Историю пишут победители. Либо войн, либо выборов. Потому она выглядит подчас уродливо. От живого тела стараются то отсечь фрагменты, наличие которых мешает «правильному» представлению о событиях, то пришивают чужеродные куски, чтобы убедить: это лишь восстановление прежде запрещенных истин.
Национально-освободительная борьба украинцев в двадцатом веке несколько раз получала диаметрально противоположные оценки. Советская историография называла ее пренебрежительно «бандеровщиной», что считалось синонимом слова «преступники». За «бандеровщину» полагалась статья - лагеря, высылка вместе с членами семьи.
В ту же пору канадские и другие зарубежные исследователи, в основном из диаспоры, утверждали обратное. Степан Бандера с соратниками в их изысканиях выглядели фактически святыми мучениками, сознательно шедшими на смерть ради создания независимого государства.
Во время своего президентства Леонид Кравчук, экс-секретарь ЦК по идеологии, уроженец Ровенщины, вдруг вспомнил, что еще ребенком носил хлеб «лесным братьям» и воспитывался на рассказах о борьбе славных земляков. Это помогло ему завоевать расположение западноукраинского электората. Но сменивший Кравчука Леонид Кучма с ходу дал понять востоку и центру - поклонения бандеровцам не допустит!
Минуло несколько лет. И Виктор Ющенко, опять же идя навстречу пожеланиям определенной части своих сторонников, завершил «оранжевую» эпоху присвоением Роману Шухевичу и Степану Бандере званий Героев Украины.
В 2010-м победителем избирательной кампании стал Виктор Янукович. Мы снова оказываемся перед неизбежностью переписывания тех страниц биографии Украины, каждое грубое прикосновение к которым оборачивается болью для части страны?
Недавно наша газета рассказала о фильме «Степан Бандера. Рассекреченная жизнь». Его снял известный российский публицист и кинодокументалист Леонид Млечин. Фильм показали в России, отечественный зритель мог скачать его из Интернета. Публикация («Формула фашизма», 12 и 13 мая с.г. и сайт kp.ua) вызвала споры. Однако чувствовалось: читатели хотели бы получить от «Комсомолки» максимум детальной, подтвержденной документами и фактами информации, пусть даже не соответствующей их нынешней точке зрения. «Пригласите лучших специалистов в данной теме! Пусть спокойно, не как на митинге, приведут аргументы за и против. В дискуссии победит та сторона, чьи доказательства окажутся неопровержимыми. Иначе Бандера еще долго будет делить нас на «свидомых» и «запроданцев». А это выгодно лишь тем, кто хочет расколоть страну».
Так родилась идея круглого стола.
На приглашение редакции откликнулся Леонид МЛЕЧИН. Из Израиля специально прилетел известный исследователь Холокоста, доктор истории Илья КАБАНЧИК. Увы, в последний момент отказался от участия во встрече академик НАНУ, руководитель Института национальной памяти Игорь ЮХНОВСКИЙ. В телефонном разговоре с модератором дискуссии специальным корреспондентом «КП» Ольгой МУСАФИРОВОЙ Игорь Рафаилович заметил: «Мы недавно закончили работу над монументальным трудом по истории современной Украины. Бандере там отведено совсем мало места. Потому бы я не хотел высказывать позицию. А фильм Млечина посмотрел. Он недобрый…».
Зато на круглый стол пришли молодые соратники академика - историк и архивист, экс-советник главы СБУ Владимир ВЯТРОВИЧ, кандидат исторических наук Иван ПАТРИЛЯК, доцент Киевского Национального университета. Им оппонировали Анатолий ЧАЙКОВСКИЙ, профессор, доктор исторических наук, посвятивший значительную часть своей научной деятельности изучению ОУН-УПА, и заслуженный журналист, председатель Ассоциации еврейских СМИ в Украине Михаил ФРЕНКЕЛЬ.
