Пришельцы из космоса не могут выглядеть, как осьминоги

Обитатель Пандоры выглядит весьма реалистично. Его облик помогали создавать эксперты-астробиологи.

ОНИ ГДЕ-ТО РЯДОМ

В последнее время отношение к инопланетянам стало гораздо серьезнее. Еще каких-то 15 лет назад большинство ученых посмеивались, когда речь заходила о грядущих контактах с братьями по разуму. И доказывали, что в обозримом пространстве никого нет и быть не может. Поскольку ближайшие звезды якобы лишены планет. А есть ли они у далеких, вообще не важно. Ведь до них не долететь, туда не позвонить - посланный сигнал достигнет адресата через сотни, а то и через тысячи лет.

Ныне же нарастает поток сообщений о том, что, пожалуй, кто-то все-таки может жить где-то рядом с нами - в пределах 5 - 30 световых лет. Тут расположено примерно 130 звезд. Небезнадежна - в смысле обитаемости - даже самая близкая к нам звездная система альфа Центавра, в которую создатели фильма «Аватар» поместили планету Пандору и ее синих трехметровых аборигенов нави.

В прошлом году начал работать новейший орбитальный телескоп «Кеплер», приспособленный для поиска планет у других звезд. И по прогнозу, сделанному профессором Университета Женевы Мишелем Майором, уже в нынешнем году телескоп найдет двойника Земли. А профессору можно верить - в 1995 году он возглавлял группу астрономов, которая обнаружила первую экзопланету у звезды солнечного типа.

ХИЩНЫЕ СООБЩЕСТВА

В 1974 году радиоастрономы отправили инопланетянам первое послание. Ответа пока нет. Хотя братья по разуму, например, с Тау Кита могли бы и откликнуться - до них 12 световых лет. Но молчат. То ли боятся подать голос, то ли неразумные еще, то ли нет их там.

А как бы выглядели местные жители, если бы существовали да еще и ответили?

- Во-первых, они наверняка любят мясо, - говорит Линн Ротшильд, эволюционный биолог из НАСА. - Ведь хищники, как правило, оказываются более интеллектуально развитыми, чем их травоядные собратья. Добывают еду в хлопотах и развивают мозги. А жуя лист салата, сильно не поумнеешь.

Линн полагает, что на контакт с нами выйдут плотоядные существа. Или всеядные, как мы.

Связь на межзвездных расстояниях подразумевает, что инопланетяне умеют посылать и принимать радиоволны. Или лазерные лучи. Тут одно из двух. Либо они развили естественные приемно-передающие органы, либо достигли высокого технологического уровня. А для последнего нужен не только интеллект.

- К примеру, нас двигает по пути прогресса то, что мы социальные существа, - говорит Дирк Шульц-Макуч, астробиолог из Университета штата Вашингтон в Пулмане. - Сотрудничаем. А в одиночку почти невозможно сделать что-нибудь стоящее. Я вот настолько туп, что даже примитивное радио не соберу. Только работая сообща, мы долетели до Луны.

По мнению Шульца-Макуча, инопланетяне, способные принимать и передавать сообщения, должны быть организованы в некое общество. И необязательно оно будет похожим на человеческое.

- Вполне могу представить себе колонии существ, напоминающих термитов, пчел или муравьев, - говорит ученый.

ВСТРЕТИМ - УЗНАЕМ

Некоторые эксперты полагают: внешний облик братьев по разуму представить себе совсем уж невозможно. Мол, эволюция способна на любые причуды. И даже на Земле весьма изощренные мозги упакованы в самую разнообразную живность: в дельфинов и приматов, попугаев и ворон, осьминогов и кальмаров. Теоретически все они имели шансы выйти в венцы творения.

Есть гипотеза, что при определенных условиях разумными могли бы стать и некоторые виды динозавров. Если бы не вымерли миллионы лет назад.

- Цивилизованные инопланетяне все-таки должны быть похожими на нас, хотя бы отдаленно, - считает Джек Коэн, биолог, который помогает фантастам создавать убедительных пришельцев для книг и фильмов.

