Сегодня 22 сентября +23°C
Жуки-диверсанты

ТЯЖЕЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Радиоуправляемых жуков успешно испытали в полете их «конструкторы» Мишель Махарбиз и Хиротака Сато из Калифорнийского университета в Беркли. И это не шутка. Производство насекомых-киборгов финансирует Пентагон. А заказала их не менее серьезная организация - гораздое на разные хитрые выдумки Агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency).

Видео экспериментов выложено в Интернете. Имеется и соответствующая статья, посвященная работам, которая опубликована в специализированном научном журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

Для экспериментов ученые подобрали весьма крупных жуков трех видов. Одного - местного, другого - из Южной Америки и третьего - из Африки. Экземпляры последнего иной раз едва умещаются на ладони.

- Электронные устройства, необходимые для приема управляющих сигналов, пока слишком тяжелы, - объяснили «жукомоделисты». - Насекомые должны быть достаточно сильны, чтобы подняться с ними в воздух. Своего рода тяжелыми бомбардировщиками.

ОСНАЩЕНЫ ДО РОЖДЕНИЯ

Во время испытаний жуки по командам «с земли» взлетали, маневрировали так, как хотелось людям: вправо, влево, вверх, вниз. И садились, куда им было указано. Словом, вели себя так, будто бы ученые управляли не живыми существами, а авиамоделями.

Секрет подчинения в том, что в нервную систему насекомых были вживлены миниатюрные стимулирующие электроды. Они и позволяли манипулировать мускулами с нужной стороны тела, заставляя их сильнее или слабее сокращаться. Жуки в итоге маневрировали.

Команды принимала микросхема, установленная на спинке жука и снабженная крошечной батарейкой.

Занятная подробность: электроды вживляли жукам, когда те были еще куколками. Они превращались во взрослых особей, имея уже необходимую начинку - словно бы родную. Оставалось лишь соединить контакты, дополнив конструкцию компьютером и элементами питания.

По словам ученых, подобные ювелирные манипуляции стали возможны благодаря прогрессу в нанотехнологиях.

Комментируя эксперименты, специалист по робототехнике и искусственному интеллекту профессор Ноель Шарки из британского университета Шеффилда заявил: «Тараканами люди уже управляли, но жуками - летающими насекомыми - впервые».

МУХИ, КОМАРЫ И ДРУГИЕ БОЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Для чего военным нужны радиоуправляемые жуки? Для создания на первом этапе миниатюрного шпиона - живого и управляемого носителя телекамеры. Исследования показывают, что жуки, похоже, справятся лучше, чем рукотворные микроскопические летательные аппараты, так называемые MAV - Micro Air Vehicle. Работы над ними тоже идут, и не без успеха.

Далее, как прогнозирует профессор Шарки, диапазон применения жуков-киборгов расширится. И будет зависеть лишь от того, насколько миниатюрной, дешевой и быстродействующей станет электроника. Например, насекомыми, оснащенными крошечными GPS-устройствами, можно будет управлять с очень больших расстояний, зная при этом, где они находятся в режиме реального времени.

Управляемые жуки могли бы нести на себе биологическое или химическое оружие. Или просто взрывчатку. Больших разрушений она, конечно, не нанесет. Но компьютеры противника уничтожить способна. Да и убить кого-нибудь можно, посадив жука на голову.

Кстати, сейчас в рамках проекта исследователи работают и с мухами, и с бабочками, и со стрекозами, которые превосходят жуков по маневренности. И обладают более понятной для ученых нервной системой.

А если дело дойдет до комаров, блох, клопов или вшей? Тогда вся эта радиоуправляемая гадость сама станет оружием. Будете смеяться, но Пентагон одно время всерьез рассматривал планы массовых атак на противника посредством полчищ вредных насекомых. Вот только способов управления ими не было. Теперь появляются.

КСТАТИ, О НАСЕКОМЫХ

Новое оружие против тараканов

Насекомые легко взбираются по вертикальным стенкам, получая тем самым доступ к верхним полкам на кухне и вообще к неожиданным местам. Куда и яду какого-нибудь насыпать не придет в голову. Словом, уходят от возмездия.

А ползают тараканы по стенкам, в том числе и по скользким (в нашем понимании), и даже по стеклам благодаря клейкому веществу, которое выделяют их лапки. Вот на это вещество и нашли управу Ян-Хеннинг Диркс со своими коллегами из зоологического отделения Кембриджского университета. Они подобрали полимер, который делает лапки невероятно скользкими - не приклеишься.

