- Если кто до лимузина Владимира Ильича дотронется, сразу получит по рукам! - на полном серьезе заявил в интервью «КП» Эдуард Задирака, главный хранитель Музея Ленина.
Беспокойство хранителя можно понять: машина вождя (застрахованная, кстати, на миллион евро) - один из самых ценных экспонатов. Она всего дважды «выезжала» из ленинского музея: в конце 50-х - на реставрацию и вот теперь - в специальную экспозицию, посвященную 100-летию кремлевского гаража. Ее презентация прошла в Московском международном выставочном центре «Крокус Экспо».
Каждый из автоэкспонатов «привез» с собой и свою автоисторию. Например, «Роллс-Ройс» для Ленина купили в Великобритании в 1922 году, вождя возили на нем до самой смерти. А потом машина очутилась в Крыму, где ее в конце концов сдали на металлолом - она чудом избежала переплавки. И только в 1939-м лимузин снова вернулся в Горки.
В экспозицию «зарулил» и американский «Паккард», на котором, возможно, ездил сам Сталин. Известен случай, как в 30-х именно из-за этой машины случился конфуз - вождь ехал в Кремль, а авто заглохло прямо на Красной площади. Пришлось Сталину идти на работу пешком.
Кстати, при нем началась борьба с кремлевскими лихачами. В экспозиции можно увидеть черновик постановления ВКП(б) от 20 декабря 1939 года (с автографом Сталина) «о зампреде Совмина Анастасе Микояне»: «Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80 - 100 км в час. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50 - 60 км в час».
Таких постановлений было штук пять. И ни одно Микоян не выполнил. Он обычно говорил шоферу, находясь километрах в 100 от Кремля: «Мне через 10 минут надо быть на совещании у Сталина». Водителю приходилось нарушать запрет вождя...