В этом порыве люди не только уменьшили сумму среднего чека при посещении магазина, но и нередко стали искать альтернативу высокотехнологичной рознице.
Одной из ключевых тенденций кризисного года стало укрепление лидерства рынков и базаров в качестве места покупки продовольственных товаров. Особенно явной эта тенденция стала в летний период, когда уличная торговля предлагает более богатый ассортимент фруктов и овощей.
По данным исследований MMI Ukraine, проведенных компанией TNS на протяжении 2009 года, уровень предпочтений рынков и базаров в качестве места покупки вырос по сравнению с данными 2008 года (опрошены респонденты в возрасте 16-65 лет, проживающие в городах с населением 50 тысяч человек и выше). Так, например, если летом 2008 года этот показатель составлял только 51,5%, то спустя год он достиг 57,1%.
Показатели же категории "гастроном/супермаркет" неуклонно снижались. Особенно эта тенденция стала заметна во втором полугодии. Именно так потребитель реагировал на сужение ассортимента в супермаркетах, сообщают «Экономические Известия».
"По сравнению, например, с европейцами, украинцы избалованы выбором в супермаркетах,— считает Андрей Пивоварский, директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital.— Опыт показывает, что значительное уменьшение ассортимента (очень удобное для ритейлеров) приводит к падению продаж, так как среднестатистическому украинцу в таком магазине нечего купить".
Второй явной тенденцией стал спрос на гипермаркеты, которые давали возможность покупателю экономить, при помощи дисконтов и скидок.
Те же сети, которые не являются дискаунтерами по своей сути, по словам участников рынка, тоже стремились удержать покупателя экономпредложениями. В частности, они старались сохранить широкий ассортимент товаров, развивали собственные торговые марки и программы лояльности.
Тем не менее участники рынка полагают, что доля организованной крупной розницы будет расти в дальнейшем.
А вот в столице продуктовые магазины до сих пор пользуются спросом. Так недавно киевляне в супермаркете устроили драку за сахар. Страх перед дефицитом продуктов заставляет жителей столицы вести себя агрессивно.