В экспериментах тараканы, привлеченные кусочком яблока, безуспешно пытались взобраться на стержень, намазанный полимером. А ученые в микроскоп рассмотрели, что он - полимер - вытягивает из клейкого вещества лапок воду. От чего тот теряет свои «притягательные» свойства. Полимер бесцветен и безвреден. Мебель и другие предметы не портит. Его совсем не видно. По словам ученых, аналогичное средство можно создать и для защиты от мух. Чтобы не засиживали стены и потолки.

ДЛЯ СПРАВКИ

ТТХ жуков, привлеченных к экспериментам

• Cotinis texana: длина - 2 см, грузоподъемность - 0,3 г
  • Mecynorhina torquata: длина - 7 см, грузоподъемность - 1,8 г
  • Megasoma elephas: длина - 20 см, грузоподъемность - 4 г

Луценко подписал подозрение парламентарию Довгому
Луценко подписал подозрение парламентарию Довгому 23

Народного избранника лишили неприкосновенности еще в середине июля. Его подозревают в незаконной раздаче земель на территории Киева.

Мосийчук со скандалом ушел с эфира ZIK и признался, что пил
Мосийчук со скандалом ушел с эфира ZIK и признался, что пил [видео] 753

В эфире проекта "Zіткнення" на канале ZIK народный депутат Игорь Мосийчук покинул студию посреди прямого эфира из-за дебатов с Инной Богословской.

Петр Порошенко отправляется с рабочим визитом в Канаду
Петр Порошенко отправляется с рабочим визитом в Канаду 45

Президент Украины примет участие в торжественной церемонии открытия "Игр непокоренных".

На Черкасщине продолжают тушить пожар на торфяниках

В Сумах отпустили под залог экс-депутата, который показывал детям свой половой орган 149

Подозреваемый в развращении несовершеннолетних прятался от полиции больше двух месяцев. Его поймали на вокзале в Мариуполе.

В Париже вспыхнули массовые протесты против трудовой реформы
В Париже вспыхнули массовые протесты против трудовой реформы [фото, видео] 80

Во время забастовки мирный протест превратился в столкновения с полицией.

Украина сократила добычу угля
Украина сократила добычу угля 450 3

За последний месяц было добыто 1,9 миллиона тонн.

Начинать копить деньги на следующий отпуск нужно уже сейчас: 3 шага
Начинать копить деньги на следующий отпуск нужно уже сейчас: 3 шага 1180 1

Для того, чтобы денег хватило на путешествие мечты, копить средства нужно начинать прямо сейчас, "КП" дает вам три важных совета.

Каждый третий хочет 30 тысяч, а получает 5
Каждый третий хочет 30 тысяч, а получает 5 363

Кадровый портал rabota.ua выяснил, сколько денег нужно нашим согражданам, чтобы чувствовать себя финансово независимыми.

19-летняя праправнучатая племянница Матильды Кшесинской дебютировала на сцене Большого театра [фото, видео] 5

Элеонора Севенард выбрала работу в Москве после окончания Академии Русского Балета в Санкт-Петербурге.

Алина Гросу снялась для журнала MAXIM
Алина Гросу снялась для журнала MAXIM [фото, видео] 997

Об этом певица намекнула в своем Инстаграме.

Госпитализирован российский режиссер Виктор Мережко
Госпитализирован российский режиссер Виктор Мережко 437

80-летнему режиссеру и сценаристу Виктору Мережко во время съемок в Москве стало плохо. Его доставили в больницу с подозрением на инсульт.

Украинская паралимпийская сборная по футболу вышла в финал ЧМ, обыграв россиян
Украинская паралимпийская сборная по футболу вышла в финал ЧМ, обыграв россиян [видео] 48 1

Напряженный матч закончился серией пенальти, в которой верх взяли украинцы.

Владимира Кличко пригласили на престижный турнир по гольфу
Владимира Кличко пригласили на престижный турнир по гольфу 60

Украинский экс-чемпион мира по боксу давно увлекается гольфом.

Лучший боксер по версии журнала  Ринг  повесил перчатки на гвоздь
Лучший боксер по версии журнала "Ринг" повесил перчатки на гвоздь 261

Решение Андре Уорда стало достаточно неожиданным, но спортсмен объяснил, что больше не может драться.