Потускневшая и изрядно побитая шашелем Казанская икона Божией Матери имеет богатую историю. Но семейство Шоно из села Супруновка Полтавского района знает только то, как она попала к ним.
- Мой прапрадед Тимофей Бондаренко в начале XIX века был известной личностью в Полтаве - он смог организовать поставку дерева с Диканьских лесов по всей Украине. С Тарасом Шевченко его познакомил местный помещик. Поэт даже два раза ночевал в доме у прапрадеда, когда в Полтаву приезжал, - рассказывает 66-летний Юрий Шоно. - И в подарок оставил эту икону.
С тех пор Казанская Богородица стала реликвией не только в этой семье, но и во всей округе. Селяне боготворили поэта, учили наизусть его произведения и молились перед его иконой в трудные времена. А когда в войну немцы отступали, то сжигали все вокруг. Но в Ивашковке (там тогда жило семейство Шоно) в то время сгорела лишь церковь, а все дома уцелели. Старые люди утверждали, что их спасла шевченковская икона, которую как защиту вынесли из дому и поставили у ворот.
- Я тоже ей жизнью обязан, - утверждает Юрий Константинович. - Как военный побывал в 16 странах мира, был участником боевых действий на Даманском острове, во Вьетнаме и Афганистане. И всюду возил с собой икону Шевченко, как дед завещал. Казанская Богородица меня оберегала. Когда я получил тяжелое ранение, только ей и молился… Да и мама жива-здорова в свои 90 лет! Я преклоняюсь перед этим поэтом и в знак благодарности съездил на его могилу после перезахоронения.
Несколько раз Юрию Шоно предлагали продать старинную икону. На службе в Германии один коллекционер готов был отдать за нее машину - объяснил, что она очень древняя, примерно 1711 года. Но полтавчанин не согласился.
- Я ее даже в музей или церковь не отдам, - говорит пенсионер. - Будет переходить по наследству.
У селян давно повелось в Шевченковские дни собираться в доме у Матроны Ивановны (до пенсии она была депутатом сельсовета). Женщины пели песни на слова Кобзаря и помогали вышивать портрет поэта. Тот портрет тоже стал семейной реликвией.