Как говорилось в одном старом фильме, счастье - это когда тебя понимают. И сегодня ученые установили, как некоторые, особенно близкие люди способны понимать друг друга, находиться, как говорится, «на одной волне». Синхронизацию активности мозга говорящего и слушателя зарегистрировали в эксперименте нейробиологи из Принстонского университета (США).
Долгое время считалось, что речь и восприятие речи - это два совершенно независимых процесса, за которые отвечают разные зоны мозга. Процесс распознавания и понимания речи ассоциировали с областью Вернике, а участок мозга, контролирующий речь, - с областью Брока. Однако последние исследования, показывают, что эти процессы связаны. Это даже видно внешне: собеседники, как правило, бессознательно начинают подражать друг другу. Используют аналогичные грамматические конструкции, подстраивают темп речи и принимают схожие позы.
Британские психологи Мартин Пикеринг и Саймон Гэррод в статье, опубликованной в 2004 году в журнале Trends in Cognitive Sciences, даже называли «язык телодвижений» ключом к успешному обмену информацией и взаимопониманию. Физической основой способности к ведению продуктивного разговора многие специалисты считают зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при совершении какого-либо действия, так и при наблюдении за его выполнением, сообщает
А в этом году ученые решили проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего. Ученые записали 15-минутный рассказ добровольца - аспирантки Лорен Сильберт, одновременно регистрируя изменения активности ее мозга при помощи магнитно-резонансной томографии. Она рассказывала о том, как ей жилось в средней школе, а затем полученную запись прослушивали 11 добровольцев.
Показатели активности мозга аспирантки и испытуемых оказались связаны, заключили ученые. Большинство областей мозга слушателей «запаздывало» на 1–3 секунды, но некоторые проявляли активность заранее. Ученые объясняют это опережение тем, что испытуемые угадывали, что сейчас будет сказано, как будто предугадывали развитие сюжета рассказа. Если добровольцы прослушивали совершенно непонятную для них историю, записанную русскоговорящим рассказчиком, то показатели активности не были связаны между собой.