Сегодня 22 октября +23°C
Черные дыры нас злобно гнетут

Комментарии: 2
Паникеры боятся, что экзотические объекты, порожденные столкновением протонов, повлияют на недра. И они начнут буйствовать, как в фильме «2012».

БУДЕТ НЕ БУДЕТ

Некоторые ученые продолжают нагнетать страхи вокруг Большого адронного коллайдера (БАК) - гигантского ускорителя протонов, построенного на границе Швейцарии и Франции. Конкретно пугают черными дырами. Мол, могут они все-таки возникнуть в процессе экспериментов, то есть в результате лобовых столкновений на «встречной полосе» протонов, летящих почти со скоростью света. Далее в меру образованная общественность пугается уже самостоятельно. Представляет, что черные дыры растут и засасывают все вокруг. Что, видимо, грозит концом света.

Ситуация усугубляется тем, что в научной среде нет единого мнения по поводу черных дыр. Вполне авторитетные ученые не берутся утверждать, что их вообще не будет. Еще в 1970-е годы теоретики предсказали появление микроскопических черных дыр в ускорителях масштаба БАК. В 2001 году появились расчеты, из которых следовало: коллайдер способен производить по одной дыре в секунду. В 2008 году на сайте CERN было, по сути, признано, что такое возможно.

И вот недавно канадский физик Мэтью Чоптуйк (Matthew Choptuik) из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia in Vancouve) и его американский коллега Франс Преториус (Frans Pretorius) из Принстонского университета (Princeton University) смоделировали на компьютере столкновение двух элементарных частиц. И натурально получили гравитационные эффекты, которые привели к образованию микроскопической черной дыры.

ИСЧЕЗНУТ НЕ ИСЧЕЗНУТ

Энергия столкновения протонов в БАКе должна в 10 раз превысить ту, которой удавалось достигнуть раньше. Из одних расчетов следует, что и ее не хватит для появления черных дыр. А по другим - вполне достаточно. Особенно если во Вселенной существуют дополнительные измерения, наличие которых предсказывает популярная ныне теория струн.

- Если бы у вас был некий идеальный микроскоп (с ним, кстати, сравнивают БАК. - Прим. авт.), то вместо точечных частиц вы бы увидели в нем протяженные одномерные струны, - объясняет суть нобелевский лауреат, директор Института теоретической физики Кавли при Университете штата Калифорния Дэвид Джонатан Гросс. - Струна может принимать множество различных конфигураций и представляет собой значительно более усложненный объект, нежели точка. Может статься, что все наблюдаемые нами частицы - это различные гармоники, различные моды колебаний одной и той же струны. Струна может вибрировать бесконечным числом образов. И каждая из мод ее вибрации представляется нам на большом удалении точечной частицей.

Напуганной общественности не важно, как появится черная дыра - из-за сотрясений струн или из-за столкновений точечных частиц. Гораздо интереснее другое: опасна ли она в самом деле? Или слухи сильно преувеличены? Увы, и об этом спорят. А сами споры, в которых участвуют ученые с мировыми именами, рождают худшие подозрения. А именно уверенность в том, что никто толком не знает, чего ждать. Есть различные теории, предсказания, а какие справедливы, непонятно.

- Черные дыры породят частицы и исчезнут, - полагает знаменитый британский астрофизик Стивен Хоукинг. - То есть быстро рассосутся.

Но, успокаивая, ученый говорит: если такое на самом деле случится, то он получит Нобелевскую премию. Поскольку его теория подтвердится на практике. А если не подтвердится?

Отто Ресслер, профессор химии из Университета Тюбингена (Германия), наоборот, утверждает, что образовавшиеся черные дыры быстро вырастут, захватывая частицы. Например, электроны.

В CERN - головной организации БАК - отбиваются: если что, эксперимент будет немедленно прекращен - ускоритель остановят.

Не успеют, считает профессор, образовавшаяся черная дыра может быть притянута гравитацией к самому центру Земли за ничтожные доли секунды. И, разрастаясь, уничтожит планету.

Чтобы перепугать всех окончательно, физикам осталось назначить решающие эксперименты на БАКе - при максимальной энергии столкновений - на 2012 год. Многие мистики почему-то ожидают в это время конец света. К 21 декабрю…

Впрочем, как предполагает профессор Ресслер, черная дыра, притянутая к ядру Земли, покончит с нами не сразу - ее разрушительное действие может растянуться на несколько лет. И, начав, скажем, весной 2010 года, она за два года как раз и управится - на планете начнутся катаклизмы, показанные в фильме «2012».

1. Частицы летят навстречу друг другу. 2. Сталкиваются. 3. Возникает гравитационный коллапс. 4. Частицы превращаются в микроскопическую черную дыру.

