Стало понятно, почему шимпанзе не разговаривают

Ученые выяснили, что ближайшие родственники человека - шимпанзе - не могут говорить из-за особенностей эволюции генов.

Ученым до сих пор до конца не известны все гены, отвечающие за способность людей к общению между собой с помощью речи, но считается, что ключевую роль в этом играет ген FOXP2, так как мутации и нарушения в его работе у людей часто сопровождаются нарушением речевых способностей.

"Кроме того, предыдущие генетические исследования показали, что FOXP2 претерпел значительные эволюционные изменения как раз в то время, когда появились первые люди современного типа, обладающие способностью говорить. Мы впервые попытались определить, какую роль произвели эти изменения на функции белка, синтезируемого с помощью этого гена", - сказал один из авторов статьи Дэниел Гешвинд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Этот же ген, часто называемый теперь геном речи, был и у неандертальцев, однако в их способности к разговору с помощью слов ученые сомневаются до сих пор, передает РИА "Новости".

Есть этот ген и у шимпанзе, которые вместе с людьми унаследовали его от общего предка, однако причины, по которым обезьяны так и не сумели развить свой речевой аппарат, обладая нужным геном, ученым до сих пор были не ясны.

Теперь ученые показали, что у шимпанзе ген FOXP2 вовсе не является речевым, а выполняет совсем иные функции, которые, вероятно выполнял и у далекого предка человека, и только вид Homo sapiens сумел приспособить этот ген для речи.

С удивлением ученые обнаружили, что у шимпанзе и у человека этот ген регулирует работу генов совершенно по-разному.

"Мы выяснили, что человеческий FOXP2 и обезьяний не только отличаются внешне, но и выполняют разные функции, оказывая различные эффекты на работу одних и тех же генов", - добавил Гешвинд.

Авторы статьи полагают, что их работа поможет глубже понять особенности эволюции человеческого мозга и может навести другие научные группы на разработку лекарств, помогающих при различных умственных отклонениях, характеризующихся нарушениями речи, аутизме или шизофрении.

Напомним, КП писала, как изменятся женщины за следующие 400 лет эволюции.