Рогозин рассказывает о событиях, очевидцем которых был - от путча 1991 года до войны Грузии против Южной Осетии в 2008-м, - с неизвестными ранее подробностями и интересными оценками и размышлениями. В сегодняшнем номере «КП» публикуем отрывки из «Ястребов...».
О «КОМСОМОЛКЕ»
…В поисках счастья, работы и возможности прокормить семью я попытался устроиться в редакцию популярной молодежной газеты «Комсомольская правда» (в 1986 году. - Ред.). Я многих там знал, и меня помнили многие. Дело в том, что летом и осенью 1983 года я активно сотрудничал с «Комсомолкой». Это был разгар страстей и взаимной перебранки между США и СССР. Советские газеты, как могли, клеймили «американский империализм». Популярная «Комсомольская правда» старалась от остальных не отставать. Сюда приходили мешки злобных писем читателей, адресованных президенту США. Редакция не жалела денег и переправляла эти мешки в Вашингтон. Одно из писем я решил размножить и расклеить по стенам редакции.
Мне сделали замечание, зато запомнили надолго. Этим я и решил воспользоваться и позвонил в редакцию.
О КОМСОМОЛЕ
Мог ли комсомол - единственная на тот момент всесоюзная политическая молодежная организация, насчитывавшая в своих рядах 25 миллионов молодых девушек и юношей, имеющая огромные финансовые ресурсы и собственность, - эффективно противостоять угрозе междоусобицы, способной разнести союзное государство в клочья? Нет, уже не мог. Республиканские ЦК комсомола были напичканы молодыми карьеристами, воспитанными в шовинистическом антирусском духе, а высокопоставленные сотрудники центрального аппарата в Москве (как, например, бывший комсомольский активист Михаил Ходорковский) в годы перестройки занимались только личным бизнесом.
Старинные московские особняки, отобранные в 1917 году у бывших владельцев - дворян и фабрикантов - и переданные в распоряжение комитетов молодежных коммунистических организаций, с приходом к власти Ельцина незаметно приватизировались. Доходы от хозяйственной деятельности собственных туристических агентств и многотиражных газет, ежемесячные добровольно-принудительные членские взносы миллионов рядовых комсомольцев - все это конвертировалось в твердую американскую валюту. Через будапештский офис Всемирной федерации демократической молодежи (молодежного Коминтерна) и пражский офис Международного союза студентов эти деньги уводились из страны на счета ливанских банков и бесследно исчезали. Чуть позже на этих украденных «комсомольских взносах» разжиреет поколение «новых русских», вылупившееся из скорлупы недавних комсомольских вожаков. Именно они «по остаточной совести» будут за гроши скупать экономику великой державы.
Я откровенно недолюбливал всю эту гнилую публику, которая, как свора шакалов, набросилась на наследство ВЛКСМ. Безыдейные циники, лжецы и клятвопреступники - такую смену подготовили себе древние ящеры Политбюро...
|
О ГОРБАЧЕВЕ И ЕЛЬЦИНЕ
До сих пор не могу понять, как советское руководство, санкционировавшее объединение германской нации, не только не получило заметных политических и материальных дивидендов (не личных, конечно), но и оставило свою страну в огромных долгах перед Западом? Как можно было верить на слово американцам, обещавшим Горбачеву, что объединенная Германия не войдет в состав НАТО, а сам альянс не будет расширяться на Восток? За результаты таких «переговоров» в любой другой стране таких начальников вздернули бы на ближайшей березе, но только не в России, где можно воровать и предавать и при этом рассчитывать не только на снисхождение, но и на почет и уважение.
В США и Европе существует устойчивое представление, что Россия проиграла «холодную войну», а потому Запад как «победитель» имеет право диктовать Кремлю свои условия. Это представление ошибочно. Запад не имеет никакого отношения к победе в «холодной войне». Советский Союз разрушили не Запад, не НАТО, не Прибалтика и даже не «зеленые человечки» с Марса. Его разрушила Россия.
...Все лето 1991 года между Горбачевым и Ельциным шли препирательства по поводу Союзного договора, а точнее - неприкрытая борьба за власть. Ради того чтобы убрать с дороги Президента СССР, Ельцин был готов убрать с дороги и сам СССР.