До весны можно не бояться

Сейчас БАК, запущенный в ноябре прошлого года после ряда поломок, остановлен. Не работает с 16 декабря. Но не сломался. Ученые экономят электроэнергию - зима ведь, холодно. И осуществляют окончательную доводку системы защиты от резкого роста сопротивления в сверхпроводящих магнитах.

БАК работал в тестовом режиме 26 дней. Как сообщили в Европейской организации ядерных исследований (CERN), специалисты, «начав с нуля, научились удерживать долгое время устойчивые пучки протонов, осуществили столкновения частиц на энергии 900 гигаэлектронвольт в системе центра масс и довели энергию столкновений до рекордного значения 2,36 тераэлектронвольта».

Дальнейшие планы: где-то в феврале снова запустить коллайдер и постепенно - к марту - довести энергию столкновений до 7 тераэлектронвольт (ТэВ). К лету физики намерены еще «прибавить»: думают о 9, 10 и даже о 14 ТэВ - максимуме, который вроде бы может быть достигнут. От этих колоссальных энергий и ожидают принципиально новых научных результатов. И, не дай бог, черных дыр.

Для справки: тераэлектронвольт - это триллион электронвольт. Для сравнения: энергия космических лучей обычно составляет 1 миллион электронвольт. Хотя, как уверяют физики, некоторые потоки достигают и 1000 ТэВ.

Саакашвили призвал оставаться под Радой еще две недели

Протесты у стен парламента продолжатся.

Ляшко:  Саакашвили, немедленно возвращайся в родную Грузию
Ляшко: "Саакашвили, немедленно возвращайся в родную Грузию" 457 3

"Радикал" выступил против политической активности Саакашвили в Украине.

Порошенко провел военное совещание в Авдеевке
Порошенко провел военное совещание в Авдеевке [фото] 837 2

На территории прифронтовой зоны глава государства встретился с украинскими солдатами.

В Румынии 17 детей отравились антифризом
В Румынии 17 детей отравились антифризом 31

Пострадавшие находятся в больнице.

Полицейские и волонтеры рассказали, как отыскали похищенного в Киеве ребенка
Полицейские и волонтеры рассказали, как отыскали похищенного в Киеве ребенка 247

Выйти на след подозреваемых удалось благодаря камерам наблюдения.

В Киеве задержали журналистку, бежавшую от преследований в Казахстане
В Киеве задержали журналистку, бежавшую от преследований в Казахстане 293

Корреспондент якобы находится в международном розыске Интерпола.

Курс биткоина достиг шести тысяч долларов – это рекорд
Курс биткоина достиг шести тысяч долларов – это рекорд 352

К вечеру криптовалюта немного упала в цене.

Пятничный прогноз: курс доллара продолжит снижаться
Пятничный прогноз: курс доллара продолжит снижаться 911

Падение курса национальной валюты приостановилось. Эксперты ставят на дальнейшее укрепление гривны

Как искать работу в другом городе: 3 совета
Как искать работу в другом городе: 3 совета 680

Переезд ради работы – это непростой, но крайне ценный опыт.

Как поздравить тещу в Международный праздник
Как поздравить тещу в Международный праздник 958

22 октября по всему миру зятья поздравляют мам своих "вторых половинок".

Медреформа на старте: где найти врача, как заключить договор и за что придется заплатить 3726 7

"КП в Украине" разбиралась, как мы будем лечится после того, как медицинская реформа заработает в полную силу.

Перед заседанием по делу об автономии Каталонии хакеры взломали сайт Конституционного суда Испании 91

Перед началом специального заседания правительства Испании, посвященного обсуждению ограничения автономии Каталонии, произошла кибератака на сайт Конституционного суда.

Немецкие трактористки разделись для нового календаря
Немецкие трактористки разделись для нового календаря [фото] 2877

Практически все модели позируют с обнаженной грудью.

Человек из края непуганых идиотов
Человек из края непуганых идиотов 464

Исполняется 120 лет со дня рождения одного из авторов гениальных романов "12 стульев" и "Золотой теленок".

Звезды эротики: кого они греют сейчас
Звезды эротики: кого они греют сейчас 1749

Вспоминаем актрис, ставших первыми западными секс-символами для миллионов советских людей.

Роналду за свой счет лечит 370 пострадавших от лесных пожаров в Португалии
Роналду за свой счет лечит 370 пострадавших от лесных пожаров в Португалии 181

Нападающий испанского "Реала" и сборной Португалии Криштиану Роналду взял на себя расходы на лечение 370 пострадавших от лесных пожаров в Португалии.

Главный врач  Динамо  рассказал, насколько опасна травма Домагоя Виды