Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

ОБСЕ может покинуть Украину весной 2018 года
ОБСЕ может покинуть Украину весной 2018 года 155

Для продления Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине необходимо совместное решение всех членов.

Пристрелите меня : президент Филиппин распорядился как действовать, если он станет диктатором
"Пристрелите меня": президент Филиппин распорядился как действовать, если он станет диктатором 74

Дутерте опасается, что может нарушить законы страны не отдать законно власть, когда истечет срок его правления.

В Совете Федерации РФ назвали  хамством  отказ Украины от вооружения из Крыма
В Совете Федерации РФ назвали "хамством" отказ Украины от вооружения из Крыма 1893 4

Там считают предложение забрать военную технику и корабли "жестом доброй воли".

Взрыв гранаты в Бердянске: один из полицейских находится в крайне тяжелом состоянии 49

Всего в результате подрыва гранаты пострадали три правоохранителя.

В Бельгии диакон-медбрат убил как минимум десять пациентов, в том числе свою мать 14

Мужчина утверждает, что действовал из сострадания к тяжелобольным и помогал им "уйти быстрее" с помощью инъекций воздуха.

Убийство Ноздровской: Юрий Россошанский отказался от своих свидетельств
Убийство Ноздровской: Юрий Россошанский отказался от своих свидетельств 162

64-летний Юрий Россошанский признался ранее в убийстве известной правозащитницы. Однако теперь утверждает, что "оговорил себя под давлением".

Минимальная зарплата: прибавки хватит на 200 яиц и 30 килограмм гречки
Минимальная зарплата: прибавки хватит на 200 яиц и 30 килограмм гречки 805 2

Ответ на этот вопрос выясняла "КП" в Украине", использовав статданные.

Что можно купить на прибавку к минимальной зарплате?
Что можно купить на прибавку к минимальной зарплате? 173

Ответ на этот вопрос выясняла "КП" в Украине", использовав статданные.

В погоне за длинным злотым – куда разъезжаются украинцы
В погоне за длинным злотым – куда разъезжаются украинцы 1890 7

Трудовую миграцию назвали одним из главных рисков для украинской экономики

Любовь к сладкому грозит быстрым старением организма
Любовь к сладкому грозит быстрым старением организма 18

Чрезмерная любовь к сладкому может стоить здоровья, в очередной раз заявили ученые.

Украина получила четыре препарата от гемофилии
Украина получила четыре препарата от гемофилии 175

Общая стоимость лекарств составляет 155 миллионов гривен.

Хирурги впервые провели повторную операцию по пересадке лица
Хирурги впервые провели повторную операцию по пересадке лица 463

Прошлые ткани у пациента не прижились.

Скончалась старейшая актриса Голливуда
Скончалась старейшая актриса Голливуда 232

Конни Сойер было 105 лет. Первую роль она получила в 18 лет, снявшись более чем в 140 картинах.

Звезда  Операции Ы  и других комедий рассказала, как хирурги отрезали ей голову
Звезда "Операции Ы" и других комедий рассказала, как хирурги отрезали ей голову 1461 3

По словам Натальи Селезневой, операция на щитовидке длилась пять часов и медики почти отсоединили ее голову от тела.

Гэри Олдман: Работая над ролью, я знал Черчилля как облупленного
Гэри Олдман: Работая над ролью, я знал Черчилля как облупленного 231

Прекрасный актер играет в фильме "Темные времена", вышедшем в наш прокат, премьер-министра Великобритании.

Элина Свитолина проиграла в четвертьфинале Открытого чемпионата Австралии, уступив бельгийке 90

4-я ракетка мира уступила дебютантке Australian Open Элиз Мертенс.

Роналду назвал Месси  плохим футболистом
Роналду назвал Месси "плохим футболистом" 590

Нападающий "Реала" не смог скрыть личную неприязнь к лидеру "Барсы".

Руки вратаря: Шовковский на  пенсии  лечит пальцы
Руки вратаря: Шовковский на "пенсии" лечит пальцы 795

Экс-голкипер киевского "Динамо" и сборной Украины показал, чего ему стоили годы в рамке ворот.