НЕ КОБЕЛИ, А ПАЦИЕНТЫ
«Я сегодня очень, очень сексуально озабочен. Не до песен мне теперь, не до стихов. Нету мОчи, мОчи, мОчи. Просыпаюсь среди ночи. И не сплю уже до первых петухов», - жаловался советский поэт Игорь Эренбург в 70-е годы прошлого века. И тем самым пророчески заявлял о симптомах заболевания, которое в нынешнем, 2010 году признано весьма тяжелым. Да и вообще признано. Официальная медицина занесла его в свои анналы под названием «гиперсексуальное расстройство». Или патологическая сексуальная зависимость. Ради новой болезни американские психиатры даже переписали свою «библию» - «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» - так называемое DSM5. И европейские специалисты собираются вносить изменения в свой справочник - «Международная классификация заболеваний» (ICD).
Теперь если мужчина ведет беспорядочную половую жизнь, то он отнюдь не кобель. Это он так хворает.
У медиков есть и более точные критерии отбора. По их понятиям, человека надо без колебаний записывать в сексуально зависимые, если на протяжении как минимум полугода его одолевают интенсивные и постоянные сексуальные фантазии и порывы. При этом человек плохо их контролирует. И реализует, игнорируя опасность физического и эмоционального вреда.
А те, кто считает, что болеть гиперсексуальным расстройством приятно, ошибаются. Наоборот, пациенты мучаются и страдают от содеянного.
НУ СПАСИБО ВАМ, АМЕРИКАНСКИЕ ПСИХИАТРЫ
Неслыханное счастье привалило мужьям-изменщикам. Им теперь даже изворачиваться не придется. Наоборот, стоит сразу признаваться - да, нездоров. Вчера, мол, приступ случился, обострение. Едва живой остался… А уж как мучился - врагу не пожелаешь…
Кстати, психическое оправдание найдено не только сексуальной зависимости. Но и всему, с позволения сказать, «джентльменскому набору». И если раньше больными считались лишь алкоголики с наркоманами, то теперь еще и картежники, и обжоры, и любители устраивать семейные сцены со злобными криками и рукоприкладством. Вы не поверите, но и регулярное проявление тупости отныне тоже болезнь. Психиатры ласково называют ее легким нейрокогнитивным расстройством.
Медики пока не решились записать в недуги интернет-зависимость. Ждут результатов более детальных исследований. Но и без этого они создали для мужчин условия, словно для редких тушканчиков в заповеднике.
УМЕЛЫЙ ПИАР
- Это подарок тем, кто ищет оправдание для своей распущенности и несдержанности, - отзывается об инициативе психиатров Аллен Франсес, почетный профессор Университета Дьюка. - Но меня меньше всего волнуют обманутые жены и их мужья-изменщики. Тут эффект побочный. Главное - в другом. Диагноз «сексуальная зависимость» может вызвать катастрофу в судебной медицине. На него будут кивать адвокаты насильников. Ведь на диагнозы, поставленные в соответствии с DSM5 и ICD, можно ссылаться при рассмотрении судебных дел, проверке сотрудников, приеме на работу. Тут все серьезно.
С критикой выступают и другие ученые. Но обращают внимание, наоборот, на жен и мужей. Поскольку видят в «новых» недугах «своевременный и умело сделанный пиар». Особенно на фоне историй со знаменитостями вроде легендарного игрока в гольф Тайгера Вудса. Они - знаменитости - после обвинений в супружеской измене быстро признаются, что больны сексуальной зависимостью. А признавшись, отправляются на лечение в соответствующие клиники. Клиники процветают. Вместе с фармацевтическими фирмами, навязывающими свои сомнительные лекарства.
Но голоса скептиков тонут в одобрительном хоре.
А ВДРУГ ОНИ, БЕДНЕНЬКИЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРАДАЮТ?
- Сексуальная зависимость - это совсем не миф, - уверяет известный американский нарколог Джон О’Нейлл. - У страдающих ею перестраивается мозг. Человек не может чувствовать себя нормально, пока не удовлетворит тягу.
А тяга, по словам доктора, бывает самая разнообразная: начиная от навязчивого пристрастия к порнографии и мастурбации до непреодолимого желания какого-нибудь рискованного секса (в лифте, в такси, на кладбище, в самолете) и секса за деньги.
- Примерно 5 процентов людей страдают сексуальной зависимостью, - приводит статистику Патрик Карнес, директор VIP-центра коррекции поведения, в котором лечился Тайгер Вудс. - А это более 300 миллионов человек в масштабе планеты. Почти у половины исключительно на этой почве возникают проблемы в семейной жизни, у трети - на работе. А 17 процентов жалуются, что теряют интерес к жизни.
