22 декабря
Загрузить еще

«Осторожно режьте марлю ножницами…»

«Осторожно режьте марлю ножницами…»
Фото: Корреспондент «КП»: - Тяжела ты, маска бюрократа...

ЗА ПОРОГОМ

Чем больше мы слышим об эпидемии в Украине, тем сильнее ощущение: от нас что-то скрывают. Нет согласованной позиции медиков. «Стране немедленно нужна вакцинация!» - убеждают с телеэкрана министр здравоохранения Василий Князевич и его высокопоставленные коллеги. «Когда заболевание уже в разгаре, прививки делать опасно!» - в присутствии прессы утверждает главврач Львовской больницы скорой помощи Мирон Борисевич.

Министр - фигура государственная. Он видит картину масштабно, с высоты самолета, на котором начальство из Киева навещает регионы ради личного знакомства с эпидемической ситуацией. Борисевич тоже лично и круглосуточно знакомится с проявлениями недуга. Принимает толпы земляков с высокой температурой и кашлем, потому у него, возможно, «сбит прицел» и обострена реакция.

Нет единства в среде политиков. Новые «уста президента», заместитель руководителя Секретариата Игорь Попов, предрекает скорое введение главой державы чрезвычайного положения в Украине. Виктор Ющенко не может бездействовать, пока вирус продолжает злодействовать! Антигриппозное ЧП означает усиление до максимума контроля за общественным порядком со стороны милиции, запрет на митинги и массовые мероприятия, ограничение передвижений по стране. Здоровье нации важнее выборов. Их перенесут на весну? Если не накатит новая волна эпидемии…

Представители двух крупнейших фракций в Раде, регионалы и БЮТ, уже сменили «маски скорби» на ироническое выражение лиц. И настаивают: они распознали тайный план срыва избирательной кампании. «Появится глубокое заключение врачей о необходимости чрезвычайного положения - обсудим и этот вариант. А пока медицина слова не сказала».

К официальной статистике, которая становится достоянием гласности, отношение двойственное. Когда утро начинается с цифр из областей - «столько-то заболело, столько-то скончалось», к вечеру сам начинаешь чувствовать озноб и жар. Но если поберечь народу нервы и перестать оповещать столь детально, паника взметнется вверх, как температура: «Ужас! Умерли все!». Хоть вызывай в каждый дом педиатра из Харькова Евгения Комаровского. (Буквально в считаные дни Комаровский стал популярнее легендарного доктора Спока. Спок умел внушать оптимизм молодым мамочкам, чтобы не боялись собственных младенцев и их болезней. Евгений Олегович борется с острой информационной инфекцией у граждан обоего пола и разного возраста переводом наукообразных терминов на доступный для обывателя язык и высмеивает распространенные заблуждения, а также столичных организаторов здравоохранения. Прямую линию с ним читайте на стр. 14. - Прим. ред.)

Но Комаровский помогает не всем и не всегда. Полузадавленный СБУ слух - «В Украине свирепствует не грипп, а легочная чума!» - выполз уже в виде диагноза «геморрагическая пневмония чумного типа». Якобы кому-то где-то подобный ставят постоянно, но велят давать подписку о неразглашении. И начхать на опровержения! Значит, «хворобу» изобрели и подсунули биотеррористы. Либо мировое фармацевтическое лобби, которое решило поправить в кризис свои финансовые дела и продать побольше лекарств и вакцин. «Наверху» об этом уже знают, но еще не нашли выход из экстремальной ситуации - потому решили молчать.

Такое длинное вступление необходимо, чтобы объяснить: зачем я целый день изображала из себя сотрудницу официальной структуры, борющейся с гриппом. Мы, журналисты, осознаем ответственность за каждый рассказ на тему эпидемии. И руководствуемся врачебным принципом «Не навреди!» - ни здравому смыслу, ни лечению заболевших, ни состоянию тех, кто сосредоточился на новостях и ищет в них подтверждения собственным самым худшим прогнозам. Пробираться анонимно - мол, чтобы только правду узнать! - в инфекционное отделение больницы без соответствующего опыта и умений, в конце концов, без профилактической защиты глупо и бесчестно. Иное дело - поинтересоваться коэффициентом полезного действия штабов по борьбе с гриппом и «горячих линий», созданных при госадминистрациях. Из штабов в министерство летят вести о положении дел и настроениях на местах, справки с отчетами. В ответ поступают распоряжения, приказы и другая информация.

