Киево-Печерская лавра - святое место для миллионов верующих. Духовная сторона ее жизни известна всем, а вот о здешнем производстве, без которого Лавра не могла бы существовать, знают немногие. Здесь есть свое свечное производство, иконописная мастерская, пасека. Ну и, конечно, не обойтись без швейного цеха - мирские ателье не смогут правильно пошить каноническое облачение для священнослужителей. В канун Пасхи корреспондент «КП» отправился посмотреть, как шьют церковные одеяния.
«Наш стиль невозможно спутать с другими»
- Когда Лавра разрасталась как монастырь, появилась необходимость в такой мастерской. Братия должна была сама шить монашеские и священнические облачения. Но с годами людей в Лавре становилось все больше - численность братии доходила до двух тысяч человек, одеть нужно было каждого. Тогда и появились здесь мастера, понимающие в швейном искусстве. Вышивалось все вручную, и занимала эта работа много времени. К примеру, одеяние митрополита могли готовить несколько лет, - рассказывает отец Лонгин, организовавший нам экскурсию по мастерской. - В наше время традиция возобновилась в конце 80-х годов прошлого столетия. Трудятся здесь мирские люди, женщины. Старший над ними - архимандрит Онуфрий: он следит за технологией, отвечает за закупку материалов.
Сразу после возобновления производства в швейном цеху трудились всего две мастерицы. Сейчас в мастерской работают 17 женщин и девушек, есть среди них те, кто занимается ручной вышивкой, но это эксклюзивные вещи. Для массового производства в Лавре перешли на современные технологии - закупили специальные вышивальные машины. Они позволяют экономить на работе годы и существенно упрощают жизнь швеям. А это очень важно, ведь к 30 годам практически все здешние мастерицы начинают страдать от болей в спине - она находится в постоянном напряжении.
|
- Работу этих женщин сложно переоценить, за многие годы в Лавре выработался свой неповторимый стиль, который невозможно спутать с другими, - отметил отец Лонгин. - Попасть на работу в эту мастерскую могут девушки и парни, окончившие профильный вуз. Правда, первое время им придется доучиваться, все-таки пошив у нас непростой, есть своя специфика.
Бархат, золото и парча
Сама швейная мастерская не очень большая. В коридоре мы наткнулись на две двери. На одной табличка - «Прием заказов», на другой - «Посторонним вход воспрещен».
Здесь же в коридоре - две витрины с образцами тканей. Заказчик может сразу определиться с материалом и пройти на снятие мерок.
- Обшиваются у нас архиереи, священники и братия. Естественно, сделать заказ на пошив могут и мирские люди, но шьются только церковные одеяния. Братия за наряды ничего не платит, они молятся. А обшиваются за счет пожертвований, - рассказывает отец Лонгин.
В самой мастерской работа кипит. Здешние работницы не обращают на нас внимания, им некогда - заказов очень много. Да и излишнего внимания они не любят, ведут себя очень скромно. Сразу у входа сидит женщина и на швейной машинке прострачивает клобуки - головные уборы для монашествующих. Кстати, над одним таким изделием трудиться надо полдня. Рядом - на огромном столе через всю комнату - другая работница утюжит расшитое по краю узором белоснежное полотно. Из него ее коллега пошьет подсакасник (рубаха, которая одевается под ризу).
|
- К работе мы приступаем с самого утра. Все начинается с молитвы, помогающей в труде. Скажу вам, что здесь даже самый отпетый атеист в итоге станет верующим, ведь пошить такую красоту без Божьего благословления невозможно, - объясняет одна из швей.
А одеяния действительно поражают своей красотой и роскошью. Для их пошива используют в основном парчу, закупленную в Греции, иногда в России, - в нашей стране таких тканей не производят. Парча расшита металлической нитью, чаще всего золотой или серебряной.
Ризы весят 10 килограммов
- Видите эти 10 красных риз? Это архиерейское облачение, в нем служат на Пасху. Их пошили за месяц, на каждую уходит до 4 дней работы. Очень помогают вышивальные машины - то, что вручную расшивается полтора года, можно сделать за полторы недели, - поясняет мастерица. - Кстати, эти одеяния очень тяжелые, весить они могут больше 10 кг.
На всех одеждах присутствует определенная символика. Как пример нам показали несколько риз. Одна полностью расшита крестами, на второй просматривается виноградная лоза, которая символизирует самого Христа, здесь же видны и колосья пшеницы - символ жизни. А на одном из омофоров (часть ризы) изображены ангелы и чаша.
Удивляет и фурнитура - пуговицы в виде колокольчиков - их называют позвонцами. Они в форме шара, с витиеватым узором, могут быть сделаны из драгоценных металлов с камнями.
Поскольку сейчас в мастерской очень много работы, заказы от мирских жителей не принимают. Но еще несколько лет назад сюда приходили люди с просьбой изготовить свадебное платье или попросить совета в выборе тканей, фасона.
БУДЬ В КУРСЕ!
Есть чем гордиться
Качество одеяний, пошитых в лаврской мастерской, славится по всему миру. Облачения здешнего производства есть в двух храмах в Риме, в храме Петра и Павла в Карловых Варах, были заказы для французской епархии, храма в Испании, для епархий и монастырей в Канаде, Америке.
Именно здешние мастера участвовали в разработке дизайна мантий для судей Конституционного и Арбитражного судов Украины и профессоров Национального университета им. Шевченко.
Отдельная гордость Лавры - изготовление головных уборов. Это по силам не каждому мастеру, нужно обладать достаточным опытом и отменным вкусом. Киевские мастера изготовили не одну митру для священников высшего сана. Кстати, ранее эти уборы украшались драгоценными камнями - изумрудами, рубинами. Сейчас митры делают под заказ в подарок для епископов или архимандритов. Но драгоценных камней в них уже нет. В основном их украшают аметистами.
КСТАТИ
В 2007 году митрополиту Владимиру на 15-летие настоятельства УПЦ одеяние вышивали три самые лучшие мастерицы. Работали они полтора года, тщательно придерживаясь одного стиля даже в мелочах. Ведь к подобного рода юбилеям и платье должно быть очень богатым.
СПРАВКА «КП»
Каждому празднику - свой цвет
У священнослужителя должны быть одеяния 7 цветов.
Золотое (желтое) надевают в воскресенье и праздники, посвященные святителям: Иоанну Златоусту и другим.
Белый символизирует чистоту души, в нем служат на Крещение Господне, а также во время обряда крещения и венчания.
Голубые одежды - на праздники, связанные с именем Божьей Матери: Рождество Богородицы, Благовещение, Успение.
Зеленое облачение, которое символизирует жизнь и служение церкви, надевается на Троицу.
В пасхальные дни надевается красное, оно используется до самого Вознесения Господня, то есть еще 40 дней после Пасхи. Надевают и в дни памяти мучеников, оно символизирует их кровь.
В дни памяти Воздвижения креста служат в фиолетовом облачении, также его надевают по субботам и во время Великого поста.
Черный цвет - великопостное облачение, также в нем служат панихиды.