Нельзя сказать, что этот год прошел без проблем как для милиции, так и для простых водителей. Одного принятия закона оказалось недостаточно, чтобы система наказания за нарушения на дорогах сразу же заработала эффективно и, что главное, прозрачно и без нарушений. Гордость украинского гаишника - новый прибор для измерения скорости с места и на ходу «Визир», пришедший на смену милицейским радарам, - настраивают до сих пор. Пока что наиболее ощутимым эффектом его применения стали тысячи неверно выписанных штрафов и как следствие - те же тысячи жалоб водителей. «Письма счастья», выписанные на основании показаний «Визира», работавшего в автоматическом режиме, который не был должным образом отлажен, в конце концов отменила Генеральная прокуратура. Естественно, помимо этого, нововведение породило множество как мелких, так и крупных коллизий между водителями и государством.
Тем не менее в милиции отмечают весьма позитивный эффект от ужесточения наказаний. Более того, министр внутренних дел Юрий Луценко назвал результаты прошедшего года блестящими - общее количество ДТП, смертей и травм на дороге снизилось практически на треть.
- С помощью «Визиров» и введения новых штрафов удалось выявить множество систематических нарушений ПДД, - отметил Луценко на пресс-конференции во вторник. - И, естественно, снизить их количество.
Правда, нельзя не упомянуть о том, что не все статистические показатели по нарушениям правил на дороге изменяются в нужную для милиции сторону. К примеру, хотя за пьянку за рулем наказание ужесточили, как ни парадоксально, количество водителей, садящихся за руль «выпимши», за год выросло, причем - тоже почти на треть. В этом несоответствии стражи закона склонны обвинять судебную систему. Все дело в том, что одним из наказаний за вождение в нетрезвом виде являются общественные работы, которые в Украине должным образом не контролируются. И поэтому вместо временного задержания автомобиля или лишения прав дорожные пьяницы получают это практически несуществующее наказание - и продолжают водить в свое удовольствие.
Что касается самих штрафов - с их увеличением гаишники смогли изрядно пополнить украинский бюджет. За прошедший год нарушители внесли в казну 800 миллионов гривен в качестве расплаты за свои грехи.
Как бы то ни было, значение новых штрафных санкций на дорогах следует измерять не в гривнах, количестве разбитых машин или чем-то другом. Главное достижение - сбереженные человеческие жизни и здоровье. И какой бы ни была критика со стороны водителей, не считаться с этим результатом нельзя.