Сегодня 21 сентября +23°C

Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

Пушилин: Порошенко хочет зачистить  ДНР  и  ЛНР  силами ООН
Пушилин: Порошенко хочет зачистить "ДНР" и "ЛНР" силами ООН

По его мнению, без политического урегулирования миротворцы не помогут.

Фотографируют наши тарелки : парламентарии пожаловались в аппарат Рады на журналистов
"Фотографируют наши тарелки": парламентарии пожаловались в аппарат Рады на журналистов 70

Народные избранники не успевают занять столики в буфете из-за работников СМИ. А еще журналисты следят за рационом народных избранников и фотографируют цены в буфете.

Стилист Ильяс Сахтара:  Надевая платье повторно, Марина Порошенко показывает близость к народу
Стилист Ильяс Сахтара: "Надевая платье повторно, Марина Порошенко показывает близость к народу" [фото] 264

На этой неделе своими нарядами отметились две леди: Надежда Савченко и Марина Порошенко.

Двое судей пытались дать взятку Холодницкому, но их поймали
Двое судей пытались дать взятку Холодницкому, но их поймали [фото] 12

Сумма составила 300 тысяч долларов.

Взрыв в Умани произошел из-за  неосторожного обращения со взрывоопасным предметом
Взрыв в Умани произошел из-за "неосторожного обращения со взрывоопасным предметом" 51

Пострадавший мальчик-паломник получил незначительное повреждение кисти руки. В полиции при этом не уточнили, сам ли пострадавший баловался пиротехникой, или кто-то другой.

В Одессе цирковой слон выбежал на проезжую часть и ходил между авто
В Одессе цирковой слон выбежал на проезжую часть и ходил между авто [фото] 172

Огромный слон испугал водителей своим видом и мешал проехать, но ничего плохого не натворил. В цирке говорят, что животное просто "гуляло".

Украина сократила добычу угля
Украина сократила добычу угля 23

За последний месяц было добыто 1,9 миллиона тонн.

Половина украинцев живут на сумму ниже прожиточного минимума
Половина украинцев живут на сумму ниже прожиточного минимума 533 1

Это втрое больше, чем по итогам 2014 года.

Цену на газ пересмотрят, но тариф не поднимут
Цену на газ пересмотрят, но тариф не поднимут 866 5

Правительство готовит постановление о перерасчете газовых тарифов.

В Киеве побит очередной температурный рекорд сентября
В Киеве побит очередной температурный рекорд сентября 53

Последний раз так жарко 21 сентября было 85 лет назад, в 1932 году.

Ученые рассказали о пользе  загрузочных  дней во время диеты
Ученые рассказали о пользе "загрузочных" дней во время диеты 44

Хотите похудеть? Сделайте себе приятное - съешьте на выходных кусочек пиццы.

Чтоб любовь свою найти - нужно носом повести

Исследования ученых, опыт предков и даже примеры из литературы доказывают, что именно запахи - важный компонент в отношениях между мужчиной и женщиной.

На неделе моды в Милане на подиум вышла модель в хиджабе
На неделе моды в Милане на подиум вышла модель в хиджабе [фото] 11

Халиму Аден называют одной из самых перспективных манекенщиц современности.

Журналисты нашли первого супруга Варум, которого она бросила ради Агутина
Журналисты нашли первого супруга Варум, которого она бросила ради Агутина [фото] 1086

Максим Никитин - одноклассник певицы, пара вместе переехала из Львова в Москву.

Джейсон Стэтхэм оказался киевским актером
Джейсон Стэтхэм оказался киевским актером 989

Руководство НСК "Олимпийский" перепутало кинозвезду и устроило на этом самопиар.

31-летний защитник сборной Франции  замутил  с Памелой Андерсон
31-летний защитник сборной Франции "замутил" с Памелой Андерсон 2

50-летняя голливудская актриса заявила, что ее новый парень - ужасно ревнив.

Соперник пообещал отомстить Ломаченко за  Крокодила Гену