...Если бы в составе «путчистов» - членов ГКЧП - нашелся хоть один по-настоящему мужественный и последовательный человек, он бы не стал дразнить уставших от слабой власти людей вводом в столицу тяжелой военной техники. А вот что нужно было сделать в первую очередь, так это, не дожидаясь утра, арестовать Ельцина и все более-менее дееспособное его окружение. Отстранить от власти перепуганного Горбачева, глотавшего в крымском Форосе горсти валидола. Выступить с внятным призывом к нации, обратиться к ней за поддержкой.
Но в рядах руководства КПСС настоящих мужчин уже давно не было. Их задача была сохранить свою шкуру, они цеплялись за власть и подворовывали.
О СТАЛИНЕ И РУБЛЕВКЕ
Иосиф Сталин не давал коммунистической номенклатуре воровать. И это, пожалуй, главное достоинство эпохи его правления. Я совсем не склонен недооценивать ужасы сталинизма. Но то, что сейчас происходит с «элитой общества» в России, мне тоже совсем не нравится.
Недавно, приехав из Брюсселя в Москву в отпуск, я пригласил жену сходить в один популярный ресторан. За соседними столиками сидели разные компании: две «не первой свежести» девицы-показушницы, шарившие по залу своими перекрашенными глазищами, группа вызывающе громко ржущих мужиков мафиозного вида, престарелый богатый педофил, с нетерпением наблюдавший, когда его спутница-школьница доест, наконец, итальянский десерт, парочка богемного вида педиков, нервно гладивших под столом друг другу коленки. Во что Россия превращается с ее пресловутой Рублевкой на фоне совсем небогатой и не очень-то счастливой страны? Приличные люди, которые в свое время обзавелись там загородным жильем, теперь стесняются признаваться в этом - в такой гадюшник превращается район проживания так называемой «элиты». И чем больше эту «элиту» и ее изощренные развлечения показывает телевидение, тем больше сталинистов становится в России.
О РАЗВАЛЕ СССР
8 декабря 1991 года в конференц-зале Академии общественных наук России по моей инициативе собрался I Конгресс молодых политических лидеров СССР. Обещали приехать Горбачев, Руцкой, Козырев, причем последний - из Минска, куда он улетел с Ельциным на какую-то встречу. Никто из нас не знал, что в этот день президенты трех республик СССР в Беловежской пуще подпишут соглашение о «разводе» СССР.
Горбачев прислал на конгресс вместо себя пресс-секретаря, который и поведал публике, изумленной сообщением из Минска, что страны, в которой мы родились, больше нет и что «Михал Сергеич узнал об этом из теленовостей». «Ну так пусть арестует заговорщиков немедленно!» - выкрикнул я из президиума, и зал взорвался аплодисментами. Пресс-секретарь сделал жалкую гримасу и удалился. Через час на конгресс пожаловали сразу два VIP-гостя - Руцкой и Козырев. Четыреста делегатов стали свидетелями неприличной перепалки вице-президента, который «тоже все узнал из телевизора», и министра иностранных дел, рассказавшего о том, что он вместе с Ельциным совершил пару часов назад в резиденции под Минском. В зале стояла гробовая тишина. Мало кто верил в действительность происходящей на их глазах трагедии. Один только Козырев, не обращая внимания на угрозы Руцкого, пребывал в прекрасном расположении духа. Ему предстоял переезд из скромного кабинета на проспекте Мира в роскошные апартаменты легендарного Мистера «НЕТ» (А. А. Громыко) в высотном здании на Смоленской площади, и он уже мысленно двигал в нем мебель.
О ГЕНЕРАЛЕ ЛЕБЕДЕ И БЕРЕЗОВСКОМ
В начале марта (1996 года. - Ред.) мне позвонил мой бывший однокурсник, работавший в пресс-службе компании «ЛогоВАЗ», и сообщил, что «Борис Абрамович Березовский приглашает Александра Ивановича Лебедя и Дмитрия Олеговича Рогозина (оба возглавляли Конгресс русских общин. - Ред.) пожаловать на званый обед». «Пойдете?» - на всякий случай переспросил я генерала и по выражению его лица сразу понял, что он месяц ждал именно этого звонка.