Важная деталь. Полемика от начала до конца оставалась в рамках взаимного уважения. Гости редакции избегали категоричности оценок, хоть перед началом разговора мы просмотрели несколько самых драматичных фрагментов фильма. В споре почти не переходили на личности присутствовавших. «Помните, как на меня донос написали в известную инстанцию?» - лишь раз резко бросил Вятровичу Чайковский. «А вам почему-то всегда надо отправляться на следующее мероприятие, когда я беру слово!» - парировал Вятрович.
Не стал камнем преткновения и русский язык, на котором условились вести дискуссию, - чтобы Млечину не пришлось просить коллег-журналистов переводить нюансы. Зато Илья Борисович Кабанчик продемонстрировал превосходный украинский, поскольку родился и вырос во Львове. Все свидетельствовало: так ищут правду, а не врагов.
ПАТРИОТЫ ИЛИ ПРИХВОСТНИ?
Владимир Вятрович: - Поправлю модератора. Ольга упрекнула украинских документалистов за отсутствие подобных работ. На мой взгляд, фильм Тараса Ткаченко «Цена свободы» демонстрирует как раз такой объективный подход. Но я согласен: на постсоветском пространстве по-прежнему мало знают об отечественной истории, в ней сплошь белые пятна. И эта область становится предметом спекуляций со стороны политиков. Потому призыв Леонида Млечина «Давайте разбираться!» принимаю и поддерживаю. Ведь в российском документальном кино если упоминают ОУН-УПА, то всегда с ярлыками - «украинский фашизм», «оранжевый фашизм»…
Жаль, что автор для освещения жизни Бандеры опирался на документы НКВД как на главный источник. Шире стоило использовать украинские архивы, немецкие, польские. И самим бандеровцам дать слово - получилось бы интересное сопоставление.
В фильме фактически не разделяются Организация украинских националистов ОУН, повстанческая армия УПА с одной стороны, с другой - дивизия «Галиция» и с третьей - украинская полиция. Подобное смешение позволяет сделать вывод, что все освободительное движение было коллаборантским, сотрудничавшим с Гитлером. Но, несмотря на то что «Галиция» состояла из украинцев, она все же - формирование немецкой армии, и приписывать дивизию к освободительному движению некорректно. То же касается и различных полицейских вспомогательных частей при вермахте и немецкой администрации. Да, отдельные представители дивизии и полицейские потом перешли в УПА, но как единый образ их представлять нельзя.
И по конкретным эпизодам. Еврейский погром во Львове произошел 5-6 июля 1941 года. То есть через неделю после того, как в город вступили немцы и Ярослав Стецько провозгласил акт о независимости Украины. А из фильма явствует, будто события состоялись одновременно. Смещение дат приводит к тому, что в восприятии людей независимость невольно объединяется с уничтожением евреев и поляков!
Я сам занимался вопросом, касающимся причастности батальона «Нахтигаль» к ликвидации евреев во Львове летом сорок первого. Ведь в 2007 году президент Виктор Ющенко издал указ о присвоении Роману Шухевичу звания «Герой Украины», что спровоцировало бурные споры. Мол, в Израиле, в мемориальном комплексе «Яд Вашем», существуют документы, указывающие на причастность Шухевича к погромам. Институт Национальной памяти, государственный комитет архивов дважды обращались с просьбой предоставить эти материалы. Однако ответов не получили.
В 2008-м украинская делегация, прилетевшая в Израиль, пыталась получить протоколы допросов непосредственных участников карательной акции. Но всплыли сведения: там имела место провокация, устроенная КГБ. Агенты, фигурировавшие как националисты-каратели, выполняли задание по компрометации украинского освободительного движения в глазах мировой общественности.
Ольга Мусафирова: - Владимир, следовательно, ОУН-УПА состояла из патриотов, а «Галиция» - из пособников фашистов. Они воевали друг с другом?
Владимир Вятрович: - «Галиция» под контролем Андрея Мельника и УПА под руководством Степана Бандеры создавались в сорок третьем. Развернулась своеобразная конкуренция. Бандеровцы понимали, что кадровый потенциал Западной Украины двух армий не выдержит… Руководство УПА неоднократно заявляло: вступая в дивизию СС, вы проливаете кровь за оккупантов!
