Этот человек никому, кроме своих родных и близких, не рассказывал о том, что случилось в польском лагере Собибор в 1943 году. В том самом, где без перебоя работала машина по уничтожению «неправильных наций». О 250 тысячах евреев, которые больше никогда не вышли за ворота. И как, несмотря на ужас, который царил вокруг, в лагере вспыхнула безумная любовь, а потом - еще более безумное восстание… Единственное удачное за всю историю Великой Отечественной войны. Его поднял в 1943 году офицер Александр Печерский. Влюбленный молодой лейтенант…
СЧАСТЛИВАЯ РУБАШКА
В Собибор свозили евреев со всей Европы, как гражданских, так и военнопленных. Там и встретились Люка и Александр. И полюбили друг друга с первого взгляда всем смертям назло.
- Саша, решайся! Нужно попытаться бежать. А помогут нам любовь и желание жить, - шептала девушка, умоляюще глядя на 34-летнего лейтенанта Красной армии Сашу Печерского.
Бежать из концлагеря Собибор, организованного фашистами в Польше в 42-м, было настоящим безумием. Это не Варшавское гетто, куда можно было пронести винтовки. И не Бухенвальд, где заключенные работали на фабрике, производившей оружие. Собибор - настоящий лагерь смерти, где евреев уничтожали сразу. Доставили заключенных - и сразу в газовую камеру. Оставляли лишь немногих для работы. Лагерь опоясывали три ряда колючей проволоки высотой три метра, за которыми была заминированная полоса, а дальше - ров с водой. Через каждые 50 метров стояли вышки с пулеметами, между рядами «колючки» ходили вооруженные часовые.
Ни единого шанса на спасение. Только запах смерти. Мучительной и неизбежной...
Но та искра надежды и чувство, которые Печерский увидел в изумрудных глазах девушки, подтолкнули его на поступок, о котором потом будут написаны сотни страниц, сняты два фильма - о самом массовом в истории Великой Отечественной войны побеге заключенных, решивших оказать сопротивление нацистам.
- Возьми рубашку моего отца, - сказала Люка, передавая любимому старую серую блузу. - Она будет твоим талисманом и сбережет от несчастья.
И она сберегла…
УТРО ДЛИННЫХ НОЖЕЙ
По плану Печерского, заключенные должны были поодиночке убрать эсэсовский персонал лагеря, а затем, вооружившись на складе, перебить охрану.
Началась подготовка к побегу, которая длилась всего две недели. Пленные воровали ножи на офицерской кухне. Крали ножницы из мастерских.
На рассвете 14 октября 1943 года Печерский и еще семь человек пригласили эсэсовских офицеров в мастерские - якобы примерить новую обувь и форму. С этой «примерки» ни один фашист не вышел живым. Пленные забрали их пистолеты, отключили телефонную связь и сигнализацию. Толпа заключенных выбежала во двор и бросилась к оружейному складу. Но там их встретил пулеметный огонь. Охрана, несмотря на ранний час, была настороже. Восстание оказалось на грани провала. И тут раздался крик Печерского:
- Рвите проволоку, бегите в лес!
Даже те, кто не знал ни слова по-русски, поняли лейтенанта. Три сотни пленных бросились на «колючку». Отчаявшиеся люди пытались резать ее ножами, рвать руками и даже грызть зубами. К счастью, у одного из смельчаков оказались плоскогубцы, и он расчистил путь на свободу. До спасительного леса добралась едва ли сотня - одних cкосило пулеметным огнем, другие подорвались на минном поле.
- Свободны! Свободны! - кричали счастливчики на разных языках, обнимая друг друга. А Печерский со слезами на глазах бегал среди людей - искал человека, ради которого совершил невозможное…
Люку Саша так и не нашел. В суматохе во время побега она куда-то исчезла. Потом - уже после войны - он будет долго искать ее по всей Польше. Тщетно. Однако ту самую старую серую рубашку Александр сохранит. Подарок любимой оказался для русского офицера счастливым талисманом.
После восстания рейхсфюрер СС Гиммлер лично приказал сровнять Собибор с землей, чтобы стереть любую память о бунте. Но это у него не получилось - сейчас там мемориальный комплекс. Таблички рассказывают о подвиге на многих языках. Нет там только русских слов. Никто не знает, что бунт поднял лейтенат Красной армии.
ВМЕСТО МЕДАЛИ - ШТРАФБАТ
Печерский и восемь бывших военнопленных добрались до Белоруссии. Лейтенант воевал сначала вместе с партизанами, а потом попал обратно в Красную армию. Только там предводителя восстания в Собиборе встретили неласково. Повторилась обычная история - выживший в фашистском аду попал в ад советский. Александра арестовали и отправили в лагерь, а потом в штрафбат.
После войны герой мотался по стране, не в силах нигде найти работу. От человека с такой биографией все шарахались, как от прокаженного. Только после смерти Сталина он кое-как смог устроиться на завод в Ростове-на-Дону.
Александр Печерский скончался в 1990 году. До конца жизни о его подвиге никто не вспомнил. Ни одной награды он не получил. Ни памятника, ни мемориальной доски, ни улицы в честь Александра Печерского в России нет.
- Просто папа никогда не выставлял напоказ свой подвиг, - вспоминает Элеонора Гриневич, дочь героя. - Всегда говорил, что тогда он думал лишь об одном: как выбраться из лагеря живым. И с любимой. Первое получилось. Второе - нет…
Может быть, юбилей Победы - тот самый повод вспомнить о забытом герое и его забытом подвиге?