Чтобы не подвести под служебное расследование инфекциониста Ирину, которая согласилась взять корреспондента «КП» в помощники на штабное дежурство и без утайки показать «внутренний мир», сообщу лишь то, что мы находимся в одной из областей центральной Украины. Область перешагнула эпидемический порог. Это означает: на каждые 10 тысяч населения в неделю фиксируется более 100 случаев заболеваний гриппом и ОРВИ.

ФАКС И КСЕРОКС РАБОТАЮТ НА ИЗНОС

…Провал мог грянуть примерно на двадцатой минуте пребывания в кабинете, где Ирина оборудовала мне рабочее место у допотопного компьютера, такого же факса, визгливого от старости ксерокса и сканера с капризами. Трое студентов, присланных в помощь штабным, были переселены в соседнюю комнату - отвечать населению по параллельному телефону. Студенты приняли в качестве отступного пакет апельсинов и удалились.

- Критичная фаза по звонкам прошла. Зато неделю назад - чума… - произнесла Ирина и, заметив мои округлившиеся глаза, поправилась: - В смысле, завал. «Юля сказала, в аптеках будут лекарства, а их нет!» «Скорая» не едет!» Теперь, бывает, - как там ваш Черновецкий выразился? - даже интересуются, чем котику животик лечить. А с чумой надо эсбэушникам разбираться резче. Только появляется деза, сразу жать на рубильник и обесточивать сервер. Топором по кабелю!

Любопытно: я-то знаю Ирину как демократку без границ, критикующую язвы и пороки отечественной системы здравоохранения. Но, видимо, в подобные периоды верх берет чувство профессионального возмущения: провокаторы увеличивают фронт работ для кардиологов и психиатров. Ведь чумы в Украине нет, и лекарства от нее про запас приобретать не надо!

- Свободу слова «не спинити», - пытаюсь усовершенствовать известный «оранжевый» лозунг. - В Сети могут выставить действительно тревожную, но ценную для людей новость.

- Тоталитарное государство действует эффективнее в плане борьбы с эпидемиями, - парирует Ира.

Увлеклись, беседуем, видимо, громко. Входит непосредственная начальница Ирины:

- Все бросай, потерялся приказ и ТУ (технические указания. - Авт.) по марле! Срочно ищи и пересылай тем, кто должен шить.

Кивок в мою сторону:

- Кто такая?

Делаю постное выражение лица. Черт, смотрит с подозрением, будто узнает. Тяну свою спасительную маску до уровня глаз.

- Из района (называет район. - Авт.) прислали. Пусть документацию после выемки восстановит, - машет рукой Ира. Хоть бы начальница не спросила у меня, как в том районе с заболеваемостью! Но шефиню интересует лишь депеша от министра. 31 октября ее не успели разослать, поскольку жара в смысле работы стояла дикая, а сейчас оказалось - дефицит медицинских масок в области по-прежнему велик.

После обеденного перерыва начальница наведывается снова.

- Нашли?

- Ищем-ищем, - заверяет Ирина. Дверь закрывается.

Мы не бездельничаем. Ира принимает информацию о тамифлю в упаковках и в капсулах. Сколько препарата в лечебные учреждения области поступило, сколько использовано и сколько осталось по состоянию на 14.00. Подобные данные идут по амизону и антибиотикам. Это, надо признать, оставляет хорошее впечатление. Обещанный премьером учет и контроль на фоне достаточного количества лекарств реально существуют.


Украинское общество затемпературило... Фото ИТАР-ТАСС.