Как объясняет ученый, на Земле в процессе эволюции кое-что появилось много раз и независимо друг от друга: сердца, глаза, конечности с суставами, шерсть, фотосинтез, секс. Все это наверняка возникнет опять в том же самом виде, если процесс зарождения жизни начнется заново.

По теории Джека выходит: если планета братьев по разуму близка по характеристикам к Земле, то и сами они обязаны демонстрировать некое сходство - заниматься сексом, иметь глаза, руки с относительно тонкими пальцами, ноги. Значит, должны быть узнаваемыми. Кстати, нави с Пандоры в этом смысле вполне реалистичны. Вплоть до хвостов. Для технологически развитых существ они, хвосты, конечно, обуза. А для дикарей, живущих в джунглях и прыгающих по веткам, - подмога. Ими рулить можно.

Представители технологически развитой цивилизации не могут жить в своем океане, как осьминоги или кальмары. Прогресс все-таки немыслим без процессов, основанных на использовании огня. А какой огонь в воде? Не загорится даже у самых сообразительных моллюсков. Да и радио под водой не работает. В том, что инопланетяне и мы не просто братья, а близнецы по разуму, не сомневаются в Ватикане. Здесь уже многократно было объявлено: вера в иные цивилизации и вера в Бога не противоречат друг другу. Это во-первых. А во-вторых, Бог един для всей Вселенной.

Нетрудно догадаться: все, созданные по одному образу и подобию, должны своему единственному образу соответствовать.

Что делать, если мы найдем друг друга

Как сообщил авторитетный журнал Nature, биологи и астрономы не знают, что делать, если внеземной разум будет обнаружен. Этическая и нормативная неопределенность в этом вопросе не дает им покоя. Ученые полагают, что необходим некий план действий на случай контакта с пришельцами. А его нет. И ни одно правительство не располагает концепцией реагирования на такие открытия.

Соответствующую инструкцию имеют только эксперты, которые работают по программе SETI - пытаются поймать сигналы от соседей по Вселенной. Им предписано тщательно проверить полученные данные, а затем придать их международной огласке. И не спешить с ответом.

- План действий нужно принять на уровне ООН, - призвал Мартин Доминик (Martin Dominik), астрофизик из британского Университета Сент-Эндрюс (University of St Andrews, UK). И намекнул: существует вероятность агрессии со стороны пришельцев. Мол, «разум... и общественная жизнь в иных мирах могут быть, как и на Земле, связаны с насилием».

Не исключено, что аналогичного мнения придерживаются и ученые с Тау Кита. Поэтому и молчат от греха подальше.

Атеистам и буддистам инопланетяне по барабану

Готовить общество к грядущему знакомству с представителями иных миров уже начал Тед Петерс, профессор-богослов. На недавнем собрании Британского Королевского общества он огласил результаты своего социологического исследования, проведенного, чтобы выяснить: не рухнут ли мировые религии, после того как станет точно известно, что инопланетяне существуют? Не пошатнется ли вообще вера в Бога?

Для прояснения ситуации профессор опросил 1300 человек - представителей разных конфессий. Спрашивал и атеистов.

Все буддисты заявили, что инопланетяне никак не повлияют на их веру. А более 40 процентов из них выразили уверенность, что бесспорный факт существования братьев по разуму создаст проблемы для других религий.

Примерно 8 процентов католиков увидели в инопланетянах угрозу для своих личных религиозных убеждений. И заявили, что будут сильно потрясены. 22 процента опасаются за состояние своей религии вообще. И более 30 процентов верят, что угроза нависла и над представителями других конфессий.

Примерно в той же пропорции распределены и страхи других христианских общин (вроде евангелистов и протестантов). Как поведут себя мусульмане, индуисты и иудеи, профессору выяснить не удалось - для обобщающих выводов ученому не хватило данных.