Ольга Мусафирова: - А в начале войны оккупанты ничем не смущали украинских патриотов?
Владимир Вятрович: - Если говорить о Второй мировой, то период с 1939-го по 1941 год считается временем сотрудничества с немецким рейхом, где каждая из сторон пыталась использовать друг друга. Немцам требовались диверсанты, разведчики в тылу. Националисты полагали, что получат оружие. Но Бандера и его соратники не настолько наивные, как показано в фильме. Они позволяли по отношению к Гитлеру даже язык ультиматумов!
Иван Патриляк: - По сути, сотрудничество прекратилось 30 июня 1941 года. Это рубеж, когда бандеровцы показали амбиции в создании независимого государства Украина, а немцы - неготовность поддерживать такой курс. 25 ноября 1941 года вышла секретная инструкция гестапо: бандеровцы готовят восстание против Третьего рейха, потому подлежат уничтожению. И уже с конца сорок первого идет переформатирование деятельности ОУН в антифашистское подполье.
ПУТЬ К СВОБОДЕ ЧЕРЕЗ ТЕРРОР
Илья Кабанчик: - Дорогие друзья, я хорошо понимаю, почему именно Западная Украина стала местом, где именно в таких формах развернулось движение народа за свою независимость. Западная Украина впервые увидела русского, советского, солдата в 1939-м. В ту пору в регионе соперничали два политических течения: москвофилы и сторонники западного - австрийского - направления. Но советский строй за 22 месяца, с сентября 39-го по 22 июня 41-го, столько плохого успел сделать западноукраинскому обывателю, что энтузиазм - «Нас освободили от польского гнета!» - угас. И превратился в антагонизм.
Надо сказать, что польское правительство преуспело в стравливании поляков с евреями и украинцами, пренебрегало правами национальных меньшинств. Однако и противодействие польской власти Бандера и Шухевич оказывали на маргинальном уровне. Террор у них был вообще главным средством борьбы с любым врагом, включая идейных противников.
В 39-м моего отца, военнослужащего, перевели во Львов, только что присоединенный к СССР. Семью успели эвакуировать в самом начале войны, иначе бы я с вами тут сейчас не сидел… Ведь львовский погром отнял жизни многих евреев. Вернулись в 44-м, после освобождения города. Самое страшное воспоминание школьной поры - похороны одноклассника-украинца, которого повесили на пионерском галстуке. Кто? Переодетые агенты госбезопасности? Нет, «патриоты» приучали население жить в страхе и не сдаваться «красным».
Помню, как уже в 57-м году, когда учительствовал на Львовщине, мы присутствовали на митинге в селе Рыбная. Там открывали памятник зверски убитому директору школы. И его сын рассказывал: пришли в хату ночью, зарубили отца и мать, вытащили детей из-под кровати, хотели убить. А потом главный приказал: «Давайте малым мясо оставим!» И уже мертвых родителей топором порубили на куски, бросили в корыто, где замешивали корм для свиней. «Дети, вот вам еда, помните о нашем вожде - Степане Бандере!» Такую же смерть от топора принял писатель Ярослав Галан.
В архивах есть документы: последователи Бандеры традиционно приговаривали к смерти именно через отрубание голов. Отрицать это - цинизм и лицемерие. Как и коллаборантскую суть движения. Дело, может, даже не в самих личностях Бандеры и Шухевича, а в том, что они несут ответственность за всех, кем руководили. Президент Ющенко явно поторопился объявлять их героями. Нет более чудовищной идеи, чем Пантеон героев Украины, где рядом стоят гауптштурмфюрер СС Шухевич и партизанка Таня Маркус.
Анатолий Чайковский: - Я не соглашусь с утверждением, что Бандера вначале неверно истолковал намерения фашистов. Он прекрасно все осознавал, выслуживаясь перед хозяевами, - ведь в картотеке абвера значился под кличкой «Серый»! Думаю, в будущем, если у нас хватит терпения и взвешенного подхода, мы отыщем научный компромисс, который позволит оценить этот период истории. Да, национально-освободительное движение в Западной Украине было неоднородным. Но в условиях режима Ющенко насаждалась единая точка зрения - лишь о национальных героях и народе, который их любил и поддерживал.
