Приехав на отдых, хочется не только отмокнуть в морской водичке и приобрести бронзовый загар, но и весело провести время. Благо на пляжах полно развлечений: «бананы», «таблетки», скутеры… Бизнес этот процветает уже не первый год. Но, к сожалению, не все работают легально, из-за чего курортники калечатся и даже гибнут (см. ХРОНИКА ЧП). С такими нарушителями борются инспекторы судоходного портового надзора, с которыми корреспондент «КП» отправилась в рейд.
ОДНОГО «ШУХЕРА» ХВАТАЕТ НА НЕДЕЛЮ
В 8 утра встречаемся, как и договаривались, с начальником инспекции судоходного портового надзора Крымского регионального представительства Сергеем Беляевым.
- Сейчас поедем в Морское (поселок под Судаком. - Прим. авт.), - раскрыл план секретной операции Сергей Васильевич. - В отдаленных поселках прокатчики совсем распоясались. Туда добраться трудно, проверять регулярно не всегда получается. Устроим масштабную комплексную проверку - хоть на неделю, но результат точно будет. А потом снова к ним нагрянем.
По дороге к нам присоединяются сотрудники налоговой милиции. По их части тоже есть работа. В Морском мы разделились на группы: часть двинула к месту, где базируются прокатчики, а часть - вдоль побережья. Я - во второй группе, с налоговиками.
Мы изображаем беспечных отдыхающих, хотя на самом деле проводим спецоперацию «контрольная закупка». Жара стоит неимоверная. Ладно, мы замаскированы под туристов - в шортах-футболках, а вот инспекторам судоходно-портового надзора приходится вышагивать по пляжу в форме - белых рубашках с погонами, темных брюках и закрытых туфлях.
На пляже народу - тьма. Загорают чуть ли не на головах друг у друга.
- Что-то ни одного скутера не видно, - сокрушается старший оперуполномоченный Рефат Юнус. - Неужели кто-то предупредил их о проверке?
Ан нет, вот и первый скутерист показался! А вот и их «база» - прямо на песочке сидит под зонтиком девушка в купальнике и собирает деньги с желающих прокатиться. 5 минут езды на водном мотоцикле стоит 100 гривен.
- Ну что? Пойдем и мы прокатимся, - предлагает старший опер Евгений Чугай.
Прокатчики берут деньги и помогают отчалить. Пока Евгений катается, Рефат представляется и просит предъявить документы на скутер.
- Так бы сразу и сказали, что вы из налоговой, - обиженно говорит судовладелец. - Сейчас.
У этого парня все в порядке.
«ШЕФ, ВСЕ ПРОПАЛО!»
Вскоре к берегу в 20 метрах от первой «парковки» причалил другой скутер. Следом, через 30 шагов, - прогулочный катер с «бананом». Однако найти истинных хозяев водных мотоциклов оказалось непросто. Прокатчики то отнекивались, то несли нечто невразумительное, то пытались обмануть инспекторов, предлагая подозрительные ксерокопии лицензий.
- По этим документам вы не имеете права катать людей на скутере, - объясняет горе-коммерсантам старший государственный инспектор судоходного портового надзора Феодосии Андрей Сергеев. - У вас, молодой человек, вообще российские права, а у вашего коллеги отсутствует ежегодный техосмотр.
Судовладельцы засуетились. Одни схватились за мобилки, оглашая пляж криками типа «шеф, все пропало!». Другие стали требовать документы у самих инспекторов.
- Если нет хозяев гидроциклов и вы не можете предъявить разрешительные документы, скутеры отвозим на штрафплощадку, - безапелляционно заявил инспектор.
После этих слов как по волшебству появились и сами владельцы.
- Да у меня все нормально, а документы сделают за пару дней, - пытается оправдаться «нелегальщик».
- Отсутствует лицензия Департамента морского и речного транспорта на предоставление услуг по перевозкам пассажиров и груза, нет разрешения поссовета… - перечисляют недоработки налоговики. - Поэтому ваш скутер забираем. Суд определит, конфисковать его или ограничиться штрафом.
Вместе с гидроциклом отправился на штрафплощадку и пятиметровый «банан».
А пока налоговики составляют протокол, мы проверяем других. Один владелец катера не имел права катать пассажиров. У другого прокатчика номер корпуса скутера не совпадал с номером в документах. А один водный мотоцикл вообще оказался ничейным. Он просто стоял на берегу, так как «владелец отлучился по семейным обстоятельствам».
