Приоткрыта завеса тайны механизмов самовнушения. Центр, отвечающий за мотивацию, как выяснилось, находится в гипоталамусе. Изучив его работу, ученые сделали неожиданный вывод: подобное воздействие на психику — не лучший способ подготовиться к решению той или иной задачи.
Согласно определению психологов, мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. К ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые руководят поведением человека.
Ученые из университетов Иллинойса и Миссисипи пришли к выводу, что ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга, где осуществляются процессы трансформации биологической потребности в мотивационное возбуждение.
Чтобы определить роль собственной мотивации, то есть эффективности самовнушения, специалисты провели эксперимент, в котором было задействовано 50 студентов.
Их задача состояла в поиске анаграмм: перестановке букв в наборе слов для получения новых. В первой части эксперимента половина добровольцев потратила несколько минут перед тестом на мысленные рассуждения о том, справятся ли они с задачей, а половина — на убеждение себя, что непременно справятся.
В следующей части опыта тому же тесту на анаграммы предшествовало убеждение себя при помощи написания фраз "я это сделаю" (одной группой) или "смогу ли я выполнить это?" (другой группой). При этом участники не знали о связи письменного упражнения с тестами.
Выяснилось, что во всех случаях испытуемые, которые сомневались в своих силах, добивались большего успеха, чем добровольцы, категорически настраивающие себя на достижение цели. Люди, которые спрашивают себя "смогу ли я выполнить это?", в среднем показывают лучший результат, чем те, кто в разговоре с самим собой убеждал себя, что непременно "сделает это".
Как показал эксперимент, сомнение подстегивает внутреннюю готовность. Американские ученые предполагают, что между внутренним монологом в духе "а справлюсь ли я?", который иногда мы ведем на бессознательном уровне, и глубинной мотивацией имеется прямая связь. Популярная идея, что позитивное, категорическое самовнушение способствует достижению цели, может оказаться не столь уж удачной в сравнении с ситуацией, когда внутренний голос человека задает вопросы.
Видимо, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности и поведении человека наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается, поясняют ученые.
Таким образом, на практике получается следующее: очень высокий уровень побуждений не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Своими рассуждениями о природе мотивации поделилась врач-психиатр Ольга Фрайлих:
- Эксперимент американских специалистов показал, что привычная ранее классическая схема эффективности самомотивации безнадежно устарела. Считалось, для того, чтобы развить ее в себе, необходимо несколько составляющих объединить в одно целое.
Во-первых, предлагалось создать внутреннюю установку на качественную деятельность ("я сделаю что-либо наилучшим образом").
Во-вторых, развить в себе чувство долга, в первую очередь — ответственности перед самим собой. Сказал — сделал. "Я сам отвечаю за свои слова".
В-третьих, самое важное — это видение конечного результата и осознанное стремление быстрее его достичь. То есть считалось, что необходимо уметь видеть то, что хочется получить.
Но, как показал эксперимент, на практике высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции — волнение, стресс, что приводит к ухудшению деятельности. Видимо, все же оптимальный уровень мотивации — индивидуален и зависит от определенного склада личности и конкретной ситуации".