Только один процент опрошенных атеистов полагает, что инопланетяне как-то изменят их восприятие окружающего мира. И большинство (69 процентов) не верующих в Бога не сомневаются, что знакомство с братьями по разуму повергнет в кризис мировые религии. Среди верующих подобного мнения в среднем придерживаются 34 процента опрошенных.

Трамп обвинил Россию в поддержке КНДР

Глава США отметил, что отношения с Кремлем не столь тесные, чтоб повлиять на ситуацию.

Звезда порно Стефани Клиффорд рассказала о сексе с Трампом
Звезда порно Стефани Клиффорд рассказала о сексе с Трампом 363

По ее словам, американский президент в то время еще был далек от Белого дома, но был женат.

В Туркменистане запретили показывать секс по телевизору
В Туркменистане запретили показывать секс по телевизору 92 1

Такую цензуру не пройдет ни один современный фильм или сериал.

Напавшего с ножом на журналистку  Эха Москвы  признали шизофреником
Напавшего с ножом на журналистку "Эха Москвы" признали шизофреником 113 1

Суд может освободить его от уголовной ответственности и направить на принудительное лечение.

Пьяных врачей скорой уволили после смерти больного
Пьяных врачей скорой уволили после смерти больного 755 2

Медиков арестовали прямо во время вызова.

В Киеве устроили стрельбу во время сноса МАФов
В Киеве устроили стрельбу во время сноса МАФов [видео] 694

Конфликт возник между сотрудниками, проводящими демонтаж и предпринимателями.

Как в новом году привлечь финансовую удачу
Как в новом году привлечь финансовую удачу 1134

И можно ли наворожить миллион силой мысли.

Цены в Буковеле уже, как в Европе: Компот за 50 грн, капучино – 85 грн
Цены в Буковеле уже, как в Европе: Компот за 50 грн, капучино – 85 грн [фото] 3315 4

Побывавшие на крупнейшем украинском лыжном курорте туристы делятся своими впечатлениями от стоимости блюд и напитков в ресторанах.

Кабмин увеличил помощь нетрудоспособным переселенцам
Кабмин увеличил помощь нетрудоспособным переселенцам 249

Сумма ежемесячной помощи для пенсионеров и детей была увеличена с 884 гривень до 1 тысячи гривень.

Украинка выиграла 5 миллионов долларов в американскую лотерею
Украинка выиграла 5 миллионов долларов в американскую лотерею [фото] 139

Женщина уверяет, что счастливый билет попал в ее руки случайно.

В Киевской области появились пункты обогрева для водителей
В Киевской области появились пункты обогрева для водителей 97

Спасатели рекомендуют по возможности не покидать пределы города.

Что нельзя делать в Крещенский сочельник, а что - можно
Что нельзя делать в Крещенский сочельник, а что - можно 1247

Крещенским сочельником называется вечер накануне православного праздника Крещения Господнего.

Муж Шурыгиной набросился на ее насильника в эфире
Муж Шурыгиной набросился на ее насильника в эфире [видео] 782

Мужчину вывели из студии.

Мальчик молодой : Муж Писанки моложе ее на 8 лет, а супруг Кухар - на пять
"Мальчик молодой": Муж Писанки моложе ее на 8 лет, а супруг Кухар - на пять 574

"КП" в Украине" собрала украинские звездные пары, где жена заметно старше.

Прима-балерина Наталья Мацак: Кушать одну овсянку вредно
Прима-балерина Наталья Мацак: Кушать одну овсянку вредно 1233 1

Заслуженная артистка Украины, прима-балерина Национального академического театра оперы и балета им. Т.Шевченко побывала в пресс-центре "КП в Украине" и ответила на вопросы наших читателей.

Усик подарил Митрополиту Онуфрию боксерские перчатки
Усик подарил Митрополиту Онуфрию боксерские перчатки [фото] 55

Спортсмен попросил у Владыки молитв.

Как Серена Уильямс прожила год без тенниса
Как Серена Уильямс прожила год без тенниса 345

Легендарная американская спортсменка времени зря не теряла и собирается вернуться на корт.

Элина Свитолина и Марта Костюк встретятся в 1/16 финала Australian Open