Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

Новый перл Трампа об иммигрантах:  Я хочу, чтобы они приезжали отовсюду, отовсюду
Новый перл Трампа об иммигрантах: "Я хочу, чтобы они приезжали отовсюду, отовсюду" [видео] 174

Президент пытается выпутаться из скандала о "странах-вонючках".

Что может измениться после признания России оккупантом?
Что может измениться после признания России оккупантом? 1252 7

Украинский парламент вчера начал рассматривать во втором чтении закон о деоккупации Донбасса, в котором Россия названа страной-агрессором.

В новогодние праздники Порошенко ездил на Мальдивы и в Ивано-Франковск
В новогодние праздники Порошенко ездил на Мальдивы и в Ивано-Франковск 528 1

Праздничные расходы глава государства пообещал указать в своей декларации.

СБУ накрыла маршрутчиков, которые нелегально возили людей в Крым
СБУ накрыла маршрутчиков, которые нелегально возили людей в Крым 635 2

На водителей составили административные протоколы и отпустили.

Устроивший резню в пермской школе - сын успешного бизнесмена
Устроивший резню в пермской школе - сын успешного бизнесмена 1052

Подросток дорогими вещами не хвалился и одевался во все черное.

Владельцу подводной лодки  Наутилус  предъявили окончательные обвинения
Владельцу подводной лодки "Наутилус" предъявили окончательные обвинения 464

Датскому изобретателю грозит пожизненный срок за убийство и расчленение журналистки.

В Украине запретили ставить общедомовые счетчики газа без согласия жильцов
В Украине запретили ставить общедомовые счетчики газа без согласия жильцов 347

Президент подписал соответствующий закон.

Коломойский - о проверке  ПриватБанка :  Особенно понравилось, что менеджмент работал в интересах акционера
Коломойский - о проверке "ПриватБанка": "Особенно понравилось, что менеджмент работал в интересах акционера" 556

Бывший собственник банка прокомментировал результаты аудита, проведенного международной компанией.

Что происходит с курсом: гривна еще немного просядет, а потом вернет утраченные позиции 1081 1

До конца зимы экономисты ставят на дорогой доллар, потом гривна начнет отвоевывать утраченное.

В Кировоградской области развернули пункты обогрева
В Кировоградской области развернули пункты обогрева 63

В палатках круглосуточно дежурят спасатели.

На родителей, чьи дети не привиты от кори, можно подать в суд
На родителей, чьи дети не привиты от кори, можно подать в суд 299

"КП" в Украине" изучила юридические нюансы запрета посещать школы непривитым подросткам.

Прорвавшая труба помогла найти зарытые 70 лет назад колокола
Прорвавшая труба помогла найти зарытые 70 лет назад колокола 423 1

В Тернопольской области селяне неожиданно обнаружили схрон, который безуспешно искали более 25 лет.

Киркоров снова рвется на  Евровидение  - на этот раз за Молдову
Киркоров снова рвется на "Евровидение" - на этот раз за Молдову 136

Артист написал песню для группы DoReDoS, с которой они хотят представить страну на конкурсе.

Курникова и Иглесиас впервые показали новорожденных детей
Курникова и Иглесиас впервые показали новорожденных детей [фото] 876

У пары родилась двойня спустя 16 лет отношений.

Шэрон Стоун рассмеялась на вопрос о сексуальных домогательствах
Шэрон Стоун рассмеялась на вопрос о сексуальных домогательствах [видео] 369

Актриса утверждает, что за годы своей карьеры повидала все.

Роналдиньо окончательно завершил карьеру
Роналдиньо окончательно завершил карьеру 79

Футболист проведет только прощальный матч.

IN and OUT: главные футбольные трансферы января
IN and OUT: главные футбольные трансферы января 247

Топ-клубы Украины начали подготовку ко второй части чемпионата в обновленных составах.

Расизм в московском  Спартаке  и другие  спортивные  скандалы января