Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Я пригласил на разговор Сталина и Жукова»

«Я пригласил на разговор Сталина и Жукова»
Фото: Во время войны Михаил Мантулин командовал взводом связи.

86-летний генерал-майор во время Великой Отечественной командовал подразделением связи. За боевые заслуги у него 12 благодарностей от верховного командования, в том числе за взятие в плен двух взводов гитлеровских автоматчиков, а также немецкого шпиона, действовавшего под видом офицера Красной Армии.

РАБОТЫ У СВЯЗИСТОВ БЫЛО ПО ГОРЛО

Боевой путь фронтового связиста начался в декабре 1941-го. Тогда 18-летний лейтенант прибыл в действующую армию на должность командира взвода. Боевое крещение получил под Сталинградом, после чего Михаила направили под Курск.

После сокрушительного поражения под Сталинградом немцы жаждали реванша на Курской дуге. С обеих сторон шла усиленная подготовка к битве. Любая информация ценилась на вес золота, по всему фронту действовали шпионы и диверсанты. Связисты по горло были завалены работой.

- Я находился в составе 53-й армии, - вспоминает Михаил Мантулин. - Со дня на день ожидали генерального наступления. Тогда-то мне и довелось обеспечивать разговор маршала Советского Союза Жукова со Сталиным. Помню, как командующий вызвал меня и сообщил, что приезжает Жуков. «Не справишься - голова с плеч» - кратко объяснили мне. Я старался быть спокойным, хотя мысли носились с лихорадочной скоростью. Приказал своим бойцам налаживать линию. Они трудились весь вечер и утро, а днем прибыл маршал - без сопровождающих, на машине с водителем. Выглядел после дороги ужасно усталым. Я попытался доложить обстановку, но Жуков только махнул рукой и спросил, где пункт связи. Я провел его в штаб.

Вначале следовало самому проверить линию. На другом конце провода мне сказали, что сейчас будет говорить Сталин. Стараясь держать себя в руках, я отрапортовал: «Здравствуйте. Сейчас будете говорить с Константиновым» (такой позывной был у Жукова). И услышал неторопливый голос: «Хорошо, спасибо, сынок». Тогда я передал трубку маршалу: «Я Константинов, нахожусь в хозяйстве Маногарова»… Дальше я уже не разобрал, что он говорил, но знал, что Жуков докладывал обстановку на фронте.

Только впоследствии Мантулин узнал, насколько важной была та беседа. Опираясь на данные разведки, маршал весьма точно предсказал силу и направление немецких атак на Курской дуге и передал эту информацию в Ставку. В итоге наша армия нанесла упреждающий удар по линии обороны фашистов, обратив их в бегство.  

ДВА ВЗВОДА С БЕЛЫМ ФЛАГОМ

В составе действующей армии Мантулин освобождал множество украинских городов. Обеспечивая связь с партизанами под Киевом, был тяжело ранен. Подлечившись в госпитале, участвовал в Ясско-Кишиневской операции.

Именно там, когда взвод Мантулина вел упорный бой с немецкими автоматчиками, во время очередной передышки около наших позиций появились раненые фашисты с белым флагом. 76 человек! Немецкий капитан, поклонившись, объяснил: «Мы пришли сдаваться».

- Я приказал им сложить оружие и велел санитарам предоставить пленникам необходимую помощь. Затем посадил их в отдельное помещение под охрану. Вечером за немцами приехали представители командования, и, прощаясь со мной, гауптман поблагодарил за гуманное отношение.

В следующий раз в руках Мантулина оказался немецкий шпион. Это случилось в 1945 году в Вене.

- Наш автоматчик сообщил, что видел подозрительного человека в форме офицера Красной Армии, который предлагал ему сделать новые документы. Быстро подняв бойцов, я отправился к указанной квартире. Все были напряжены до предела, поскольку  знали, с каким опытным и серьезным противником предстоит схлестнуться. Но на нашей стороне была внезапность - мы выломали двери и без единого выстрела задержали врага. Он даже не успел выхватить оружие. А позже мы узнали, что этот человек дважды прошел диверсионную подготовку в школе абвера и собирался предпринять ряд акций в наших частях.

После победы Михаил Мантулин занимал должность начальника штаба отдельного батальона связи на Байконуре. Там он трудился рука об руку с главным конструктором Сергеем Королевым, участвовал в запуске первых спутников, а также в легендарном старте ракеты с Юрием Гагариным на борту.