ИННОВАЦИИ В СЕКСЕ
Если верить некоторым разговорчивым психологам, то из естественных - «домашних» - методов оздоровления гиперсексуальных мужей существует всего два. И оба подразумевают интенсивную - до изнеможения - половую жизнь. Первый - с собственной женой. Второй - с чужими. В одном случае это моногамная терапия, традиционная. В другом - так называемая полиамурная, инновационная. О ней - чуть подробнее.
- Полиамурия допускает интимные отношения с несколькими партнерами при сохранении традиционной формы брака, - говорит Дженифер Басс, признанный эксперт в подобных делах из Института исследований сексуальности, гендера и размножения (подразделение Университета Индианы, США) . - И основополагающий принцип тут - честность при взаимном согласии.
Конкретное предложение таково: гиперсексуальные мужчины, не таясь, живут еще с двумя-тремя женщинами. Или сколько там им надо для удовлетворения своей «болезненной» тяги? Жены поступают соответственно. Если хотят.
Разврат? Конечно. Но в лечебных целях. В это по крайней мере верят проповедники полиамурии. И бессовестно внушают: надо избавиться от благочестивого преклонения перед «супружеской верностью», предписанного общественным мнением. И тогда люди, обладающие гипертрофированным сексуальным аппетитом, образуют уже свое - относительно здоровое - сообщество. Где все будут понимать друг друга. А «недуг» станет совсем необременительным.
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
Может, ему еще и больничный оформить?
Ольга СВЕТЛОВА
Когда отдельно взятый мужчина бегает налево, это еще можно простить (на первый раз, допустим). А когда под это целая научная база подводится - нет этому прощения. Раньше он хоть по-тихому это делал, а теперь, стало быть, и таиться не надо?
Ты, значит, шлялся всю ночь неведомо где, а я тебя пожалеть должна? А может, еще и борща налить? Ты же, бедный, совсем из сил выбился, тебе восстановиться надо. Хорошо бы, наверное, еще и больничный тебе оформить, да нет пока такого закона, отстает наша законодательная база от современной науки.
Нет, голубчик, ты лучше вот о чем подумай. Болезнь, говоришь? А вдруг и я окажусь человеком не вполне здоровым? Вот не нравится тебе, к примеру, что я часами по телефону болтаю? Так ты знай: это у меня болезнь такая. Практически неизлечимая. И еще: если я себе сумочку новую до завтра не куплю, страшно у меня голова разболится. И обеды готовить мне врач запретил. Симпатичный такой, кстати, врач.
Но в целом статья хорошая. Автор (хоть и мужчина) не отстаивает «научную точку зрения» - а ведь мог бы! Да, наверное, даже и хотел бы. А вот не стал. Опять же мне, простой женщине, высказаться дали.
Выходит, не так все гладко в этой научной теории?
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Да, это болезнь
- Любая зависимость - это психофизиологическое состояние, главной характеристикой которого является неспособность человека контролировать и регулировать свои побуждения, - объясняет психотерапевт Владислав Можайский. - Эта и целый ряд других особенностей позволяют отнести сексуальную зависимость к разряду болезни. Ей, кстати, могут быть подвержены и мужчины, и женщины.
Если человек столкнулся с этой проблемой в поведении своего партнера, с сексуальной зависимостью мужа, жены, то есть с болезнью, то необходимо и относиться к этому как к болезни, и предпринимать меры помощи больному, как при любой другой болезни, если человек не может сам с ней справиться. Если партнер не понимает этого сам, то необходимо деликатно помочь ему понять, что это болезнь и что необходимо обратиться к специалисту.
Существует большое количество психологических (психотерапевтических) и медикаментозных методов работы с зависимостью. Как правило, наиболее эффективно сочетание тех и других, в некоторых случаях достаточно психотерапевтических.
Грех на душу берем
- Что-то странное затеяли коллеги, - недоумевает биолог-эволюционист Александр Белов. - Словно бы взялись проводить ревизию списка смертных грехов, исключая из него один за другим. Пусть бы только похоть. Тут я скорее «за». И присоединяюсь к мнению британского философа Саймона Блэкбурна, который недавно предложил считать и похоть, и сладострастие добродетелями, способствующими продолжению жизни. Но записать в больные обжор и скандалистов - это, по-моему, уже перебор. И, по сути, оправдание чревоугодия и гнева.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
7 симптомов сексуальной зависимости
Чтобы считать себя больным, надо обнаружить у себя все семь симптомов. А иначе вы симулянт.