Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

США представили новую космическую стратегию противоракетной обороны
США представили новую космическую стратегию противоракетной обороны 177

В Пентагоне заявляют, что это поможет противостоять угрозам, которые представляет Россия, Китай, Иран и Северная Корея.

Тереза Мэй отменила поездку в Давос из-за скандала с Brexit
Тереза Мэй отменила поездку в Давос из-за скандала с Brexit 112

Глава британского правительства займется внутренними проблемами королевства.

97-летний муж Елизаветы II перевернулся на своем Range Rover
97-летний муж Елизаветы II перевернулся на своем Range Rover [видео] 1460

Сам принц в результате происшествия не пострадал.

Отец обиженного ученика пришел в школу с пилой и избил учителя физкультуры
Отец обиженного ученика пришел в школу с пилой и избил учителя физкультуры [видео] 361

Мужчина получил многочисленные травмы и был госпитализирован в одну из киевских больниц.

Тела погибших у берегов Турции моряков доставили в Украину
Тела погибших у берегов Турции моряков доставили в Украину [фото] 177

Одного члена экипажа за десять дней найти так и не удалось.

Китайский полицейский отработал 24 часа и умер от усталости
Китайский полицейский отработал 24 часа и умер от усталости 430

После суточного дежурства ему нужно было регулировать дорожное движение, но его организм этого не выдержал.

Швейцарский суд снял арест с акций  Газпрома
Швейцарский суд снял арест с акций "Газпрома" 141

Как оказалось, в самой Швейцарии этих документов нет.

Путин заявил, что два Северных и Турецкий поток не оставят Украину без транзита газа 446 4

Российский лидер считает, что рост экспорта будет продолжаться и дальше.

Флешмоб #10yearchallenge. Как изменилась украинская экономика за 10 лет
Флешмоб #10yearchallenge. Как изменилась украинская экономика за 10 лет 220

Курс доллара вырос с 8 до 28 грн, квартплата – втрое.

Украина отправит в Антарктиду крупнейшую за 18 лет экспедицию
Украина отправит в Антарктиду крупнейшую за 18 лет экспедицию 148 1

Ученым предстоит провести множество исследований и испытаний.

А кем вы были 10 лет назад?
А кем вы были 10 лет назад? [вопрос дня] 44

В соцсетях набирает популярность флешмоб "10 лет назад". В связи с этим наш вопрос.

В Закарпатье появился свой супергерой - человек-рысь
В Закарпатье появился свой супергерой - человек-рысь 219

Готовится к выходу графический роман Василия Сличко и Владимира Беринца.

Муж Алены Мозговой получил на шоу  Голос країни-9  четыре  да
Муж Алены Мозговой получил на шоу "Голос країни-9" четыре "да" [видео] 261

А Дан Балан начал флиртовать с Тиной Кароль.

Оля Полякова отпраздновала 35-летие вечеринкой в буддийском стиле
Оля Полякова отпраздновала 35-летие вечеринкой в буддийском стиле [фото] 238 1

Ко дню рождения Суперблондинка выложила фото 10-летней давности – сравните!

Ксения Собчак и жена Николая Мартыненко в Киеве ходят по музеям
Ксения Собчак и жена Николая Мартыненко в Киеве ходят по музеям [фото] 862 6

Ведущая показала, где и с кем проводит время в украинской столице.

Украинская биатлонистка Журавок выиграла золото в короткой индивидуальной гонке
Украинская биатлонистка Журавок выиграла золото в короткой индивидуальной гонке 232

Юлия Журавок без промахов прошла дистанцию.

Шахтер  десять лет спустя: Ракицкий стал лысым, а Пятов кучерявым
"Шахтер" десять лет спустя: Ракицкий стал лысым, а Пятов кучерявым [фото] 393

Горняки не остались в стороне от популярного среди звезд челленджа.

Виталий Косовский покинул структуру  Динамо  и возглавил молодежку  Ворсклы
Виталий Косовский покинул структуру "Динамо" и возглавил молодежку "Ворсклы" 121

Специалист решил попробовать себя в самостоятельной работе.