Сто лет назад трамвайных зайцев заставляли резать сечку для коней

Сто лет назад трамвайных зайцев заставляли резать сечку для коней

Комментарии: 4

3 мая 1880 года открыли первый в Украине конный трамвай. Было это во Львове. С тех пор с львовским трамваем связано так много легенд и разных историй, что не узнать их от известного львововеда и писателя Илька Лемка было бы неразумно.

 

 Львовский трамвай - это не просто городской вид транспорта, это целая история, в которой есть и романтические приключения, и какое-то ни с чем не сравнимое ощущение детства, когда ты зажимаешь в ладони билетик, выбираешь себе самое лучшее сиденье у окошка - и путешествие по любимому городу начинается.

 В гору вагон тащили три лошади, а вниз - одна

Львовский трамвай - явление загадочное и неординарное. Ну, скажите, где еще, кроме как во Львове, можно при помощи поднятой руки остановить трамвай, как обыкновенную маршрутку? Да, на улице Промысловой еще до недавних пор висела на участке между мясокомбинатом и улицей     Лыпынского табличка "остановка по требованию".

- История общественного транспорта во Львове начинается с почтовых дилижансов и так называемых "тарадаек" с кучерами, – рассказывает знаток львовских легенд, писатель Илько Лемко. - А в 1835 году в нашем городе был создан первый в Украине настоящий регулярный маршрут общественного транспорта – конный омнибус, который соединял центр города с Винниками, причем конечной остановкой была Чертова скала.


 

В 1861 году была построена первая в Украине железная дорога сообщением Львов-Перемышль, а с 1879 года во Львове было положено начало первому конному трамваю.

Как рассказал писатель, самое интересное, что по улице Шевченко (бывшая Янивская) вверх вагон с пассажирами тащили три коня, а вниз – только один.

Мини-поезда местные жители восприняли без энтузиазма

Задержанные тогдашние "зайцы-безбилетчики" под присмотром полиции отрабатывали целый день на Пляцу Пруса (теперь это площадь Ивана Франко). На этом месте тогда была "секарня" (механизм для нарезания кукурузных стеблей, свекольной ботвы и другой зелени), и "трамвайные зайцы" нарезали "сечку" - корм для коней.

Конный трамвай просуществовал во Львове до 1912 года, то есть 18 лет параллельно с электрическим. В этот же году последние 70 коней были проданы для сельскохозяйственных работ.

В 1894 году во Львове проходила "Загальна Вистава Крайова" – промышленная ярмарка, где были представлены новейшие достижения техники. К этому событию австрийское правительство приурочило и открытие первого в империи маршрута электрического трамвая. Как старушка Австрия заботилась о своих "восточных тирольцах", говорит и тот факт, что в Вене электрический трамвай был пущен гораздо позже, нежели во Львове.

Кстати, во многих европейских столицах электрические трамваи начали ходить гораздо позже, чем в столице Галичины.

"Едынка", то есть маршрут №1, соединял железнодорожный вокзал с улицей Лычакивской. Сначала "едынка" ходила только к церкви Петра и Павла, позже - к Лычакивскому парку. До 1923 года этот маршрут обозначали буквами LD (Lyczakow-Dworzec, то есть Лычакив-Вокзал).

Следующие два маршрута электрического трамвая тоже возникли еще в XIX веке. Это нововведение, как и все непривычное, львовяне восприняли без энтузиазма, можно даже сказать, враждебно. Больше всего прославилась такая себе пани Скоробецкая. Она, как писали тогдашние солидные львовские газеты, сделала трамваю "предложение, физически невозможное для выполнения, особенно с соответствующими жестами".

Проще говоря, это означало, что упомянутая пани, наклонившись и задрав юбку, предлагала трамваю поцеловать ее в одно место. Таким образом пани Скоробецкая выразила протест конкуренту, который лишил работы ее мужа, кучера тарадайки с улицы Подвальной.

- Прокладка новых трамвайных маршрутов во Львове, - продолжает писатель свой рассказ, - вызвала настоящую экономическую революцию. В частности, когда были проложены трамвайные рельсы до конца нынешней улицы Коновальца, а было это в 1907 году, цены на землю в этом самом престижном жилом районе упали в два раза.

