В редакцию газеты министр образования и науки прибыл в прошлый понедельник. Несмотря на выходной, Дмитрий Владимирович был собран, на вопросы дозвонившихся читателей отвечал четко, не подсматривая в шпаргалки, чтобы уточнить какую-либо цифру. Первым же делом министр дал понять: что бы ни говорили в оппозиции и как бы ни пытались «обрезать» возможность развития школьного и вузовского образования, отрасль ждут серьезные реформы.
«Мы никогда не говорили о совместном учебнике по истории»
- Здравствуйте, Дмитрий Владимирович! Звонит Наталья, город Киев. Расскажите о создании методического пособия по истории для учителей Украины и России. Не будет ли оно «заточено» исключительно под интересы одной страны?
- Не будет, потому что учитель, который имеет высшее образование, определенный уровень критического восприятия материалов, в состоянии соотнести любое пособие с требованиями учебной программы.
«КП»: - И все же это будет учебник для школьников или пособие для учителей, как говорят депутаты?
- Я уже патологически устал от лжи некоторых агрессивно настроенных нардепов. Когда председатель парламентского комитета по образованию и науке в n-надцатый раз говорит о том, что «руководство Минобразования заявило о создании совместного с Россией учебника для школ», он нагло врет. Мы никогда ни в России, ни в Украине не говорили о совместном учебнике для школ. Мы обсуждали с нашими учеными общее учебное пособие для учителей, в котором будет представлена точка зрения историков из Академий наук России и Украины. Чтобы учитель мог ознакомиться с фактами, документами, которые аргументируют или защищают позицию той или другой стороны. Но этот учебник будет для взрослых людей, которые способны критически оценивать материал, чтобы мы не превращались в страуса, который храбро прячет голову в песок, думая, что от этого он становится невидимым.
- А когда закончится работа над этим пособием?
- Уже в июне в Киеве пройдет очередное заседание двух комиссий, которые возглавляют с российской стороны академик Александр Чубарьян, а с украинской - академик Валерий Смолий.
По сути, они уже провели эту работу, создав две серьезные монографии о проблемных вопросах истории, но их нужно адаптировать, чтобы посмотреть, получится ли из этого учебное пособие для учителей.
- Это Елена, Житомир. Вы не находите, что преподавание истории в украинских школах слишком субъективно и порой зависит от взглядов самого учителя?
- Наше министерство сейчас работает над самым сложным вопросом - это определение стандартов образования, потому что бредятина с гиперболизацией только одной формы оценивания - это не реформа, а оболванивание учеников и обман общества.
Если говорить о субъективности, то учитель обязан выполнять учебную программу, но в ней нужно четко прописать, что Голодомор 1933 года - это общая трагедия народов Украины, России, Беларуси, Казахстана, и указать, сколько людей умерло от этой беды в каждой из республик. При этом написав правду, что самые высокие потери сельского населения, свыше 41 процента, были в Саратовской области. Тогда учитель не сможет промывать головы школьникам в соответствии со своими субъективными взглядами.
- Какие еще стандарты образования, на ваш взгляд, необходимо менять?
- Первое - это гуманизация и деполитизация учебников. Второе - мы должны разгрузить учебную программу, потому что она слишком усложнена. Ведь выучить все невозможно. К примеру, программа по украинской литературе. Существуют европейская, французская традиции: там в школах не изучают творчество ныне живущих писателей, поскольку еще не устоялись эстетические критерии.
|
«К десятилетке школы уже не вернутся»
- Добрый день! Беспокоит Виктория из Донецка. Собираетесь ли вы отменять 12-летнее образование в школах? Ведь в отличие от западных стран эта система не приспособлена к нашим реалиям.
- Проблема очень сложная. В ближайшее время мы проведем большое совещание учителей и ученых, в июне запланированы парламентские слушания, после чего мы будем готовы объявить позицию министерства по этому вопросу. Но точно вам скажу, что к десятилетке мы не вернемся, иначе наша школа будет неконкурентоспособна. Ведь в таком случае у нас сокращается количество учебных часов за весь школьный период. Вспомните, мы с вами учились в школе 6 дней, а потом перешли на пятидневку. Оттуда и возникла идея 11 лет обучения, а потом 12. К примеру, в Европе учебная программа в школе колеблется от 11 до 12 тысяч часов, в Бельгии, Голландии и Германии (где учатся 13 лет) - от 12 тысяч. У нас школьная программа сегодня - это 10 268 часов. Двенадцатилетка позволяет освоить в школе 10 745 уроков.