Я же, сверяясь со списком, печатаю копии документов, оригиналы которых на днях изъял следователь. 2 ноября Генпрокуратура возбудила против должностных лиц Минздрава уголовное дело по факту нарушений борьбы с эпидемиями и служебной небрежности по статье 325, часть 2 и статье 367, часть 2 УК. И представляю размах предстоящего «дела врачей». Это ж, очевидно, по всем областным, городским и районным управлениям здравоохранения пошел аналогичный шорох! А еще подобную процедуру переживают в ветеринарной службе, в низовых подразделениях МЧС.

С одной стороны, улики надо искать по горячим следам. С другой - прокурорские проверки не способствуют росту энтузиазма тех госслужащих, которые подняты по тревоге на борьбу с гриппом. Не каждый с пониманием отнесется к подозрению в воровстве на свой счет…

Как распорядятся в Киеве, к примеру, «Информацией о начальниках штабов, ответственных за сбор и обобщение информации»? Или «Информацией о количестве больных пневмонией в октябре 2008-го и в октябре 2009 года»? Чем обернется для его создателей документ «О предоставлении информации о выявлении лиц, больных A/H1N1»? Не станет ли уголовное дело разрастаться как на дрожжах? Поскольку не только в столице, но и вдали от Киева ширится иная эпидемия - конкурирующие политики, региональные царьки используют грипп как средство для сведения счетов друг с другом.

Из факса лезет бумажная лента. Ведомственная СЭС требует принять вирусный материал. Их надо послать по нужному адресу, в столичный Центр гриппа.

Хочет таблицу по заболеваемости милиция. Причем статистику желают получать регулярно, собранную в динамике.

Новый приказ из МЗ: срочно укомплектовать защитные наборы для медработников.

- Круговорот документов в природе, - философски замечает Ира. - Из общей массы полезного - процентов пять. Но подшивается в папки все без исключения.

«ПОЧЕМУ РЕБЕНКА ДАВНО НЕ КОРМИЛИ?!»

Появляется студент с трубкой наперевес:

- Извините, требуют только вас…

- Включай мозги. Учись принимать решения самостоятельно, - выговаривает ему Ирина: - Алло!

И вдруг расплывается в улыбке:

- Су-у-пер! Как-как малой возмутился - «Почему ребенка давно не кормили?!» Это вы за врачей молитесь, им сейчас силы нужны. И вам здоровья!

Пересказывает историю пятидневной давности. У дошкольника высокая температура, перестал шалить - грозный признак для такого возраста, отказывается от еды: больно глотать. Районный педиатр на вызов не дошел. К вечеру бабушка побежала в поликлинику. Заведующий наорал, выгнал из кабинета: «Не паникуйте, все ждут - и ваш подождет!». Бабушка бросилась звонить в область, на «горячую линию». Напора Иры хватило, чтобы к малышу ночью приехала местная «скорая». Оказалась типичная ангина.

- Большинство тех, кто попадают на казенные койки, уже виделись с врачами накануне. Но от госпитализации категорически отказались. А в три-четыре часа ночи резко «отяжелели», - объясняет Ирина. И добавляет, что подобные осложнения чаще всего дает обструктивный бронхит. Нынешний же грипп она именует «солдатским»: люди старшего возраста, пенсионеры ему не нужны - подавай молодежь и мужчин в расцвете лет.

О «подозрительных» случаях штаб информируют круглосуточно.

«Больной Н. 1968 г.р., диагноз: двусторонняя негоспитальная пневмония, возможно вирусной этиологии СЛН 11-111. Заболел 18.10.2009 г., заболевание началось с температуры 38 градусов, диареи. За медицинской помощью не обращался.

С 19.10 по 23.10.2009 г. ходил на работу, лечился самостоятельно. С 23.10 - новый подъем температуры до 40 градусов, сухой кашель. От госпитализации отказался.

Поступил в инфекционное отделение ЦРБ 26.10.2009 г. в состоянии средней тяжести. Диагноз: двусторонняя негоспитальная нижнедолевая пневмония, острое течение. 27.10 состояние резко ухудшилось, переведен в реанимацию. 28.10 в связи с нарастанием дыхательной недостаточности переведен на искусственную вентиляцию легких.

