Сегодня 19 сентября +23°C
Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

Саакашвили провел митинг в центре Киева и уехал в Черкассы

В России прокомментировали предоставление США оружия для Украины
В России прокомментировали предоставление США оружия для Украины 582

По словам пресс-секретаря Путина, если США предоставят ВСУ оружие, ситуация обострится. Также он прокомментировал соцпомощь жителям "Л/ДНР".

Саакашвили - на митинге в Киеве:  Еду в Черкассы устраивать свой штаб
Саакашвили - на митинге в Киеве: "Еду в Черкассы устраивать свой штаб" [дополняется, видео] 749 1

Добравшись в столицу, политик пока не намерен тут долго задерживаться.

Украина оштрафовала авиакомпании России на 2,7 миллиарда гривен из-за Крыма
Украина оштрафовала авиакомпании России на 2,7 миллиарда гривен из-за Крыма 11

Перевозчикам выписали более 20 тысяч штрафов после аннексии украинского полуострова. Пока не один штраф оплачен не был.

Опубликовано видео из кабины российского вертолета, атаковавшего зрителей
Опубликовано видео из кабины российского вертолета, атаковавшего зрителей [видео] 687

Также в Ютубе появились видеоролики последствия стрельбы и самой атаки с разных ракурсов.

Крыша  николаевского  Мультика , ради которой начали громкое дело, это Мериков и Гончаров, - блогер
"Крыша" николаевского "Мультика", ради которой начали громкое дело, это Мериков и Гончаров, - блогер 205

Главной целью в деле против николаевского бизнесмена Михила Титова ("Мультика") могла быть его "крыша" – экс-губернатор области Вадим Мериков и бывшый начальник МВД области Виталий Гончаров.

На что украинцам не хватает денег: топ-10
На что украинцам не хватает денег: топ-10 298

Ответ на этот вопрос прояснило исследование кадрового портала rabota.ua.

В порт  Южный  прибыло пятое судно с углем из ЮАР
В порт "Южный" прибыло пятое судно с углем из ЮАР 119 2

Топливо будет направлено на склады Приднепровской и Криворожской ТЭС.

Три миллиарда вместо двух: долг каждого украинца вырастет на 800 грн
Три миллиарда вместо двух: долг каждого украинца вырастет на 800 грн 202

Эксперты позитивно оценивают сам факт выхода Украины на внешние рынки заимствования.

Павел Дуров будет судиться с бывшим топ-менеджером Telegram и  Вконтакте
Павел Дуров будет судиться с бывшим топ-менеджером Telegram и "Вконтакте" 48

Экс-директор ООО "Телеграф" Антон Розенберг пытался оспорить свое увольнение из компании в суде, но получил иск на 100 миллионов рублей за разглашение коммерческой тайны.

Горняки  Сухой Балки  пришли за справедливостью к стенам Госгеологии
Горняки "Сухой Балки" пришли за справедливостью к стенам Госгеологии 74

Под зданием Государственной службы геологии и недр Украины рабочие ЧАО "ЕВРАЗ Суха Балка" объявили бессрочную акцию протеста.

За колючей проволокой: заключенные едят бутерброд, а инспектор смотрит голодными глазами 343

Денис Чернышов, заместитель министра юстиции по тюремным вопросам, рассказал "КП" в Украине" о проблемах, грядущей реформе и причинах зэковской вольницы.

С сайта Дмитрия Хворостовского пропала афиша выступлений
С сайта Дмитрия Хворостовского пропала афиша выступлений 315

Оперный певец отменил ближайший концерт в Москве из-за своей болезни.

Суперфиналист  Битвы экстрасенсов : У Брежневой с Меладзе будет ребенок, а Лорак может развестись
Суперфиналист "Битвы экстрасенсов": У Брежневой с Меладзе будет ребенок, а Лорак может развестись [видео] 725

На онлайн-конференции "КП" в Украине" известный медиум и прорицатель Яков Шнеерсон рассказал о переменах в личной жизни популярных певиц.

Нейрохирурги рассказали о состоянии госпитализированного Караченцова
Нейрохирурги рассказали о состоянии госпитализированного Караченцова 957

Медики оценивают самочувствие актера как среднее и говорят о плановом обследовании.

Шевченко вызвал в сборную экс-игрока  Шахтера  Кучера