Кроме того, есть проблема профильности школ. До сих пор Министерство образования и все его предыдущие руководители практически ничего не сделали для создания реальной профильной школы. У нас учебные заведения объявляют себя экологическим или правовым лицеем, делают красивую вывеску, вводят пару факультативов, чтобы родительский комитет мог собирать деньги на благоустройство, а на самом деле ничего не делается. Поэтому мы будем искать форму профессионализации школы, чтобы в 12-й класс шел тот, кто действительно хочет готовиться к университету. И обещаю всем учителям, родителям и ученикам, что к 1 сентября этого года министерство официально проведет все научные апробации, обсуждения, консультации и обнародует свою позицию - какой у нас будет школа.
«КП»: - А будут ли меняться учебные планы для школьников в этом году?
- Учебные планы будут частично изменены, но все изменения мы обнародуем в августе. Кроме того, готовится приказ о проведении ученических олимпиад на следующий учебный год. По политической прихоти из числа 15 предметов, по которым проводится всеукраинская олимпиада, были выброшены русский язык и литература. Мы вернем их в этом году.
Нескромным ректорам устроят проверки
- Меня зовут Владимир Яковлевич. У нас в Днепропетровске расклеены тысячи объявлений, в которых предлагают написать диплом, диссертацию, рефераты. Как бывший преподаватель я считаю, что это просто безобразие. Вы собираетесь с этим бороться?
|
- Я с вами согласен и тоже считаю, что это позор. А бороться с этой катастрофой можно только одним путем - сделать защиту диплома или курсовой работы более публичной, и тогда, как писал Петр I, «по речи дурь каждого видна будет». Ведь человек, который переписал работу, зачастую беспомощен в обсуждении этого текста. Кроме того, мы сейчас устанавливаем контакты с МВД, чтобы провести проверку, хотя бы в Днепропетровске, фирм, которые дают эти объявления.
Но я хочу сказать и о предпосылках для работы таких структур - порой в этом виноваты и сами ректоры, которые в погоне за количеством студентов слишком размыли профиль своих университетов. Сейчас технические вузы готовят юристов и менеджеров, педвузы - ботаников и специалистов по парковому дизайну. Наводя порядок в лицензионной работе и аккредитации, я буду добиваться того, чтобы педагогические вузы готовили учителей, а технические - инженеров.
- Здравствуйте! Елена, Киев. Одной из основных проблем высшего образования является устаревшее оборудование. Планирует ли министерство решать эту проблему?
- В этом году на фундаментальные научные исследования в университетах впервые в бюджете заложены 164 миллиона гривен, часть этих денег будет направлена на покупку оборудования. Но техническое оснащение - это лишь одна из составляющих учебного процесса. В этом вопросе я исповедую принцип Франклина Делано Рузвельта: не надо каждому дать рыбу, надо каждому дать удочку и научить ловить рыбу.
Моя задача состоит в том, чтобы раскрепостить наши университеты и дать вузам возможность зарабатывать деньги, в том числе и на оборудование. Для этого за два месяца мы восстановили довузовскую подготовку. Я также отменил приказ, который минимизировал количество студентов-иностранцев в Украине, - чтобы повысить качество образования и престижность вузов, мы разрешили обучать их на том языке, который они выбирают, при условии, что университет может обеспечить им преподавание. Потому что студенты-иностранцы - это, кроме престижа страны, еще и большие финансовые потоки, которые идут в кассу университета.
Кроме того, мы готовим новый закон о высшем образовании, в котором предусматривается, что вузы, как и Академия наук, смогут завозить научное оборудование в Украину без таможенных пошлин и без уплаты НДС.
И, конечно, мы будем более жестко контролировать нескромных ректоров, у которых очень дорогие автомобили, по десятку проректоров, и требовать, чтобы не «зарывались».
