Академик, геронтолог Владимир Шабалин: «Смерть - это перерождение в другую форму бытия»

Не только «темные» древние люди верили в переселение душ, но и выдающиеся философы.

Российские документалисты сняли фильм «Тайны смерти» (режиссер Анастасия Попова). В нем светила науки и известные кинорежиссеры, главные врачи хосписов и священники, философы и медики пытаются понять: зачем человек живет и почему умирает?

Что ждет или не ждет его в небытии? Возможно ли бессмертие? Прокомментировать фильм, а также ответить на другие вопросы, касающиеся смерти, мы попросили академика РАМН, профессора, директора Российского геронтологического научно-клинического центра Владимира Шабалина (смотрите интервью с ним также в «толстушках» за 9, 16 и 23 октября и на сайте kp.ua).

Старый долг Эйнштейна

«С начала времен на Земле жили 100 млрд человек - все они умерли. Сейчас на планете живет 6 млрд 700 млн человек - они тоже все умрут». Эти первые слова, с которых начинается фильм, звучат как приговор. Но окончательный ли он?

«Я научился смотреть на смерть, как на старый долг, который рано или поздно придется заплатить, - говорил создатель общей теории относительности Альберт Эйнштейн. - Однако что-то до сих пор во мне сомневается».

- Иногда приходит страх, что там ничего нет - только черная дырка и молчание, - признается кинорежиссер Кшиштоф Занусси.

Так что же там, за чертой?

Атомы души

- Многие великие умы - Толстой, Достоевский, Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Юнг - верили в бессмертие души... В ее перевоплощение...

- Относительно реинкарнации они выдвигали интересные теории, но они были бездоказательны. Так, например, основоположник космонавтики Константин Циолковский утверждал, что бессмертие души обеспечивает атом. Каждый наделен элементарным разумом и чувствительностью. И при этом вечен  и неизменен.

В мертвой природе, в камне, земле чувствительность спит. В растениях она начинает просыпаться, в животных проявляется все больше, в человеке она максимальна. Небытия нет, а есть только бесконечные комбинации атомов, есть непрерывная богатейшая жизнь все в новых и новых телах, с новыми впечатлениями.

Так и после нашей смерти частицы тела хотя и будут рассеяны, но это не помешает им ожить снова. Вечный атом гарантирует жизни космическое бессмертие.

- Это фантастическая теория?

- Не совсем. Ведь тело человека не испаряется. Оно возвращается в биосферу, в объятия матери-природы, в ее круговорот. Ни один атом нашего тела не погибает, он будет захвачен вечным круговоротом мироздания. Умирает только форма, материя бессмертна!

Клоны дарят вечность

- Когда человек умирает? После гибели мозга?

- Строго научного определения жизни и смерти нет. Просто на сегодня официально концом жизни человека считается смерть мозга, даже если кровообращение в организме сохраняется. Но...

Открытие методики клонирования показало возможность «реконструкции» человека... даже из последней оставшейся живой клетки его тела. Сама клетка несет голографический образ организма, в состав которого она входила. А ее генетический набор содержит в себе полную информацию о живом организме. Получается, что нельзя констатировать наступление смерти особи, если осталась хотя бы одна его живая клетка.

Но здесь могут возникать казусы. Так, например, химики Тюбингского университета при исследовании тканей мумии Птолемея, возраст которого составлял 2300 лет, обнаружили ферменты, биологическая активность которых была почти так же высока, как и у свежих ферментов, взятых из тела живого человека. Значит, считать Птолемея до сих пор живым?

Освободите место

- Владимир Николаевич, нашли сегодня ученые ответ на вопрос Платона, заданный им еще в IV веке до нашей эры: смерть - величайшее из зол или величайшее из благ?

- Ответить на этот вопрос невозможно, потому что жизнь и смерть - единство двух противоположностей. Это хорошо прослеживается на клеточном уровне. Организм человека в целом состоит примерно из 10 в 15-й степени клеток, и ежедневно (!) из этого числа гибнет более 1% клеток - это миллиарды миллиардов молекул. Если бы этой гибели не происходило, то вес тела увеличивался бы вдвое каждые 100 дней. То есть организм человека может существовать только при условии старения и смерти своих элементов. Так проявляет себя великий закон жизни: жить - значит умирать.

- Бессмертие возможно?

