Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Без спецподготовки обычному школьнику невозможно хорошо написать тест

Без спецподготовки обычному школьнику невозможно хорошо написать тест
Фото: Студентам пришлось попотеть не только от жары, но и от заданий.

Пройдя вместе с дочкой (кстати сказать, «золотой» медалисткой одной из школ Новоазовска Донецкой области) долгий путь под названием «тестирование», я сделал для себя вывод: без серьезной специальной подготовки обычному выпускнику хорошо написать тесты невозможно. 

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ. Зачем нас послали в другой город?

В этом году чиновники сократили число пунктов тестирования по стране. Мол, в малых городах процветают коррупция и кумовство (ага, в больших, значит, живут только кристальной честности люди!). И теперь нам придется сдавать ВНО в Мариуполе, за пятьдесят километров от дома, в трех разных школах, которые еще надо найти.

К пункту тестирования по украинскому языку мы с дочкой прибыли в начале десятого. Утомительное полуторачасовое ожидание вымотало всех. Наконец детей стали пускать, а ровно в 10.50 двери закрылись. И тут вижу, как с автобусной остановки сломя голову несутся двое (как оказалось, выпускник и его мать из отдаленного села Володарского района). Подбежав первым, парень начал отчаянно стучать в стеклянную входную дверь. Выглянувший милиционер сказал, что впустить пацана не имеет права: время регистрации закончилось! И ребенок, и мать буквально потеряли дар речи. Выручила простая человеческая солидарность: родители подняли такую «бучу», что опоздавшего все-таки пустили. Еле переставляя ноги, парень пересек невидимую границу, отделяющую отчаяние от надежды.

Семья Шведко (Сергей, его жена Лариса и дочь Яна) испытали на себе все «прелести» организации тестирования.

Внимание, вопрос: много шансов у хлопца после такого стресса успешно сдать тест? Сразу подумал, что у вдохновителей такого дискриминационного подхода к ВНО просто-напросто нет детей-выпускников. Им не надо, как нам, перед экзаменом (хорошо, если автомобиль есть) мчаться в чужой город и искать там пункт тестирования. Затем в день «Ч» загодя, молясь, чтобы ничего не случилось в дороге, везти туда свое страшно волнующееся чадо, а потом забирать его и только вечером добираться домой. И так три-четыре раза на протяжении двух-трех недель. Хорошо, если работодатель с пониманием относится к этому. А если нет?.. 

ЭПИЗОД ВТОРОЙ. Английский морской бой        

На тест по иностранному дочь поехала с подругами: у меня была важная работа. Еле дождался двух часов дня, чтобы позвонить.

- Как-как? «Морской бой»! Задания ужасные! - выпалила дочка в трубку.

Сразу скис: неужели она ни черта не знает?.. Уже вечером, взглянув на тестовую тетрадь, понял: полный гаплык! Такое могли придумать только в качестве издевательства. Дочка (видимо, чтобы не ругал) тут же доложила, что все ее знакомые, даже те, кто не один год занимался дополнительно, тоже не блещут результатами. Дети решили куда-то отправлять жалобу, даже собирают подписи…

На следующий день в новостях показали акцию выпускников по поводу английского теста и комментарий директора УКОЦО Игоря Ликарчука. Мне показалось, что он просто «лепил горбатого». Изучим, разберемся… И вообще во всем виноваты недобросовестные репетиторы. Ага, разберетесь! Валите свои недоработки на нас! Моя «любовь» к директору центра оценивания знаний стала еще сильнее.

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ. Алгебра и гармония    

На математику у нас особые виды. Дочь - лучшая в классе по математике, к тому же несколько лет занималась с моей матерью - хорошим учителем с 40-летним стажем. Одна беда: жара стоит несусветная - плюс 35 градусов! А окна аудиторий, где сдают тесты, выходят на южную сторону. И кондиционеров не наблюдается. С самого сошло семь потов, пока ждал чадо…

Постепенно стали выходить дети. На них, как чайки на рыбу, набрасывались родители:

- Ну что? Ну как? Тяжелые задания?

- Тяже-е-лые! - отвечают, как один, и добавляют, вытирая пот с чела: - Жарко!

