоступность деревянных конструкций — это еще полбеды. В МЧС называют главную причину пожаров - наплевательское отношение к  правилам безопасности. Свежий пример - пожар на крыше ХНУ, где этим отличились кровельщики.
- Если соблюдать правила, никогда в жизни пожар не произойдет, - уверен Игорь Лупандин. - В жилых домах важно ограничить доступ посторонних людей на чердаки и в подвалы! Людям, живущим на пятых этажах, нужно помнить, что нельзя устраивать кладовки на чердаке, как это часто у нас любят делать.
Если полностью соблюдать правила, можно без страха за свою жизнь жить даже в полностью деревянном здании, уверены в Центре пропаганды МЧС.

А в это время...

Погорельцы с Гамарника ютятся по углам

Варианты временного жилья, предложенные погорельцам властями, людей не устроили.
- У нас во дворе было собрание, Лемента (директор городского департамента жилищного хозяйства — Ред.) пообещал, что за две недели починят  крышу, но время уже прошло, а ничего абсолютно не сделано, - жалуется одна из пострадавших Мария Пахомова.
Марию приютила подруга, она бы с радостью не стесняла друзей, но некуда деться. Соседка Пахомовой Ирина Ивненко временно поселилась с двумя детьми и мужем на третьем этаже злополучного дома. Ее сгоревшее жилье было этажом выше.
- Деваться некуда, средний сын ходит в школу, уроки делать негде, одна лампочка в комнате, столов нет... Младшая дочь, у которой порок сердца, простыла, у нее кашель, коньюктивит, - описывает нерадостное бытье своего семейства Ирина Ивненко. - Я вчера вычерпала 15 ведер воды после дождя, так и живем...