Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Дети и деньги: учимся отвечать на неудобные вопросы

Дети и деньги: учимся отвечать на неудобные вопросы
Фото: - Мамочка, я хочу сама купить бантик и браслетик!

Оказывается, всему этому ребенка можно научить. Только вот начинать нужно с раннего детства…

ЗАРПЛАТА МАМ И ПАП: ОБСУЖДАТЬ ИЛИ НЕТ

Количество денег в семье в той или иной степени волнует всех детей. Если ребенок поинтересовался, сколько именно зарабатывают его родители, можно назвать конкретную сумму, а можно ответить обтекаемо: зарплата достойная, средняя по рынку, выше или чуть ниже средней и т.д. Даже в тех случаях, когда семья живет очень бедно или очень богато, при описании доходов не стоит впадать в крайности. Разговоры о бедности снижают самооценку ребенка, а хвастовство родителей высокими доходами приводит к тому, что и сам ребенок попытается завоевать авторитет у одноклассников толщиной родительского кошелька.

Чтобы представлять себе семейные доходы, дочь или сын должны иметь понятие и о семейных расходах, в обсуждение которых психологи советуют вовлекать детей уже с 6-7 лет. В этом случае некорректные вопросы вроде «Почему вы так мало зарабатываете? Почему не можете мне купить компьютер?» попросту не возникнут. Если же вопрос все же прозвучал - придется отвечать.

- С ребенком нужно обсуждать все. В противном случае, не найдя ответы у своих родителей, он начнет их искать в другом месте. И не факт, что полученные ответы на стороне устроят родителей. Как именно отвечать на неприятные вопросы - решать каждой конкретной семье. Общий совет: если есть проблемы, не стоит их скрывать. Рано или поздно существующие трудности предстанут перед ребенком во всей полноте, а он может оказаться не готов их принять. Лучше неприятная правда, к которой ребенку нужно адаптироваться (что, кстати, в большинстве случаев успешно происходит), чем красивая картинка искаженной действительности, - считает вице-президент НПЦ «Дианализ» психолог Виктория Егорова.

КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ: КОГДА И СКОЛЬКО

На вопрос, с какого возраста и какие суммы следует давать детям, психологи дают вполне конкретные рекомендации.

- Мелкие монеты можно выдавать уже с 5-6 лет. Купите ребенку копилку и ненавязчиво намекните, что собирать деньги можно не только на вожделенного робота, но и на подарок бабушке ко дню рождения, - советует психолог Марина Деркач. - С появлением постоянных трат (на обед, проезд, покупку канцтоваров и т.д.) малышу нужно регулярно выдавать небольшие и обязательно фиксированные суммы. Причем чем старше ребенок, тем реже должно быть финансирование. Первоклашке следует давать деньги ежедневно, 10-12-летнему подростку - раз в неделю, а 14-летнему - раз в месяц. В этом случае ребенок постепенно научится планировать и распределять свои расходы.

Что касается суммы, то самый лучший вариант - обсудить и рассчитать ее вместе с ребенком исходя из его потребностей и материальных возможностей семьи. Нередко в семье настолько мало свободных средств, что карманные деньги для школьника считаются неразумным расточительством. Но даже в таких случаях психологи советуют давать ребенку пусть даже символическую сумму. А вот ориентироваться на других детей и их родителей при определении размера карманных расходов не стоит.

- Это совершенно абсурдно, ведь всегда можно найти кого-то, кто будет давать еще больше (или меньше), - убеждена Егорова. - Если все вокруг приезжают в школу на джипах с личными водителями, а ваш ребенок ходит пешком и от этого страдает, значит, вы неправильно выбрали школу! Искажать реальные возможности семьи из так называемых «лучших побуждений» вредно для адекватного воспитания.

Что касается требования «давать побольше», то, говорят психологи, чаще всего подобное происходит в семьях, где родители уделяют ребенку недостаточно времени и реальные отношения между родителями и детьми подменяются «товарно-денежными».

- У активных и требовательных детей эмоциональный голод и раздражение находят выход в постоянной неудовлетворенности и нескончаемых требованиях. Чтобы подобное не произошло, не пытайтесь компенсировать дефицит общения деньгами и вещами, - советует Деркач.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА: ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ

Мытье посуды и уборка в квартире - это не подвиг, а норма, поэтому платить за это не следует. Практика показывает, что дети, с которыми рассчитывались за помощь по хозяйству, впоследствии нередко вымогали деньги за любое движение. Вынести мусор, сходить за хлебом, купить бабушке лекарство - у них на все была своя «такса».

- Некоторые успешные американские психологи считают, что ребенку за все нужно платить: за выполнение домашних дел, за хорошие оценки, за преодоление своих слабостей и страхов. Аргументируют тем, что и взрослые получают зарплату за свою работу. На мой взгляд, такие объяснения притянуты за уши: далеко не все измеряется деньгами, и было бы слишком цинично переводить отношения с собственным ребенком в жесткие рамки «услуга - деньги», - считает Егорова. 

По ее словам, очень полезно, если какие-то обязанности закреплены за ребенком как обязательные (уборка своей комнаты, прогулка с собакой, вынос мусора), а какие-то выполняются по договоренности. И поощрять нужно обязательно, но не обязательно платить. Можно, например, чтобы это выглядело как взаимный обмен добрыми делами: ты просто сделал что-то полезное для всех, и все тоже просто делают для тебя что-то хорошее. Ведь мы - семья! 

«ДЕТСКИЕ ФИНАНСЫ»: СТОИТ ЛИ КОНТРОЛИРОВАТЬ 

Даже если ребенок на все свои деньги купил себе ласты в фирменном магазине или четвертую куртку, которая ему совершенно не нужна, психологи советуют держать негативные эмоции при себе. Ведь взрослые тоже время от времени совершают бессмысленные покупки.

- Конечно, было бы неплохо научить ребенка советоваться с родителями при выборе дорогой покупки. Однако если в семье принято, что каждый тратит заработанные им деньги сам и ни с кем это не согласовывает, то и дети будут поступать так же, - убеждена Егорова. 

Кстати, исследования показывают: чем старше ребенок, тем больше он озабочен, как скопить денег. Ежемесячно откладывая на новый компьютер или навороченный телефон, подросток видит цель, которая помогает ему грамотнее распоряжаться деньгами. А «выстраданная покупка» приобретает в его глазах гораздо большую ценность, нежели мгновенная, сделанная родителями. И если младшим детям безразлично, на чьи средства приобретена вожделенная вещь, то с 12-13 лет дети отдают явное предпочтение собственным вещам, которые были куплены на их деньги. 

- Если у ребенка появилась крупная сумма (заработал, подарили на день рождения и т.д.), вы можете вместе обсудить, на что можно их потратить. Только не навязывайте свое мнение и тем более не старайтесь изъять все средства в пользу семейного бюджета! - предостерегает Деркач. - Ребенок должен иметь возможность использовать свои деньги по собственному усмотрению, а строгий контроль над расходами со стороны родителей сводит смысл обладания карманными деньгами к нулю.

А КАК У НИХ?

Штрафуют родителей за «урезанный бюджет»

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: 

* ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, 

* 7-летнему - 1,5-2 евро, 

* 10-летнему - 10-12 евро, 

* с 13 лет - 20 евро, 

* с 15 лет - 25-30 евро в неделю. 

Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу, которая, в свою очередь, грозит родителям немалым штрафом.

Фото Людмилы МАРЧУК. 

ВАЖНО!

Счастье - в семье 

Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей и сумм, выделяемым им на карманные расходы. Для счастья детям нужна семья, в которой их любят и принимают такими, какие они есть.