- Недавно на Симферопольском железнодорожном вокзале началась большая стройка, - рассказал «КП» научный сотрудник Музея истории города Симферополя Алексей Эйлер. - Когда рабочие разбирали старое депо, нашли много старинных рельсов, но только на некоторых была заводская надпись и год изготовления. Самая старая находка датируется 1811 годом, ее железнодорожники передали в собственный музей, а экспонат поновей отдали нам. На увесистом, более 40 килограммов, пятидесятисантиметровом куске стали - механические повреждения. Это следы движения по рельсам тяжелых поездов начала 20 века.
Сделали рельс в 1876 году на уральском заводе известного русского промышленника Никиты Демидова, а в 1940 привезли как строительный материал для Симферопольского железнодорожного вокзала.
- В 19 веке из демидовских рельсов были построены большинство железнодорожных путей в Российской империи, - продолжает Алексей Андреевич. - В начале 20 века они устарели. Под тяжестью новых поездов металл часто ломался, поэтому рельсы начали заменять современными - более широкими и крепкими. После демонтажа их использовали в строительстве зданий и отправляли на вторичную переработку. Ходят слухи, что из этого металла во время Великой Отечественной войны отливали броню советских танков и других боевых машин.
Музейшики говорят, что подобных артефактов почти не сохранилось. Найти подобный рельс, да еще с клеймом завода-изготовителя, - большая удача.
Специально для рельса сотрудники музея изготовили целый стенд, на котором можно посмотреть, как выглядела железная дорога, построенная из демидовских рельсов.