Тест на грипп - отрицательный».

Вот загадка: интеллигентный, с высшим образованием человек делал все для того, чтобы присоединиться к списку умерших!

Еще история. «При ЦРБ развернут госпиталь для больных, у которых выявлен экспресс-методом из мазков ротоглотки вирус A/H1N1. Больная О., 1986 г.р. Первое обращение - 30.10.2009 г. по поводу повышения температуры до 38 градусов и кашля. Категорически отказалась от госпитализации. 31.10.2009 г. повторное обращение с жалобами на высокую температуру, слабость, головную боль. Диагноз: грипп (?),  пиелонефрит, беременность 28 недель.

Проведена дезинтоксикация. 01.11.2009 г. - температура нормализовалась, объективный статус без особенностей. 02.11.2009 г. аускультивно выявлены хрипы, установлен диагноз - грипп, течение средней тяжести. Правосторонняя нижнедолевая пневмония. Взяты мазки из ротоглотки на диагностику A/H1N1. 04.11.2009 г. - во второй половине дня подъем температуры до 38 градусов. Консилиум принял решение о применении тамифлю по 75 мг 2 раза в день.

Справочно: протоколов по лечению беременных тамифлю в Украине пока нет.

Сельская родня будущей мамы по-прежнему убеждена: стоило спасать девочку в домашних условиях, а не отдавать «на эксперименты» докторам. Сначала СПИД придумали, теперь какой-то калифорнийский грипп…

Без комментариев.

МИНИСТЕРСКИЙ СТАНДАРТ

Приказ министра Князевича «Об утверждении примерной Технологической инструкции по изготовлению масок медицинских марлевых и согласовании Типовых технических условий «Маски медицинские марлевые» обнаруживается ближе к вечеру. Но пересылать его уже никуда не надо. На местах сами разобрались. Опытные бюрократы знают: спешка в выполнении распоряжений начальства может даже подозрения вызвать. Ишь, старается! Где-то прокололся по-крупному?

Решаю для собственного развития все же изучить документ (с ним вы можете ознакомиться на нашем сайте kp.ua. Сравните с советом от «КП». Все очень просто, без бюрократических умствований. - Прим. ред.). Маска вроде не синхрофазотрон, что о принципах ее создании можно на двух страницах сообщить? Воздуха начинает не хватать буквально сразу, задыхаюсь от избытка эмоций. Изготовление «прямоугольника из 4 слоев выбеленной марли и белых ниток согласно ГОСТ 6309-93» детализировано на уровне школы для имбецилов.

«Рулон марли разворачивают на столе, расправляют по ширине и длине, осматривают, чтобы не было грязных пятен и дыр, линейкой отмеряют 80 плюс-минус 1 см по длине и осторожно отрезают ножницами». «Заменять иголку или заправлять нитки в иголку следует только после полной остановки швейной машины».

Ирина с пониманием и одобрением наблюдает за моей реакцией. Смех - мощная психопрофилактика любой заразы. Средство рекомендовано без ограничений областным штабом по борьбе с гриппом.


НА ВОЙНЕ ПРИКАЗЫ НЕ ОБСУЖДАЮТ

Нужны ли Украине в сложившейся ситуации подобные  структуры на местах? Добавляют ли они организованности и порядка?

Слово «штаб» - из военного лексикона. Стало быть, люди, включенные в него, по определению должны обладать исключительным набором качеств. Профессиональное знание предмета тут на первом месте. Смелость в принятии решений - тоже на первом. Минус  угодливость по отношению к «вышестоящей инстанции», и в то же время умение работать командно. Ведь на войне приказы не обсуждают. Как и в пору эпидемий.

Но есть еще условие, без которого все  прочие факторы теряют смысл. Уверенность, что самый главный штаб, Минздрав,  тоже действует смело, честно и профессионально.

Без этого вопрос остается открытым.