…дверь распахнулась, и в гостиную влетел неказистого вида плешивый живчик, одновременно говорящий по двум мобильным телефонам. Отдав мобильники прислуге, он плюхнулся в кресло напротив нас и тут же одарил Лебедя целой порцией изящных политических комплиментов. Генерал достал мундштук и спросил: «Здесь курят?» Казалось, Борис Абрамович был готов любой повод обратить в причину для новых комплиментов. Он сказал, что у него в офисе не курят, но ради такого человека, такой глыбы… и т. д., и т. п. Я понял, что Березовскому Лебедь был нужен в еще большей степени, чем Березовский Лебедю. Березовский говорил без умолку.
Подойдя в своей речи к теме предстоящих президентских выборов, он извлек из кожаной папки несколько скрепленных страничек машинописного текста и протянул их Лебедю. «Как поживает ваш националистический конгресс?» - спросил меня Березовский, видимо, решив скрасить паузу, а заодно и поехидничать в мой адрес. «Готовим погромы», - ответил я с самым серьезным видом. «Очень остроумно, молодой человек. Далеко пойдете!» - Березовский с удовольствием продолжил бы наш разговор и дальше, но Лебедь дал понять, что он все прочел и со всем согласен. Насколько я теперь понимаю, генерала познакомили с неким планом проведения кампании, который предполагал оказание ему серьезной финансовой и информационной поддержки в расчете на оттягивание голосов у фаворита выборной гонки - лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Цена вопроса - размен голосов миллионов избирателей на «крутую должность» при действующем президенте Ельцине с последующей его заменой на самого Лебедя. К моему удивлению, генерал, не разжевывая, заглотил этого «троянского коня». Я просил его отказаться от сделки, не звать избирателей голосовать за Ельцина, не брать из его рук должность. Ведь вымажут в грязи, а потом кинут. Естественно, все произошло так, как я и говорил.
О БЕСЛАНЕ
Во Владикавказе нас уже несколько часов ожидал председатель Верховного Совета Северной Осетии Теймураз Мамсуров. Он просил нас вернуться засветло, чтобы рано утром 1 сентября перед вылетом в Москву из аэропорта Беслана заехать в одну из местных школ поздравить детей и родителей с Днем знаний. Речь шла о школе № 1 - дети Мамсурова учились там.
...Вдруг ко мне подошел мой помощник и, наклонившись, тревожным голосом сообщил, что в городе Беслане только что неизвестные лица захватили школу.
Представить себе истинный масштаб трагедии никто из нас, конечно, не мог.
Я включил мобильный телефон и набрал номер спецкоммутатора. Кратко объяснил ответившей мне барышне, кто я, где нахожусь, что произошло, и потребовал срочно соединить меня с руководством страны.
...Через минуту в окружении военных я заметил президента Северной Осетии Александра Дзасохова. Рядом с ним стоял Теймураз Мамсуров. На нем лица не было - в школе, куда он на торжественное открытие нового учебного года хотел пригласить и нас, среди заложников-учеников оказались его дети - сын и дочка.
Посовещавшись с моими товарищами, я предложил использовать нас - депутатов Госдумы - для обмена на детей-заложников. У меня не было ни малейших сомнений, что в случае обмена мне живым из школы не выбраться. Этот мерзкий, навязчивый страх, какого я до сих пор не испытывал, даже находясь на передовой в Приднестровье или в Боснии, заставлял прислушиваться к каждому шагу за дверью... Если вам кто-то скажет, что человек в такие минуты не должен бояться за свою жизнь, плюньте ему в рожу. Все люди, если они нормальные, хотят жить.
...На мобильном Теймураза Мамсурова раздался сигнал вызова. Из школы звонили его дети. Теймураз даже не успел узнать, как они себя чувствуют, как трубку вырвал кто-то из боевиков. Он предостерег осетинского спикера от организации штурма школы, сказал, что дети Мамсурова умрут первыми.