Какое различие между Гитлером и Бандерой? На мой взгляд, только в числе уничтоженных жертв. Нельзя юлить, закрывая глаза на очевидные факты: еврейский погром во Львове целиком на совести украинских приспешников фюрера. И трагические события на Волыни в 1943 году, когда националисты жестоко уничтожили 100 тысяч человек, - тоже.
Сегодня говорилось, мол, Бандера сам достаточно пострадал от фашистов, попал в концлагерь. У меня записан документальный фильм, где бывший капитан абвера делится воспоминаниями: в каких привилегированных условиях находился «вождь» в заключении, как питался эсэсовским пайком, как продолжал отдавать приказы своим единомышленникам на воле - о переходе к диверсионной работе в советском тылу. Понимаю, кое-кому неприятно признавать очевидное. Потому до сегодняшнего дня в среде украинских националистов существует серьезное противостояние.
В ИСТОРИИ НЕТ ЛАГЕРЕЙ
Михаил Френкель: - В конце 90-х журналистская судьба забросила меня в Червоноград на Львовщине. Я писал о парне, отец которого во время войны служил в советской фронтовой разведке, а другой родственник воевал в УПА. И вот вечером за столом завязался давно, видимо, наболевший разговор между сватами. «Мыкола, ты ж в УПА попал пацаном семнадцатилетним, ваших уже приравняли к нам, ветеранам. Сходи в сельраду, пусть хоть пенсию пересчитают или на паек запишут!» А Мыкола в ответ: «Ну знаешь же, что не пойду. Там и такие были, у кого руки по локоть в крови…» Потому советская ложь «все бандеровцы - бандиты» очень похожа на независимую украинскую брехню: «все бандеровцы - герои». Нет в жизни черного и белого. Поэтому мы имеем столь противоречивые данные об участниках национально-освободительного движения. Что для одной части граждан - священная борьба, для другой - жестокое насилие.
Владимир Вятрович: - Хочу поблагодарить Леонида Млечина. Нравится мне фильм или нет, но сам повод важен - мы собрались и высказали точки зрения. И «Комсомолке» хочу сказать спасибо за инициативу. Лагеря есть в политике, у историков нет лагерей. Чем чаще мы станем обсуждать такие темы, выбивая из-под ног политиков почву для спекуляций, тем больше будет толку.
Иван Патриляк: - Самая главная ошибка, что Ющенко поставил кобылу перед телегой. Героев нельзя назначать! Народ следует просвещать, чтобы со временем он сам назвал имена, способные объединить Украину.
Леонид Млечин: - Мне кажется, что суть проблемы состоит в долгом запрете на имя Степана Бандеры, который существовал при советской власти. Я полагаю, что только полный рассказ о том, что происходило в Украине с 1939 года, снимет остроту реакции: «Не трогайте наших героев!» Потому что меня пока не убедили, что это - подлинные герои. Люди, которые в силу любых причин присоединились к нацистам, опозорили себя навеки соучастием в преступлениях. Им оправданий нет.
Скажите, как фашисты в Украине без помощи местного населения смогли бы определять, кто еврей? На территории Германии им понадобились годы, чтобы навести арийский расовый порядок, а здесь буквально сразу подсказали, кого тащить на расправу…
Скажите, разве УПА не стреляла в красноармейцев вплоть до конца Великой Отечественной? Даже на фоне внутренних сомнений - Гитлер нас обманул, немцы тоже оккупанты. Так сложилось исторически, нравится кому-то или нет, но с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го Красная Армия находилась на стороне сил добра. После победы начался новый виток событий, не менее сложный. И он также требует изучения, но не слепой веры.
ОТ РЕДАКЦИИ: «Комсомолка» обращается к органам государственной власти Украины с просьбой оказать содействие в том, чтобы фильм «Степан Бандера. Рассекреченная жизнь» показали по одному из национальных телеканалов.