Получить «европейский» вкладыш диплома можно уже в июне
- Когда наши дипломы будут признавать на Западе?
- В этом году Минобразования впервые разработало и утвердило в Кабмине дополнение к диплому - вкладыш европейского образца, чтобы наши дипломы были понятны и узнаваемы на Западе. Теперь все студенты украинских вузов, причем не только этого года выпуска, но и прошлых лет, если пожелают, могут в течение июня-июля получить в своих ректоратах вкладыш диплома единого европейского образца.
- А в чем отличие?
- Во вкладыше будут указаны не только оценки, названия предметов, но и балльные оценки параметров Болонской системы, европейские названия учебных предметов, а также количество часов и учебных кредитов.
- Я слышал, что в Минобразования собираются менять систему делений: бакалавр, специалист, магистр. Уточните, с какого года.
- Не беспокойтесь, на этот учебный год деление сохраняется. Но сейчас разрабатывается проект закона, согласно которому у нас останется три образовательно-квалификационных уровня - младший специалист, бакалавр, магистр.
- А что делать выпускникам прошлых лет?
- Выпускники всех прошлых лет должны четко понимать, что дипломы бакалавра, специалиста, магистра - это все документы о наличии высшего образования.
Никаких ограничений для трудоустройства на административную или руководящую должность нет. Вы можете делать карьеру и с дипломом бакалавра. Но если вы хотите готовить кандидатскую диссертацию, тогда необходимо закончить магистратуру, чтобы получить право заниматься научными исследованиями.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Праздник последнего звонка, выпускной вечер у меня ассоциируются со светлыми надеждами, улыбками и радостью.
Хотя, с другой стороны, это и грустный праздник. Вроде бы недавно вы были первоклашками, шли за руку с родителями на свой первый в жизни урок, неся огромный букет цветов, а теперь вступаете во взрослую жизнь!
Расставшись со школьной скамьей, своими учителями и одноклассниками, выпускник школы оказывается перед трудным, а самое главное, самостоятельным выбором - выбором жизненного пути.
Хотел бы ребятам пожелать уверенности, удачи, оптимизма и, самое главное, каждому найти себя. Пусть школа всегда согревает ваши сердца приятным воспоминанием о детстве и юности. Помните, вы наша надежда и будущее Украины!
С уважением, Дмитрий Табачник.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
- Диплом о высшем образовании, выданный после 1999 года, подделать невозможно, - заметил Дмитрий Табачник уже после окончания прямой линии.
Министр образования отметил, что решающую роль в этом сыграло создание Единой электронной базы данных, в которой фиксируются все дипломы, выданные вузами страны после 1999 года. Запрос в министерство - простейшая проверка - и сразу ясно, настоящий ты предъявляешь диплом или липу. К слову, введение этой системы - заслуга самого Табачника, который являлся одним из руководителей проекта по ее созданию.
- Хакеры напрасно стараются - взломать нашу систему невозможно, - подчеркнул министр. - Данные о дипломах хранятся на сервере, который не подключен к каким бы то ни было сетям. Для того чтобы внести изменения в базу, необходимо задействовать сразу три электронных ключа. Один у меня, - с этими словами министр извлек из портфеля пластиковую карточку наподобие банковской, продемонстрировал сотрудникам «КП» и пояснил: - Это один из трех ключей. Второй у зампредседателя СБУ, у кого третий - не скажу.
По словам министра, все госслужащие, которые сейчас принимаются на работу, проходят в том числе и спецпроверку Минобразования, которая касается как раз вопроса подлинности диплома о высшем образовании. Если диплом получен после 1999 года, проверка проходит за считаные минуты. Если раньше, приходится повременить - направлять запрос в вуз. И уже пришлось отказать нескольким десяткам на первый взгляд перспективным претендентам - именно потому, что они предъявляли поддельные дипломы.
Кстати, как выяснила «КП», при президенте Ющенко такие проверки не проводились. Вот и разгорались досадные скандалы, когда оказывалось, что первые люди в государстве щеголяли дипломами, которых им, оказывается, никто не выдавал…