Моя вышла с улыбкой на лице: «Только две последние задачи не решила, не хватило времени». Едва дождавшись, когда вынесут черновики, садимся в машину и быстро к бабушке, на проверку. И тут радость постепенно сменяется досадой. Мой талантливый ребенок «запорол» две задачи из второй части теста! Правильно подобрала формулы, нашла верный путь решения, но в конце как на грех совершила механические ошибки. В одном случае вместо «3» поставила «х», а в другом - неправильно сложила члены арифметической прогрессии. Узнав это, бедная аж заплакала. Четыре балла - в трубу. А могло быть почти двести!

Потом стала возмущаться мать, но уже самой тестовой системой: «Если бы задания проверял педагог, он бы обязательно отметил, что ребенок, по сути, справился с задачей. Компьютеру же все равно, лишь бы ответ сошелся».

В общем, арифметикой тестов гармонию алгебры не проверишь! Кстати, одна из нерешенных задач оказалась четвертого, олимпиадного уровня, в школьной программе таких нет.

Традиционный вечерний созвон с одноклассниками показал, что дочь, несмотря ни на что, лучше других прошла это испытание. Молодец!

ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ. История отдохнула на детях

Буквально через двадцать минут после начала теста по истории из дверей школы вышел первый абитуриент. С улыбкой на лице. На вопрос о том, какие же были задания, ответил: «Не знаю! Поставил крестики наугад». Фартовый, наверное…

Когда начали выходить с теста по истории одноклассники дочки и я увидел задания, стал умничать, показывая, где именно они ошиблись. Задания оказались не слишком сложными, но «хитрыми», иногда провокационными. А в одном даже заметил ошибку составителей: Закарпатье в 1940 году не входило в состав Венгрии, а было аннексировано ею. Антифашистская коалиция не признала этого факта. Тщательнее надо быть, господа разработчики!

Это, почти веселое, настроение улетучилось, когда увидел тестовую тетрадь дочки. Коллапс! Куча неправильных ответов! Едва сев в машину, непедагогично устраиваю разнос: разве ты не знала, что здесь нужно отвечать так, а здесь - так?

Два дня был как чумной. Не выходило из головы, что дочь двух историков так смазала именно этот предмет. Объективности ради следует отметить, что и сам не знал правильных ответов на четверть вопросов... 

На поверку результаты оказались не такими уж и плохими: она набрала больше половины тестовых баллов. Методом гадания на кофейной гуще, точнее - анализа прошлогодних таблиц соответствия тестовых итоговым баллам, понимаем, что в принципе общие результаты у нас достаточно хорошие и позволяют надеяться на то, что наша мечта - поступление на бюджет в приличный донецкий вуз - может осуществиться. Остается ждать результатов… 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После тестовой эпопеи проверил свои наблюдения, опросив около десяти педагогов-предметников (кстати, очень хороших). В итоге вырисовалось следующее коллективное мнение.

Не все тесты вписываются в рамки школьной программы.

Количество заданий, как правило, большее, чем может решить обычный ребенок за отведенное время. Особенно страдают от этого флегматики, а таких среди детей немало.

Временами хромает валидность: некоторые задания не выявляют знания, а, скорее, рассчитаны на логическое мышление. Часто встречаются «ловушки», цель которых - элементарно задурить голову.

Некоторые вопросы сформулированы нечетко, что затрудняет их понимание.

И самое главное. Нормальному выпускнику, без серьезной специальной подготовки с помощью грамотного и «натасканного» на тестах учителя, хорошо пройти внешнее независимое оценивание невозможно!

Эти выводы, естественно, субъективны. И чиновники от образования всегда будут их опровергать: мол, не верьте, это все - «заговор» репетиторов и коррупционеров. Но, сталкиваясь с практикой, их бравурные реляции о самом объективном и справедливом инструменте оценки знаний - ВНО - почему-то не кажутся такими уж бесспорными. По крайней мере нам - родителям, педагогам и самим выпускникам. Кстати, как правило, налогоплательщикам, за счет кого и существуют эти умники.

А может, как говорил Жванецкий, «в консерватории нужно что-то поменять»?..