Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

Ракетный эсминец США вошел в Черное море
Ракетный эсминец США вошел в Черное море [фото] 6

USS Ross 15 декабря прошел через залив Босфор.

Россия 24  опубликовала обещанное  интервью  с Зеленским
"Россия 24" опубликовала обещанное "интервью" с Зеленским [фото, видео] 1172 2

Богдан и Тимошенко во время разговора с российской журналисткой останавливали президента, как могли – "испепеляющими" взглядами.

Реален ли мир на Донбассе в 2020 году
Реален ли мир на Донбассе в 2020 году 445 4

"КП в Украине" расспросила экспертов, когда его стоит ожидать.

Филиппины всколыхнуло сильное землетрясение
Филиппины всколыхнуло сильное землетрясение [видео] 45

Подземные толчки привели к гибели 3 человек, еще 37 - ранены.

В Сумах избили  слугу народа  Михаила Ананченко
В Сумах избили "слугу народа" Михаила Ананченко 471 1

Двое людей в балаклавах набросились на мужчину у его дома.

В Николаеве нашли тела двух дальнобойщиков, еще трое в больнице
В Николаеве нашли тела двух дальнобойщиков, еще трое в больнице 1263

Полиция предполагает, что водители отравились в придорожном кафе.

Каким странам кредиты МВФ помогли, а каким – навредили
Каким странам кредиты МВФ помогли, а каким – навредили 475 2

В правительстве анонсировали окончание работы с фондом в 2023 году.

Продажа  Мотор Сичи : сколько заплатил Китай и потеряет ли Украина уникальные разработки
Продажа "Мотор Сичи": сколько заплатил Китай и потеряет ли Украина уникальные разработки [обновляется] 1570 5

Китайские компании выкупили более половины предприятия.

Вступил в силу закон об отмене государственной монополии на спирт
Вступил в силу закон об отмене государственной монополии на спирт 481

Обязательное условие для получения лицензии – установка круглосуточного наблюдения за местом производства спирта.

Прогноз погоды на 16 декабря: будет до +13 градусов
Прогноз погоды на 16 декабря: будет до +13 градусов 44

В середине зимнего месяца шансов слепить снеговика пока нет.

Как выбрать новогоднюю елку, - советы Ульяны Супрун
Как выбрать новогоднюю елку, - советы Ульяны Супрун 414 2

Экс-глава Минздрава призвала еще до покупки дерева подумать об окружающей среде.

Жители пограничного района на Харьковщине могут остаться без тепла. Они обогреваются российским газом 351 4

Части Волчанского района с 1 января могут отключить газ, если РФ прекратит транзит.

Олег Сенцов прилетел в Латвию
Олег Сенцов прилетел в Латвию 20 1

Украинского режиссера встретили заместитель госсекретаря Министерства иностранных дел Латвии и посол Украины.

На втором выступлении в России рядом с Ротару заметили охрану
На втором выступлении в России рядом с Ротару заметили охрану [видео] 712 1

После "Песни года" артистка появилась на фестивале "Легенды Ретро FM".

Умерла муза Годара Анна Карина
Умерла муза Годара Анна Карина [фото] 739

Актрисе и бывшей жене легендарного французского режиссера было 79 лет.

Три пенальти и два удаления за 13 минут: матч СК Днепр-1 - Александрия закончился скандалом [фото, видео] 271

Судья Николай Балакин превратил пресный поединок в зрелище.

Скандал: в Испании фанаты  Райо  оскорбляли Зозулю - матч пришлось прервать
Скандал: в Испании фанаты "Райо" оскорбляли Зозулю - матч пришлось прервать 355

Одноклубники украинца из "Альбасете" отказались продолжить встречу.

Украинка Снигур обыграла чемпионку Ролан Гаррос и вышла в финал турнира ITF
Украинка Снигур обыграла чемпионку Ролан Гаррос и вышла в финал турнира ITF [видео] 528 1

Спортсменка впервые победила соперницу из топ-50 мирового рейтинга.