- Вечная жизнь гомо сапиенс была бы катастрофой для человечества как биологического вида. Только смерть одних организмов может дать жизнь другим. Каждому человеку нужно уходить, чтобы освободить место под солнцем следующим поколениям. Но в них - частица нас.

Кто знает, вдруг мумии, которые так старательно изготавливали египтяне, действительно пригодятся для последующего воскрешения...

Существует ли загробный мир, станет ясно через два года

В 2008 году ученые начали удивительный эксперимент под названием AWARE - «Сознание во время воскрешения». В эксперименте участвуют сотни пациентов 25 больниц в Европе, Канаде и США. Руководят исследованиями доктор Сэм Парния из медицинского центра Корнелла в Нью-Йорке, доктор Питер Фенвик и другие признанные авторитеты в области изучения явлений, сопровождающих воскрешение после клинической смерти. Цель - определить, в самом ли деле люди что-то видят, находясь на пороге того света. Ведь подобных рассказов хватает - и о пресловутом тоннеле, и о свете в его конце, и о встречах с умершими родственниками, и, главное, о том, что «временно мертвые» наблюдают себя со стороны. Словно бы от них отделяется некая субстанция, которая не только поднимается к потолку, но летает по больничным палатам.

Вот этот феномен - так называемый выход из тела - и намерены в первую очередь проверить ученые. Реален ли он в самом деле? Способ проверки очень прост: в больницах в местах, не доступных для обозрения пациентов, размещают надписи. Одни можно увидеть, поднявшись к потолку, другие - перелетев в другое помещение.

Если будет прочитана хоть одна надпись -  прочитана, естественно, человеком, находящимся в состоянии клинической смерти, - то получится, что из тела действительно вылетает нечто. Надо полагать, что та самая душа... Параллельно ученые станут снимать энцефалограммы, томограммы и пытаться понять, что же происходит с мозгом.

Логика подсказывает: если эксперименты подтвердят существование души, то и загробный мир перестанет быть лишь религиозным мифом.

О полученных результатах экспериментаторы обещают сообщить в 2011 году - исследования рассчитаны на три года. Увы, пока никаких сенсационных заявлений сделано не было.

А если никому ничего прочесть не удастся? Очевидно, что начнутся новые исследования. Ведь очень не хочется верить, что смерть - это конец.

МНЕНИЕ...

...кинорежиссера Кшиштофа ЗАНУССИ (Польша):

- Смерть - это проверка всех моих идеалов, чувств, моей любви к людям, Богу. И поэтому я всегда пользуюсь смертью, как лакмусовой бумажкой, которая показывает: если в сравнении со смертью это имеет значение, значит, это на самом деле важно.

...физика Константина КОРОТКОВА, профессора, доктора технических наук:

- С помощью разработанного нами метода газоразрядной визуализации мы смогли наблюдать изменение состояния энергетики людей в течение нескольких дней после их смерти. Мы обнаружили очень странные явления. У людей, которые умерли от старости или от продолжительной болезни, колебания затихли ровно на третий день, когда, согласно христианской традиции, после смерти душа покидает тело. В случаях мгновенной гибели, например, в результате автодорожной катастрофы, энергетика фонтанировала яркими сполохами лишь в течение нескольких часов после смерти и потом резко спадала. А у людей, погибших насильственной смертью, и у самоубийц энергетика скакала то вверх, то вниз по нескольку суток.

Но объяснить это явление наука сегодня до конца не может. Что за энергия высвобождается после смерти человека? И почему характер этой энергии зависит от причины смерти? Что это - душа? (Читайте в «КП» материал «Ученые нашли душу» за 24.10.2009 и на сайте kp.uа)

...священника, отца Георгия (Рябых), иерея:

- Церковь утверждает, что человек воскреснет во время второго пришествия Христа. Его тело будет воссоздано Богом из того праха, что остался после человека. И это пророчество обретает под собой реальную основу. Человек настолько продуманно сотворен, что даже малейшая частица его тела содержит всю информацию целиком о его теле.

...биохимика Владимира СКУЛАЧЕВА, академика РАН:

- Мы ищем инструмент, отменяющий старение и прерывающий путь к смерти. И уже создано вещество, способное блокировать программу самоубийства клеток (апоптоз). Так, подопытные мыши, которые получают это вещество, живут намного дольше обычных. Не болеют и сохраняют способность к размножению. Но потом внезапно гибнут. Почему - мы так толком и не знаем. Видимо, можно избежать болезней и старости. Но отменить смерть нельзя.