Итак, «улов» в Морском составил: три гидроцикла, «банан» и прогулочный катер. Все это добро привязали канатом к катеру и отбуксировали.
ПОГОНЯ ЗА «ШУМАХЕРОМ»
- Теперь по плану село Веселое, - сообщил Сергей Васильевич. - Посмотрим, как там народ «веселится».
К берегу подплывает прогулочный катер, до отказа наполненный пассажирами. По документам на таком можно перевозить не больше шести человек. А здесь их девять!
- Ну там же дети, - оправдывается местный «Дед Мазай».
- А спасательных жилетов у вас сколько? - спрашивает Андрей Сергеев.
- Пять, - обреченно отвечает морской волк.
- А что делать остальным трем детям, если катер вдруг перевернется? Тонуть? - дожимает нарушителя инспектор. - Составляем протокол, права изымаем, а катер - на площадку.
Двое наших инспекторов остаются на берегу, а мы вчетвером и нарушитель-водитель плывем к ближайшей стоянке судов. За бортом - чистейшая водичка, горы, морские брызги в лицо. Сзади нас плывет привязанный «оштрафованный» скутер. Как вдруг мимо проносится двухместный скутер с тремя пассажирами. Недалеко от него показывает мастер-класс другой «Шумахер», причем без спасательного жилета. А вот и еще один водный гонщик: его пассажир, зацепившись за сиденье, просто лежит на воде. Все эти капитаны маневрируют в купальной зоне, пытаясь обойти «матрасников» и «катамаранщиков».
- Совсем распоясались, - качают головами инспекторы. - Ну что, за работу!
Троицу туристов, которым доверили скутер без прав, высаживаем в жилетах возле берега. А судно забираем на «паркинг». А вот за юным «Шумахером» пришлось погоняться.
- А за что вы меня остановили? - недоумевает он.
- За то, что ездите без права вождения водного транспорта, гоняете близко от берега, почти по головам отдыхающих! - вычитывают его инспекторы.
- Да ладно вам, - пытается дерзить юный нарушитель, от которого, кстати, несло перегаром. - Права у меня есть… на машину, так что водить я умею. А аварии могут случиться и с опытными водителями. От буйков я отъехал, так что никого бы не задел. И если я не хочу, чтобы меня, как маленького, сзади катали, и плачу за это деньги, почему нельзя самому кататься, если умею?
Вслед за этим на штрафплощадку в Судаке попали еще два скутера.
- Ну, на сегодня все, - говорит Сергей Васильевич. - Возвращаемся домой.
Да, не легкая работа у морских инспекторов и сотрудников налоговой милиции. В каждом регионе (Керчь, Феодосия, Судак, Ялта, Алушта) контроль судовладельцев и плавсредств проводят ежедневно. А комплексные проверки устраивают по мере необходимости.
|
НА ЗАМЕТКУ
Как определить легального прокатчика
У «правильного» владельца водного транспорта должны быть:
* лицензия,
* разрешение на право катания людей,
* права на управление судном,
* спасательные средства (жилеты и круги),
* место проката должно быть с двух сторон ограждено буйками,
* на катере и скутере должны быть бортовые номера и причал приписки,*
* персонал проката должен состоять минимум из двух человек - инструктора и его помощника.
ЧУЖОЙ КАРМАН
На прокате скутера зарабатывают до 3 тысяч гривен в день
- Сколько зарабатываете с проката одного скутера? - интересуюсь у одного из нарушителей.
- Когда хороший день и много людей, доходит до трех тысяч, - откровенничает хозяин точки проката водных мотоциклов. - А если вычесть расходы на топливо и зарплату, чистая прибыль в день получается около 2000 гривен.
Учитывая, что у него скутеров штук пять-шесть, выручка приличная.
ХРОНИКА ВОДНЫХ ЧП
18 июля недалеко от поселка Юрьевка (Азовское море) катер врезался в «шайбу» с двумя отдыхающими. Мужчина погиб на месте, женщина попала в больницу.
***
20 июля около Мариуполя перевернулась крейсерская яхта. Семь пассажиров чудом остались живы.
***
В тот же день в Одессе на молодых супругов из Питера, катавшихся на надувной лодке, налетел лихач на водном мотоцикле. 22-летняя девушка погибла, а 23-летний парень с многочисленными травмами попал в больницу.
***
1 августа в Евпатории на отдыхающего налетел водный мотоцикл, за рулем которого был 36-летний москвич. Турист получил многочисленные ссадины головы, а также наглотался воды. Его состояние врачи оценили как средней степени тяжести.
Фото автора.