В 13.03 раздался страшный взрыв. Мы слетели на первый этаж и ворвались в помещение штаба ФСБ. Помимо генерала Проничева и еще нескольких лиц в штатском, в комнате находились Руслан Аушев и ингушский предприниматель Михаил Гуцериев. Последний пытался по мобильному соединиться с главарем боевиков. Пока он набирал номер, раздался еще один мощный взрыв. Наконец произошло соединение: «Алло, алло! Что у вас там взорвалось? Нет! Никакого штурма нет! Прекратить огонь? Да! Прекращаем!»
Гуцериев пытался перекричать в трубку грохот боя и беспорядочную стрельбу, но связь оборвалась. «Он сказал, что мы штурмуем и что все сейчас погибнут!» - с нескрываемой досадой передал он стоящим рядом генералам последние слова главаря боевиков и, застонав, плюхнулся на диван. Аушев закрыл лицо руками. Дзасохов завыл.
Я спустился вниз и побежал к школе. По улице неслись кареты «Скорой помощи». Мы оказались совсем рядом со школой, когда из нее стали выбегать чудом выжившие после взрыва и начавшегося пожара дети. Ребята выносили их из-под обстрела на руках и передавали санитарам и ополченцам.
Боевик - потом станет известно, что его зовут Нурпаши Кулаев, - страшно кричал, просил его помиловать, целовал ботинки офицеров. Мерзкая сцена…
О НАПАДЕНИИ ГРУЗИИ НА ЮЖНУЮ ОСЕТИЮ
...С той стороны провода кто-то громко кричал: «Почему вы молчите? Нас здесь всех убивают! Вы нас предали? Скажите!» Я узнал звонившего. Это был мой старый приятель-осетин, с которым я познакомился в бесланском штабе. Из его слов стало ясно, что Саакашвили начал войну против Южной Осетии и обрушил ракетно-артиллерийский удар на спящий город Цхинвал. По памяти я назвал приятелю телефон спецкоммутатора в Москве (в Беслане я выучил его как «Отче наш»)...
...19 августа в Брюссель на внеочередную встречу Совета НАТО слетелись министры иностранных дел 26 стран альянса. Вышедший к журналистам генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер обвинил Россию в «непропорциональном применении силы против суверенной Грузии». В этот момент НАТО мне напоминало девицу не первой свежести и легкого поведения, менторским тоном читающую нравоучения. Я не верил своим ушам: это было то самое НАТО, которое весной 1999-го «пропорционально» бомбило города Сербии и убило в итоге более двух тысяч ее мирных жителей! Воистину цинизм НАТО в эти дни мог поразить самых отпетых циников!
В этот день я запланировал в НАТО свою пресс-конференцию.
За несколько часов до начала брифинга в наш офис поступил ответ генсека Яаапа де Хоопа Схеффера, в котором сообщалось, что «все пресс-залы в штаб-квартире альянса заняты». Со стороны натовских пиарщиков это было верхом глупости. Узнав, что Рогозина лишили слова, распаленные азартом и жаждой сенсации иностранные журналисты ломанулись в наш офис, забив его до отказа. Пресс-конференция состоялась. Хочу сказать натовским бюрократам спасибо. Очевидно, что они просто помогли мне своим непрофессионализмом создать необходимую атмосферу для того, чтобы каждое мое слово о войне в Южной Осетии и поведении НАТО было пропечатано многомиллионными тиражами ведущих западных газет - причем далеко не комплиментарно по отношению к альянсу.
Что же касается Брюсселя, то он вновь вернулся к своему любимому занятию - «перемыванию косточек» русскому медведю, который, к всеобщей неожиданности, вдруг проснулся и надрал уши обидчику. Ох, не будите вы, господа, русского медведя!
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Дмитрию РОГОЗИНУ 46 лет. Доктор философских наук. Чрезвычайный и полномочный посол. В 1997, 1999 годах - депутат Госдумы, глава Комитета по международным делам. В 2002 - 2003 годах - представитель президента России по переговорам с Евросоюзом о калининградском транзите. До 2006 года возглавлял партию «Родина». В 2008-м назначен главой постпредства России при НАТО.