Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

Власть не только не смогла  сбить  Вилкула руками ГПУ, но и дала серьезный импульс его президентской кампании, - эксперт
Власть не только не смогла "сбить" Вилкула руками ГПУ, но и дала серьезный импульс его президентской кампании, - эксперт 29

Самые нашумевшие события прошлой недели – проваленное в Раде представление ГПУ на снятие неприкосновенности с Вилкула и его ответный шаг – заявление в правоохранительные органы о преступлениях в прокуратуре привлекают интерес экспертного сообщества.

В Турции сообщили, что нашли части тела саудовского журналиста в колодце
В Турции сообщили, что нашли части тела саудовского журналиста в колодце 45

Фрагменты тела находились на территории резиденции посла.

Савченко заявила, что ей нужны две операции
Савченко заявила, что ей нужны две операции [видео] 126 1

В этот раз она уточнила, что речь идет о старых травмах колена.

Арестованное крымское судно  Норд  пустят с молотка
Арестованное крымское судно "Норд" пустят с молотка

Стартовая цена 1,6 миллиона гривен.

Под Харьковом осквернили памятник погибшим во Второй мировой
Под Харьковом осквернили памятник погибшим во Второй мировой 68

Неизвестные разрушили стелу на мемориальном комплексе.

Над керченским стрелком издевались в школе
Над керченским стрелком издевались в школе 473 1

Стрелять он начал там же - с 8 класса учитель ОБЖ устраивал ученикам внеклассные занятия по меткости.

Гройсман: на реформу скорой помощи Украина потратит 922,5 миллиона гривен
Гройсман: на реформу скорой помощи Украина потратит 922,5 миллиона гривен 73 2

Пилотный проект реформы запустят в пяти областях.

Бахматюк рассказал, что нужно аграриям вместо неэффективных дотаций
Бахматюк рассказал, что нужно аграриям вместо неэффективных дотаций 50 1

Олег Бахматюк, владелец одного из флагманов украинского аграрного сектора компании Укрлендфарминг (Ukrlandfarming), в интервью РБК-Украина рассказал, почему дотации аграриям неэффективны, а механизм их распределения непрозрачный, и что на самом деле может поддержать украинской агросектор.

Цены на газ в 2019 году вырастут минимум два раза
Цены на газ в 2019 году вырастут минимум два раза 293 1

Тариф поднимут в апреле и октябре.

В Китае открыли самый длинный в мире мост через море
В Китае открыли самый длинный в мире мост через море [фото, видео] 815

Рекордное сооружение протянулось на 55 километров и соединил материк с Гонконгом и Макао.

Ульяна Супрун развеяла мифы о дельфинотерапии
Ульяна Супрун развеяла мифы о дельфинотерапии 348 2

И.о. главы здравоохранения считает, что реклама дельфинотерапии сильно преувеличена.

В Украину снова вернется тепло
В Украину снова вернется тепло 1364

Уже в выходные холодный циклон уйдет с территории нашей страны.

Анастасия Решетова развеяла слухи о беременности
Анастасия Решетова развеяла слухи о беременности 130

На вопрос телеведущей модель ответила довольно неоднозначно.

37-летняя актриса Эми Шумер ждет первенца
37-летняя актриса Эми Шумер ждет первенца 137 1

О беременности актриса сообщила в очень оригинальный способ.

Ведущий  Евровидения  Тимур Мирошниченко показал четырехмесячную дочку
Ведущий "Евровидения" Тимур Мирошниченко показал четырехмесячную дочку 133 1

Молодой папа признался, почему не будет сбривать бороду.

Полузащитник  Динамо  в январе уедет в лондонский  Тоттенхэм
Полузащитник "Динамо" в январе уедет в лондонский "Тоттенхэм" 73

Виктор Цыганков может променять УПЛ на АПЛ

Украина завоевала 3-е золото на  Играх непокоренных
Украина завоевала 3-е золото на "Играх непокоренных" [видео] 46

Первое место завоевал пауэрлифтер Александр Гавриленко.

У  Шахтера  кадровая катастрофа: Марлос не сыграет с  МанСити