Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

Министр Насалик лишился сразу двух заместителей
Министр Насалик лишился сразу двух заместителей 100

О новых назначениях в правительстве пока не сообщали.

Финляндия построит стену на границе с Россией
Финляндия построит стену на границе с Россией 182

Таким образом, пограничники решат проблему с дикими кабанами, которые распространяют африканскую чуму.

В НАБУ свой спецназ под САП объяснили учениями
В НАБУ свой спецназ под САП объяснили учениями [видео] 141

Бюро опубликовало свою версию столкновений у прокуратуры.

В Киевской области мать десятерых детей покончила с собой
В Киевской области мать десятерых детей покончила с собой 527 1

37-летняя Любовь, скорее всего, была беременна 11-м ребенком.

Во Львовской области возле жилого дома нашли 47 мин
Во Львовской области возле жилого дома нашли 47 мин [фото] 150

Все снаряды относятся к временам Второй мировой войны.

Экс-боец АТО получил 9 лет тюрьмы за убийство повара на остановке
Экс-боец АТО получил 9 лет тюрьмы за убийство повара на остановке 679 3

Защита обвиняемого намерена подать апелляцию и оспорить решение.

В  Укрпочте  рассказали о миллиардных убытках от доставки пенсий
В "Укрпочте" рассказали о миллиардных убытках от доставки пенсий 136 1

В компании продолжают защищать идею передвижных отделений.

Нацбанк разрешит покупать валюту онлайн
Нацбанк разрешит покупать валюту онлайн 107

Регулятор готовит ряд изменений, которые вступят в силу уже с февраля.

Бахматюк рассказал, как вывести Украину в высшую лигу мирового агрорынка
Бахматюк рассказал, как вывести Украину в высшую лигу мирового агрорынка 202 4

Украина может войти в высшую лигу глобального агрорынка.

Глава Укрзализныци предложил сократить почти 100 тысяч человек
Глава Укрзализныци предложил сократить почти 100 тысяч человек 646 2

Это 35 процентов от общего штата компании.

Иглы в клубнике: полиция арестовала подозреваемого
Иглы в клубнике: полиция арестовала подозреваемого 630 1

В Австралии арестовали подростка, который признался в том, что подкладывал иглы в клубнику.

Уильям Шекспир: юридические стычки отца пролили свет на ранние годы сына
Уильям Шекспир: юридические стычки отца пролили свет на ранние годы сына 175

Давно забытые документы, раскрывающие как отец Уильяма Шекспира – предприниматель Джон Шекспир стал жертвой доносчиков, которые хотели выбить из него деньги, были обнаружены в недрах Национального архива Великобритании.

Пресса сообщила о беременности девушки Тимати
Пресса сообщила о беременности девушки Тимати [фото] 355

35-летний рэпер может стать отцом второй раз.

Редкий снимок сестры Натальи Водяновой вызвал споры в Инстаграм
Редкий снимок сестры Натальи Водяновой вызвал споры в Инстаграм [фото] 1729 2

Часть пользователей сочла 30-летнюю Оксану Кусакину "неухоженной".

Джек Блэк получил звезду на Аллее славы в Голливуде
Джек Блэк получил звезду на Аллее славы в Голливуде 125

На церемонию 49-летний актер прибыл с женой Таней и двумя сыновьями.

Роналду разрыдался после удаления в дебютном матче за  Ювентус  в ЛЧ
Роналду разрыдался после удаления в дебютном матче за "Ювентус" в ЛЧ [фото] 234

Арбитр по непонятным причинам показал португальцу красную карточку в середине первого тайма.

Шахтер  спас ничью в матче против  Хоффенхайма
"Шахтер" спас ничью в матче против "Хоффенхайма" 147

"Горняки" дважды уступали в счете по ходу матча, но точные замены от Фонсеки поменяли рисунок игры и подарили надежду на успех

На конгресс Всемирного боксерского совета в Киев приедут легендарные чемпионы Льюис и Холифилд 78 1

С 30 сентября по 5 октября в Киеве состоится 56-й конгресс Всемирного боксерского совета (WBC). Ожидается, что конгресс посетят более 700 участников из 160 стран мира.