Новое спешит на смену старому

В 1969 году во Львове началась замена старого трамвайного парка на новые чехословацкие – спаренные - вагоны. Ведь до этого вагоны были разделены системой бамперов и пружин. Годом позже ликвидировали некоторые маршруты, в частности, знаменитый 12-й номер, который довозил пассажиров прямехонько на Высокий Замок.

Система продажи трамвайных билетов в те времена менялась почти каждый год. В середине шестидесятых в трамваях стоял автомат, в щель которого нужно было бросать 3 копейки, а с большого рулона можно было отмотать себе билетов, сколько угодно. В те времена в общественное сознание внедряли "Моральный кодекс строителя коммунизма", который, кроме всех других возможных достоинств, воспитывал еще и честность.

Как рассказывал один уважаемый львовский пан, который тогда был еще парнишкой, бывало, схватишься за край рулона и тянешь за собой ленту, трамвай мчится дальше, а на целый квартал позади развевается многодневная "норма продажи билетов".

Приблизительно с 1970 года в трамваях появились так называемые "однорукие бандиты" - автоматы, - продолжает писатель, - которые уже дозировали продажу билетов: бросив в щель три копейки, вы тянули за металлическую ручку. Внутри что-то щелкало - и только тогда в окошечке появлялся один билет. Потом ввели систему компостеров, которая существует и сегодня.

Конечно же, сейчас уже редко увидишь переполненные, как в советские времена, народом львовские трамваи. Ведь, кроме них, есть еще автобусы, маршрутки и троллейбусы. И тем более львовяне никогда уже не увидят пассажиров на крышах трамвайных вагонов, как это было на границе 60-70-х годов, когда болельщики "Карпат", торопясь на футбольный матч, бешеным штурмом брали "четверку".

Но для настоящих львовян трамвай и дальше остается чем-то очень близким, ностальгическим, романтическим и таким, без чего наш чудесный город представить себе просто невозможно.

 В тему

Билет ценой в две порции мороженого

При Польше, то есть в межвоенный период, трамвай был транспортом довольно демократичным: им пользовались и школьники, и студенты, и рабочие, и учителя, и врачи, и адвокаты. Билет на разовый проезд стоил 20 грошей, для школьников и студентов – 10 грошей. Правда, школьники предпочитали гулять пешком, ведь по цене одного трамвайного билета можно было в то время купить себе две порции мороженого по 5 грошей каждая.

Мороженое в тридцатые годы продавали, выдавливая дозированную порцию из специального автомата в бумажный рожок. Оно было очень вкусным и всегда было перемешано с измельченными натуральными фруктами или ягодами.

Кстати, билета, как такового, для проезда на трамвае какое-то время просто не существовало: под присмотром солидного кондуктора пассажиры, которые "просачивались" в вагон через толчею, похожую на ту, которая потом возникала на проходных советских предприятий, бросали деньги в ящики. Сиденья в трамваях были деревянными и располагались, как в нынешних электричках.

До 1935 года вагоны имели небольшие площадки без крыши над головой, на которых можно было, не заходя в вагон, прокатиться задаром.

20 грошей на трамвай – много это или мало? В середине тридцатых буханка ржаного хлеба стоила 12 грошей, а пшеничного – 18. Килограмм говядины стоил 35 грошей, килограмм сливочного масла – 1 злотый. Но в то же время тот же кондуктор, как и сельский учитель начальной школы, зарабатывал 120 злотых в месяц. Высококвалифицированный рабочий или мастер зарабатывал 300 злотых. Снять двухкомнатное приличное жилье с кухней, водой, газом и электричеством стоило всего 15 злотых в месяц, а особняк на нынешней улице Панаса Мирного стоил 6 тысяч злотых, причем можно было выплачивать ежемесячно кредит по 40 злотых. Хорошие это были времена или плохие, кажется, не стоит задумываться.

- Лучшие времена – это те, - говорит Илья Лемко, - в которые мы с вами живем.

В советский послевоенный период трамвай стоил 15 копеек, а после хрущевской денежной реформы – три копейки. Трамваи со временем совершенствовались, становились более скоростными и более бесшумными. Но безопасность движения на холмистых львовских улицах оставалась и остается большой проблемой.

