5 ноября
Загрузить еще

Готовим малыша к школе

Готовим малыша к школе
Фото: В садике дети учатся уживаться со сверстниками и относиться с уважением к взролым.

Вот и начинают пичкать его ненужными знаниями с младенчества. Тем не менее специалисты едины во мнении: до школы детей нужно активно развивать, а не заставлять «грызть гранит» в прямом смысле слова. Так и охоту к обучению можно отбить. Давайте постараемся разобраться, каким малышам какая подготовка нужна.

ЕСЛИ ХОДИТ В ДЕТСКИЙ САД …

Раньше детский сад был местом, где дети ели, спали, гуляли и играли, пока родители на работе, а сейчас дошкольные учреждения переходят на уровень образовательно-воспитательный. Теперь здесь занимаются подготовкой малышей к обучению.

Чиновники от образования мечтают, чтобы школа стала приятным продолжением детского сада. Как готовят к обучению в детском саду?

- Воспитатели занимаются с малышами, учат буквы и цифры, но, разумеется, полноценно писать и читать дети должны обучаться уже в школе, - говорит заведующая подготовительной группой одного из столичных детсадов, Любовь Данько. - Задача воспитателей - максимально развить у малышей навыки, которые помогут деткам стать общительными, научиться хорошо говорить и выражать свои мысли. Ежедневно пару часов ребята проводят, сидя за столами (почти как в школе), и в процессе занятий рисуют, клеят аппликации, лепят из пластилина, учат стишки. А это лучшая подготовка! Малыш лепит - развивается мелкая моторика пальчиков, учит стишки - развиваются речь и память, рисует - развивается воображение, раскрашивает контуры - работает над координацией и т. д.

Психологи в свою очередь утверждают: дети, которые ходят в детские сады, более самостоятельные и независимые, чем их сверстники, которых, к примеру, воспитывает бабушка. Ведь в детском саду они учатся сами одеваться, ходить в туалет, умываться, есть. Кроме того, воспитатель в отличие от бабушки или мамы - человек относительно посторонний, и потому малыши редко устраивают им истерики в стиле «не хочу спать» или «не буду есть», ведь педагоги научены не реагировать на подобное. Иными словами, малыш учится еще и дисциплине.

ЕСЛИ СИДИТ С МАМОЙ, БАБУШКОЙ ИЛИ НЯНЕЙ…

…Значит, приучать малыша к дисциплине нужно самостоятельно. И чем раньше, тем лучше. Разумеется, мамы, чьи дети не ходят в садик, волнуются: а как же ребенок научится общаться со сверстниками? Как станет взрослым, если все внимание всегда сосредоточено на нем и ему постоянно помогают и подают бабушки и няни?

Домашнего малыша можно прекрасно подготовить к первому классу и вообще к обучению и без детского сада. Вариантов несколько:

Группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях. Вы приводите ребенка в садик всего на 3-4 часа. Здесь он занимается: рисует, лепит, поет и т. д. И, что очень важно, общается со сверстниками. Если ваш сын или дочка ходят в такие группы, можете не волноваться - школа не будет для них сюрпризом.

Платные развивающие занятия. Здесь малыша тоже ждут песни, танцы, гимнастика, рукоделие и рисование.

Подготовительные группы при школах. Обычно платные.

К слову, некоторые родители специально составляют домашнее расписание уроков, покупают для дома школьную парту и доску с указкой, считая, что это поможет ребенку более серьезно относиться к занятиям. На самом деле, по мнению специалистов, родителям лучше не вмешиваться в обучение: их эмоциональное отношение к учебному процессу может само по себе стать причиной стресса.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Отвечайте на сто тысяч «почему»!

Всех родителей интересует: чем мы сами можем помочь ребенку? Что должна делать дома мама или бабушка, чтобы будущий первоклашка чувствовал уверенность в своих силах? Психологи говорят: общайтесь с детьми! Будьте рядом!

