26 ноября
Загрузить еще

Лечебница под сосной

Лечебница под сосной
Фото: Заболев, животные ищут лекарства - нужную траву, соли, землю, «купаются» в муравейниках, приносят в гнезда полынь, ростки помидоров. От кровососов многих животных (как, например, этого бородавочника) спасают птицы.

Но в критический момент организм нуждается в помощи. И эту помощь зверь или птица находят.

Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгреб лапами верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд по примеру зеленого дятла прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, смешно подогнул хвост, взъерошился и в такой позе, прикрыв глаза, сидел минут девять. Позже я видел на муравейниках соек, скворца, трясогузку. Все они вели себя почти одинаково: ерошили перья и явно блаженствовали… На муравьиных кучах птицы освобождаются от докучливых паразитов. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под перьями, попутно дезинфицируя тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.

Еще одна сцена скрытой от человеческих глаз жизни. Барсучиха в погожий день вытащила из подземелья еще слепых барсучат и положила рядком на площадке, пестрой от солнечных бликов. Барсучатам (так же, как и лисятам, волчатам и всем, кто рожден под землей) необходима целебная сила солнца, и мать заботливо исполняет предписание природы. Назовем такую заботу профилактикой заболеваний и поищем другие примеры предупреждений болезни.

После долгого пребывания в стойле валяется по земле лошадь - профилактика! Мускулы «застоялись», надо размяться, и лошадь с наслаждением валяется по земле… Зоопарк. Без устали мечется в клетке тигр. Толпа людей глазеет на зверя, а он равнодушно снует и снует. Это бег ради жизни, инстинктивное стремление поддержать силы. Без этого зверь одряхлеет… Коровник. У буренки появился наследник. Он лежит мокрым комочком. Корова без устали его лижет. Ласка? Не просто ласка - слюна убивает микробы, шершавый язык удаляет с шерсти все, что может вредить неокрепшему малышу. Слюна у животных - антибиотик, который всегда под рукой. Раненый зверь начинает сразу зализывать рану. Этого средства бывает достаточно, чтобы рана зажила быстро. Вспомним, как в детстве, поранив палец, мы сейчас же подносили его ко рту, не сознавая, зачем это делаем. Это свидетельство: человек тоже «кован» в природе и до сих пор сохранил древний инстинкт. Но изнеженный организм человека утратил кое-что из прежних жизненных сил - пенициллин и настойка йода оказались надежней слюны. Однако в дальних углах Земли не забыты еще и древние средства. Народы Севера помнят, например, правило: чтобы рана зажила быстро, дай ее вылизать собаке.

Нынешние аптеки при бурном натиске разного рода химических средств наполовину все же состоят из лекарств, приготовленных нам природой. Сушеные травы, настойки корней, кора, цветы и листья, змеиные яды и соки растений - эти лекарства известны людям тысячи лет. Животные этими средствами пользуются дольше, чем человек. Различие состоит в том, что люди лечатся осмысленно, доверяясь врачу, в природе же каждый сам себе лекарь. Укушенная змеей собака бежит в лес и находит нужную траву - противоядие. Спасаясь от кишечных паразитов, овцы едят полынь. Лоси при тех же болезнях едят черемицу. Медведь не ляжет в берлогу, не изгнав из кишечника паразитов. Животные хорошо знают, какие растения действуют как рвотное, какие надо есть как слабительное. Коровы и лошадь хорошо различают ядовитые травы и всегда обойдут белену, дурман, конский щавель, горький лопух. Любопытный случай я записал несколько лет назад на Чукотке, на северном мысе Шмидта. «Ждут кораблей. Свежие продукты кончились. Во многих домах кошки поели цветы - в горшках остались одни корешки от цветов». Нетрудно понять: кошки страдали от витаминного голода. Будь на мысе какая-нибудь растительность, вряд ли кто-нибудь заприметил, как лечатся кошки. Но поселок стоит на голых камнях, и цветы на окнах оказались для кошек единственным «витамином».

Кто учит животных самолечению? Никто. Долгая эволюция, приспособленность, «притертость» к среде скопила для каждого вида животных наследственный багаж знаний о врачевании (кое-что приобретается и личным опытом). И не случайно животные, привезенные с других континентов, часто «по незнанию трав» отравляются. У них нет иммунитета к местным ядовитым растениям (лось, например, имея иммунитет, поедает грибы мухоморы) и нет наследственной информации: «Есть этого нельзя».

А человек? Имеем ли мы какое-нибудь «чутье»? Увы. Заботу о лекарствах люди давным-давно положили на плечи специалистов. Но чутье когда-то было у нас несомненно. Наши вкусы в питании, аппетит или, наоборот, неприятие какой-либо пищи - это «голос нашей природы». Иногда древний инстинкт проявляется очень явственно. Помню, в деревне к нам прибежала соседка: «Что-то нехорошее с дочкой, всю печку исковыряла - ест глину». Девочке было три года. Врач сразу же успокоил мать и прописал нужное средство - в организме ребенка не хватало минеральных веществ.

Поведение девочки хорошо объясняет механизм врачевания в дикой природе. В африканском лесу я видел столпотворение - слоны, буйволы, антилопы и носороги теснились на пятачке земли и жадно лизали соленую глину.

Каждое существо в природе по-своему лечит и предупреждает болезнь. Животные лечатся голодом и покоем. Переев, хищники массируют свой живот лапами или катаются по земле. Птица ибис, набрав воды длинным клювом, делает себе клизму. Слоны, спасаясь от мух и клещей, обсыпаются пылью.

Иногда врачевателем зверю служит какой-либо спутник по жизни. В Африке белые цапли постоянно пасутся на спинах у буйволов, склевывая насекомых. В такой же дружбе с мелкими птицами живут антилопы, жирафы, верблюды и носороги. Иногда птица залезает животному в ухо, сует голову в ноздри - «пациент» терпит. У крокодила тоже есть «лекарь» - маленький куличок. Зверь неподвижно, оскалив зубы, лежит на отмели, а куличок пасется у страшной пасти - чистит зубы у крокодила. Наши сороки, галки, скворцы и синицы спасают от насекомых коров, лошадей, домашних и диких свиней. Такого рода взаимополезных союзов немало. Известны случаи взаимопомощи и внутри вида. Лошади зализывают друг у друга ушибы и раны, дельфины стараются поддержать на воде раненых.

Ивсё же природа строга к потерявшим силы и заболевшим. Часто мы наблюдаем даже жестокость: из двух телят-близнецов корова сначала оближет сильного и здорового, а потом уже более слабого. Волки в своей семье разрывают слабого или больного. Наши любимцы аисты выбрасывают из гнезда птенцов, заболевших и недоразвитых. Это «не по-человечески», но таков жестокий рационализм природы. Жить и давать потомство могут только жизнеспособные. Потому-то в природе каждый сам себе врачеватель.