 Кстати

Самая известная катастрофа

Это случилось в зимний день 1971 года. Сверху, по улице Городоцкой, на полном ходу шел трамвай № 6, переполненный народом: водитель трамвая заснула за рулем. Тогда на середине улицы был островок, на котором разместилась остановка и стояло очень много людей. Неуправляемый трамвай сошел с рельсов, протаранил людей на остановке и врезался в забор 52-й школы. Тогда погибли 26 человек. В тот же вечер об этом сообщил "Голос Америки". А советские газеты, радио и телевидение молчали, ведь тогда было запрещено говорить о каких бы то ни было катастрофах и стихийных бедствиях, чтобы не мешать советскому народу строить коммунизм. После этой трагедии сняли все остановки, которые находились на проезжей части, и максимально ограничили скорость вагонов, которые двигаются сверху вниз. К счастью, за последние почти 40 лет во Львове не было серьезных трамвайных аварий.

Фото с сайтов wikipedia.org и oldcity.eleks.lviv.ua.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

В Аргентине депутат обнажил грудь партнерши во время онлайн-заседания - думал, что камера выключена
В Аргентине депутат обнажил грудь партнерши во время онлайн-заседания - думал, что камера выключена [видео] 191

Совещание прошло хоть и не продуктивно, зато весело.

Зеленский налетал в 2020 году на 14 миллионов гривен
Зеленский налетал в 2020 году на 14 миллионов гривен 60

Самым дорогим оказался "спаренный" визит в Швейцарию и Израиль.

В Днепре есть место, где с трубами отопления все в порядке
В Днепре есть место, где с трубами отопления все в порядке 60

Опыт областной больницы по модернизации теплосетей и оптимизации теплопотребления может помочь Днепру снизить количество используемого теплоносителя и уменьшить счета в платежках горожан.

Экономика

Пенсии в Украине - когда и кому повысят в 2021 году
Пенсии в Украине - когда и кому повысят в 2021 году [календарь выплат] 9

Повышение пройдет в 5 этапов и затронет 10 миллионов человек.

Курс валют: что будет с долларом после выходных
Курс валют: что будет с долларом после выходных [инфографика] 162

Американская валюта подорожает, а евро продолжает падать.

Курс на 28,5: смогут ли удержать доллар до выборов
Курс на 28,5: смогут ли удержать доллар до выборов 205

На уходящей неделе доллар продолжил дорожать.

Общество

Какой будет погода в октябре: похолодание - и снова бабье лето
Какой будет погода в октябре: похолодание - и снова бабье лето 56

Второй месяц осени, как обещают синоптики, пройдет по классическому сценарию.

Помощь, которая изменила и спасла миллионы жизней
Помощь, которая изменила и спасла миллионы жизней 142

Фонд Рината Ахметова представил в Киеве первые результаты исследования о том, как его помощь с 2014 года изменила жизнь людей в зоне вооруженного конфликта.

Женщинам в СИЗО позволят носить украшения, а мужчинам – отращивать волосы
Женщинам в СИЗО позволят носить украшения, а мужчинам – отращивать волосы 86

Денис Малюська поделился тюремными новостями.

Светская хроника и ТВ

Алла Костромичева рассказала о буллинге: Меня называли суповым набором
Алла Костромичева рассказала о буллинге: Меня называли суповым набором [видео] 59

Из-за травли в детские годы модель считала себя некрасивой.

Новые подробности смерти дочери Конкина: Ее рвало красным вином
Новые подробности смерти дочери Конкина: Ее рвало красным вином 365

Женщины не стало известно 24 сентября в результате несчастного случая.

Принцесса Евгения призналась, что беременна
Принцесса Евгения призналась, что беременна [фото] 366

А Букингемский дворец официально сообщил, что внучка королевы Елизаветы ждет первенца.

Спорт

Месси трогательно попрощался с Суаресом: Ты не заслуживал такого изгнания
Месси трогательно попрощался с Суаресом: Ты не заслуживал такого изгнания [фото] 205

Лео признался в любви к Луису.

Игорю Беланову - 60. Шаровая молния, вспыхнувшая на земле ацтеков и майя
Игорю Беланову - 60. Шаровая молния, вспыхнувшая на земле ацтеков и майя 419

25 сентября народному футболисту нашей страны исполняется 60 лет

Украинская биатлонистка завершила карьеру ради семьи
Украинская биатлонистка завершила карьеру ради семьи 392

29-летняя Яна Бондарь объявила о прекращении выступлений на профессиональном уровне