Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

СБУ выпустила брошюры о связях УПЦ МП с российскими спецслужбами
СБУ выпустила брошюры о связях УПЦ МП с российскими спецслужбами 1

Буклет выпускается на трех языках.

Time выберут человека года между Путиным, Трампом и нелегальными мигрантами
Time выберут человека года между Путиным, Трампом и нелегальными мигрантами 91

Также среди претендентов оказались Джамаль Хашогги и Меган Маркл.

Российская шпионка в США Бутина признала вину
Российская шпионка в США Бутина признала вину 311

Ей грозить лишение свободы сроком до 15 лет.

Жашков взбунтовался из-за  маньяка
Жашков взбунтовался из-за "маньяка" 975

Под давлением толпы мужчину госпитализировали в психбольницу, но как долго он пробудет там, неизвестно.

СБУ организовала похищение харьковского фермера, чтобы сорвать его убийство
СБУ организовала похищение харьковского фермера, чтобы сорвать его убийство [фото и видео] 453 1

Сотрудники службы безопасности заманили организатора в ловушку, а потом задержали.

Водителем, влетевшим в остановку в Мариуполе, оказался экс-боец  Торнадо  по прозвищу  Бандера
Водителем, влетевшим в остановку в Мариуполе, оказался экс-боец "Торнадо" по прозвищу "Бандера" [фото] 2294 12

Об этом сообщают местные СМИ.

В Киеве отопление подорожало на 22,7 процента
В Киеве отопление подорожало на 22,7 процента 817 5

Тарифы на тепло подняли из-за роста цен на газ для населения.

Стали известны самые пунктуальные авиакомпании
Стали известны самые пунктуальные авиакомпании 516

Мининфраструктуры Украины опубликовало рейтинг самых пунктуальных иностранных авиакомпаний, которые летали в Украину в ноябре.

Порошенко одобрил рост налогов на сигареты, посылки, руду и нефть
Порошенко одобрил рост налогов на сигареты, посылки, руду и нефть 695

Президент Украины подписал законопроект, который вносит поправки в Налоговый кодекс.

На этой неделе Украину заметет снегом
На этой неделе Украину заметет снегом 145

Автомобилистам стоит быть осторожнее - ожидается гололедица.

Патрульную полицию ОАЭ пересадили на верблюдов
Патрульную полицию ОАЭ пересадили на верблюдов [фото] 63 1

Таким образом, местные власти хотят сохранить традиции своей страны.

Украина опередила Россию в рейтинге свободы человека
Украина опередила Россию в рейтинге свободы человека 74 1

По сравнению с прошлым годом наша страна поднялась на 16 пунктов.

Экс-муж Марины Александровой изменял ей во Львове
Экс-муж Марины Александровой изменял ей во Львове 24

Иван Стебунов впервые рассказал о причине развода.

Стала известна песня, которую больше всего слушали в XX веке
Стала известна песня, которую больше всего слушали в XX веке 498 1

И это, естественно, композиция британской группы Queen.

Объявлены номинанты премии Critics  Choice Awards
Объявлены номинанты премии Critics' Choice Awards 69

Лидером по количеству номинаций стал фильм Йоргоса Лантимоса "Фаворитка".

Свитолина снова выиграла выставочный турнир во Франции
Свитолина снова выиграла выставочный турнир во Франции 62

В финале украинке противостояла спортсменка из Беларуси.

Экс-игрок харьковского "Металлиста" Майдана принял участие в "матче века" 142

И выиграл главный футбольный трофей Южной Америки.

Ломаченко обошел Усика в рейтинге лучших боксеров мира
Ломаченко обошел Усика в рейтинге лучших боксеров мира 290

Украинец Василий Ломачнко попал в топ-3 по версии BoxRec.