Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

Наивысший уровень поддержки избирателей у партий  Слуга народа ,  Оппозиционная платформа – За жизнь  и ВО  Батькивщина , - западные социологи
Наивысший уровень поддержки избирателей у партий "Слуга народа", "Оппозиционная платформа – За жизнь" и ВО "Батькивщина", - западные социологи

По результатам опроса, проведенного 17-18 июня 2019 года, если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, шансы на попадание в следующий состав украинского парламента получили бы следующие партии.

Более трети избирателей планируют избрать в ВРУ  Cлугe народа
Более трети избирателей планируют избрать в ВРУ "Cлугe народа" 88

Согласно опросу, если бы выборы в Верховную Раду Украины состоялись бы в следующее воскресенье, то первое место со значительным отрывом заняла бы партия "Cлуга народа" с результатом 31,0% от всех опрошенных.

Зеленский переедет в Украинский дом и поставит там солнечные батареи
Зеленский переедет в Украинский дом и поставит там солнечные батареи [видео, обновляется] 481 1

Глава государства заменит Администрацию президента офисом.

Премьер Малайзии назвал результаты расследования крушения МН17 “антироссийскими” 298 1

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад усомнился в достоверности отчета Совместной следственной группой (ССГ) по поводу виновных в уничтожении пассажирского Boeing 777 рейса MH17, принадлежащего авиакомпании Malaysia Airlines.

Полиция об убийце 11-летней Даши Лукьяненко:  Любитель смотреть сериалы и бездельник
Полиция об убийце 11-летней Даши Лукьяненко: "Любитель смотреть сериалы и бездельник" 1112 4

В ГУНП в Одесской области рассказали, как вышли на след подозреваемого, а также рассказали о страшных подробностях преступления.

11-летнюю Дашу Лукьяненко помогала искать мама подозреваемого в убийстве
11-летнюю Дашу Лукьяненко помогала искать мама подозреваемого в убийстве [фото, видео] 2026 3

В течение шести дней полицейские и жители поселка Ивановка Одесской области не теряли надежду найти девочку живой.

USAID рекомендует запускать новый рынок электроэнергии в безопасном режиме
USAID рекомендует запускать новый рынок электроэнергии в безопасном режиме 13

USAID рекомендует запустить рынок электроэнергии 1 июля в безопасном режиме.

В Конгрессе США Цукербергу приказали повременить с криптовалютой
В Конгрессе США Цукербергу приказали повременить с криптовалютой 104

Это связано с утечкой данных 87 миллионов пользователей.

Зеленский зазывает инвесторов: почему они не придут?
Зеленский зазывает инвесторов: почему они не придут? 1243 3

Эксперты пояснили, как инвесторы заходят под личные гарантии президентов в одних странах и не верят обещаниям в других.

На Днепропетровщине выловили сома, обитающего в Амазонке
На Днепропетровщине выловили сома, обитающего в Амазонке 300 1

Вероятнее всего, в свободное плаванье рыбу выпустили из аквариума, куда он перестал помещаться.

В Марганце бездомные псы спасли женщину от грабителей
В Марганце бездомные псы спасли женщину от грабителей 411 1

Дворняжки не только защитили ту, кто регулярно их подкармливал, но и "вернули" ей украденную сумку.

Столицу Индонезии перенесут на остров Калимантан
Столицу Индонезии перенесут на остров Калимантан 85 1

Это произойдет в 2024 году.

Анна Кошмал:  Моя свадьба была такой, как я мечтала
Анна Кошмал: "Моя свадьба была такой, как я мечтала" 328

Известная актриса призналась, что вышла замуж зимой

Бари Алибасов лишил сына многомиллионного наследства
Бари Алибасов лишил сына многомиллионного наследства 739 1

Музыкант перепишет нажитое “добрым мирянам”.

Анна Семенович серьезно отравилась
Анна Семенович серьезно отравилась [видео] 1020

Российская певица и актриса лечится под капельницами.

Дарио Срна вошел в тренерский штаб  Шахтера
Дарио Срна вошел в тренерский штаб "Шахтера" 161

Экс-капитан "горняков" вернулся в родной клуб.

Определился 12-й участник первенства украинской футбольной Премьер Лиги
Определился 12-й участник первенства украинской футбольной Премьер Лиги 430

Футбольные чиновники пошли навстречу клубу, оставшемуся без молодежных команд.

СМИ: Дарио Срна завершит карьеру и вернется в  Шахтер
СМИ: Дарио Срна завершит карьеру и вернется в "Шахтер" 456

Экс-капитан "горняков" может получить должность в донецком клубе.