- Неважно, сколько времени вы проведете вместе, важно - как! Разговаривайте, играйте, читайте вслух, отвечайте на миллион вопросов. Если не можете ответить прямо сейчас, вернитесь к вопросу потом. Никогда не говорите ребенку: отстань, я устал! Если дети приходят к вам со своими разговорами о личных проблемах, нельзя им отказывать в общении, - говорит детский психолог Юлия Навалова. - В школе, где я работаю, учителя нередко жалуются: родители слишком активно готовят ребенка к школе - учат писать, читать, считать, причем учат так, как сами пишут и читают. А в школе ведь своя система обучения малышей. Дети приходят в первый класс, и им приходится полностью перестраивать свои привычки и навыки запоминания информации. Не спешите перегружать ребенка лишней информацией. Заметьте: не факт, что малыш, который читает и пишет в 4 года, будет успешен в дальнейшей учебе.

КОМПЕТЕНТНО

Во сколько лет начинать учебу?

Официальный возраст первоклашки - с 6 лет. Тем не менее отправлять ребенка в 6 или 7 - решают родители.

- Бывает, что и в пять лет ребенок хочет учиться, дома ему скучно, он развит достаточно. А иногда и к семи дошкольник еще маленький, всего боится, держится за мамину юбку. Потому посоветуйтесь с психологом и не торопитесь, - говорит специалист медико-психологической службы Наталья ВОЛОШИНА. - Во главу угла надо ставить здоровье ребенка и его психическое спокойствие. Если малыш не готов, у него еще нет познавательного интереса, а его сажают за парту, ребенок вряд ли будет успешен. Вместо радости школа вызовет только негативные эмоции.

ЗВОНОК ВРАЧУ

Не перестарайтесь!

- Впереди лето. Проследите, чтобы ваш ребенок как следует отдохнул и набрался сил, - говорит детский педиатр Валентина Варлова. - Особенно если в течение года он активно осваивал знания. Обратите внимание: перед школой (а ведь у малыша начинается новая жизнь, а это огромный стресс!) ребенка нужно оздоровить. И если у детей есть хроническое заболевание, обязательно следует проконсультироваться с врачом. Даже здоровым детям рекомендуется общий осмотр, витаминотерапия и курс по укреплению иммунной системы.

Не перестарайтесь в своем желании максимально подготовить ребенка. Делайте это играючи. Заниматься с ребенком, например, тренировать внимание, можно даже находясь на природе и отдыхая. Главное при этом - не давить на ребенка книгами, а подобрать интересные игровые упражнения.

ВАЖНО!

Если вы решили отдать ребенка на подготовительные курсы к школе или дополнительные занятия к садику, в обязательном порядке обратите внимание на то, как именно готовят малышей к предстоящей учебе.

Занятия за столом должны быть разбавлены подвижными играми, ведь деткам тяжело подолгу сидеть на одном месте. Чтобы все было в радость, нужна постоянная смена деятельности.

Не должно быть завышенных требований со стороны педагогов - не пролей, не испачкай, сделай, как у меня... Это лишь отпугнет малыша, отобьет у него охоту заниматься.

Во время рисования, лепки и т. д. педагоги не должны делать все сами за малыша, «чтобы получилось красиво». Пусть будет неровно и размазанно, но малыш делает все сам!

Важно, чтобы группу не превращали в школу и не мучили малышей обучением чтению, счету, письму.

Деток должны учить говорить о себе в первом лице - «я», а не в третьем - «Маша».

Очень важный человек - учитель. Он должен нравиться малышу, тогда ребенок будет с удовольствием бежать на занятия. Если отношения у крохи с учителем не сложились, если малыш боится педагога, стоит поискать другую группу.

Поинтересуйтесь образованием тех, кто ведет уроки. Важно, чтобы у учителя было психологическое или дошкольное педагогическое образование и группу не вела «просто хорошая тетенька». Здорово, если в школе есть еще и музыкальный работник - живой звук и песни под пианино очень нравятся деткам.