У Сенцова случился второй криз, его начали кормить двумя ложками смеси в день
У Сенцова случился второй криз, его начали кормить двумя ложками смеси в день 64

Адвокат украинца сообщил, что режиссер "выглядит плохо, он очень бледный".

Гройсман эмоционально отреагировал на возможное введение санкций Россией
Гройсман эмоционально отреагировал на возможное введение санкций Россией 492 1

"России следует не санкции вводить, а выводить свои войска из Украины".

Рабинович: Когда мы создадим Европу в Украине, тогда с нами будут считаться и США, и Россия 74

Когда мы создадим Европу в Украине, с нами будут считаться и президент США Дональд Трамп, и президент России Владимир Путин.

В 2018 году в Украине стало больше убийств
В 2018 году в Украине стало больше убийств 151 1

Всего сначала этого года было совершено 12 заказных убийств и 4465 - умышленных.

В Киеве из квартиры чиновницы налоговой вынесли украшения и брендовые сумки
В Киеве из квартиры чиновницы налоговой вынесли украшения и брендовые сумки 463

Глава одного из отделов стала очередной жертвой домушников на элитном Печерске.

Мне бы до 1 сентября дотянуть : умерла семиклассница, которую кормили дважды в неделю
"Мне бы до 1 сентября дотянуть": умерла семиклассница, которую кормили дважды в неделю 1987

Очевидцы похорон говорят, что "хоронили скелет", настолько ребенок был истощен. Несколько месяцев школьница говорила соседям, что "хочет кушать".

Burberry уничтожила нераспроданную продукцию, вызвав гнев у  Гринпис
Burberry уничтожила нераспроданную продукцию, вызвав гнев у "Гринпис" [фото] 83

Люксовый британский бренд сжег одежды и косметики на 36 миллионов долларов. На эти деньги можно было бы купить 20 тысяч знаменитых пальто марки.

Факт. Amillidius: Три ключевых компонента успешной маркетинговой стратегии
Факт. Amillidius: Три ключевых компонента успешной маркетинговой стратегии 16

Вы когда-нибудь задумывались, почему одна торговая марка становится знаменитой на весь мир, а другая не может получить признание даже в отдельно взятом регионе?

"Дарница" продолжает зарабатывать на эксклюзивной торговой марке ПАО "Фармак" 113

В 2017 году объемы розничных продаж лекарственного препарата "Корвалол" производства ЧАО "Фармацевтическая фирма" Дарница" составили 43 миллиона гривен.

В Казахстане убили одного из лучших фигуристов мира
В Казахстане убили одного из лучших фигуристов мира [фото, видео] 76

Денис Тен пытался помешать ворам, которые хотели снять зеркала с его машины.

Если бы авторами сказки  о Репке  были знаменитые писатели
Если бы авторами сказки "о Репке" были знаменитые писатели

Как бы сказка звучала, если бы ее авторами были, например, Михаил Булгаков, Федор Достаевский или Николай Гоголь?!

В Минобразования назвали самые популярные специальности у абитуриентов
В Минобразования назвали самые популярные специальности у абитуриентов 295

Наибольшее количество заявок подали на правоведение.

Британию на  Мисс Вселенная  впервые представит темнокожая красавица
Британию на "Мисс Вселенная" впервые представит темнокожая красавица [фото] 262

Страна участвует в конкурсе с 1952 года, но еще ни разу не выигрывала его.

Сергей Зверев шокировал всех своим возрастом
Сергей Зверев шокировал всех своим возрастом [фото] 1168

19 июля стилисту, певцу и ведущему исполнилось 55 лет.

Кобзон проговорился, что Розенбаум болен раком
Кобзон проговорился, что Розенбаум болен раком 1473

Александр Яковлевич все отрицает.

Украинская гимнастка Валерия Гудым вышла замуж
Украинская гимнастка Валерия Гудым вышла замуж [фото] 694 1

23-летняя участница Олимпийских Игр закончила карьеру год назад.

Теннисистка Свитолина получила орден  За заслуги
Теннисистка Свитолина получила орден "За заслуги" 243

Это первая государственная награда спортсменки.

ЧМ-2018 – чемпионат рекордов и сенсаций