7 вопросов, на которые ученые не могут дать ответ

Комментарии: 2
Что-то мешает «Пионеру-10» отправиться к далеким звездам.

Наука знает все? Нет! Во всяком случае, пока нет.

Ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА и Национальной лаборатории Лос-Аламоса (США) составили список астрономических явлений, наблюдающихся в Солнечной системе, которые объяснить совершенно невозможно. Эти факты многократно проверены, и сомневаться в их реальности не приходится. Да только в существующую картину мира они совершенно не вписываются. А это означает, что либо мы не совсем правильно понимаем законы природы, либо… кто-то эти самые законы постоянно меняет.

1. КТО РАЗГОНЯЕТ КОСМИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ?

В 1989 году исследовательский аппарат «Галилео» отправился в далекое путешествие к Юпитеру. Для того чтобы придать ему нужную скорость, ученые использовали «гравитационный маневр». Зонд дважды приближался к Земле так, чтобы сила гравитации планеты смогла его «подтолкнуть», придавая дополнительное ускорение. Но после маневров скорость «Галилео» оказалась выше рассчитанной. Методика была отработана, и раньше все аппараты разгонялись нормально.

Потом ученым пришлось отправлять в дальний космос еще три исследовательские станции. Зонд NEAR отправился к астероиду Эрос, «Розетта» полетела изучать комету Чурюмова-Герасименко, а «Кассини» ушла к Сатурну. Все они совершали гравитационный маневр одинаково, и у всех окончательная скорость оказывалась больше расчетной - за этим показателем ученые следили всерьез после замеченной аномалии с «Галилео».

Объяснения тому, что происходит, не было.

Зато все аппараты, отправленные к другим планетам уже после «Кассини», странное дополнительное ускорение при гравитационном маневре уже почему-то не получали. Так что же за «нечто» в период с 1989 («Галилео») по 1997 год («Кассини») придавало всем зондам, уходившим в дальний космос, дополнительный разгон? Ученые до сих пор разводят руками: кому понадобилось «подтолкнуть» четыре спутника? В уфологических кругах даже возникала версия, что некий Высший разум решил, что надо бы помочь землянам исследовать Солнечную систему.

Сейчас этот эффект не наблюдается, и проявится ли он когда-нибудь еще - неизвестно.

2. ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ УБЕГАЕТ ОТ СОЛНЦА?

Ученые уже давно научились измерять расстояние от нашей планеты до светила. Сейчас оно считается равным 149 597 870 километрам. Раньше полагали, будто оно неизменно. Но в 2004 году российские астрономы обнаружили, что Земля удаляется от Солнца примерно на

15 сантиметров в год - это в 100 раз больше, чем погрешность измерений. Происходит то, что раньше описывали лишь в фантастических романах: планета отправилась в «свободное плавание»? Природа начавшегося путешествия пока неизвестна. Конечно, если скорость удаления не изменится, то пройдут еще сотни миллионов лет, прежде чем мы отойдем от Солнца настолько, что планета замерзнет. Но вдруг скорость увеличится? Или, наоборот, Земля начнет приближаться к светилу?

Пока никто не знает, что будет происходить дальше.

3. КТО «ПИОНЕРОВ» НЕ ПУСКАЕТ ЗА ГРАНИЦУ?

Американские зонды «Пионер-10» и «Пионер-11» были запущены соответственно в 1972 и 1983 годах. К нынешнему моменту они уже должны были вылететь за пределы Солнечной системы. Однако в определенный момент и один, и второй по непонятным причинам начали менять траекторию, словно неведомая сила не хочет отпускать их слишком далеко. «Пионер-10» отклонился уже на четыреста тысяч километров от рассчитанной траектории. «Пионер-11» в точности повторяет путь собрата. Есть множество версий: влияние солнечного ветра, утечка топлива, ошибки программирования. Но все они не слишком убедительны, поскольку оба корабля, запущенные с интервалом в 11 лет, ведут себя одинаково.

Если не принимать в расчет козни инопланетян или божественный замысел не выпустить людей за пределы Солнечной системы, то, возможно, тут как раз проявляется влияние загадочной темной материи. Или же действуют какие-то неизвестные нам гравитационные эффекты?

4. ЧТО ТАИТСЯ НА ОКРАИНЕ НАШЕЙ СИСТЕМЫ?

Далеко-далеко за карликовой планетой Плутон есть загадочный астероид Седна - один из самых крупных в нашей системе. К тому же Седна считается самым красным объектом в нашей системе - он даже краснее Марса. Почему - неизвестно. Но главная загадка в другом. Полный виток вокруг Солнца он делает за 10 тысяч лет. Причем обращается по очень вытянутой орбите. То ли этот астероид прилетел к нам из другой звездной системы, или, может быть, как считают некоторые астрономы, с круговой орбиты его сбило гравитационное притяжение какого-то крупного объекта. Какого? Астрономы никак не могут его обнаружить.

При полном солнечном затмении Луна и Солнце оказываются совершенно одинаковыми по размерам.

5. ПОЧЕМУ СОЛНЕЧНЫЕ ЗАТМЕНИЯ ТАКИЕ ИДЕАЛЬНЫЕ?

В нашей системе размеры Солнца и Луны, а также расстояние от Земли до Луны и до Солнца подобраны весьма оригинально. Если с нашей планеты (кстати, единственной, где есть разумная жизнь. - А. Е.) наблюдать солнечное затмение, то диск Селены идеально ровно закрывает диск светила - их размеры совпадают в точности. Была бы Луна чуть меньше или же находилась дальше от Земли, то полных солнечных затмений у нас никогда бы не было. Случайность? Что-то не верится…

6. ОТЧЕГО МЫ ЖИВЕМ ТАК БЛИЗКО К НАШЕМУ СВЕТИЛУ?

Во всех изученных астрономами звездных системах планеты располагаются по одному и тому же ранжиру: чем крупнее планета, тем ближе она к светилу. В нашей же Солнечной системе гиганты - Сатурн и Юпитер - располагаются в середине, пропустив вперед «малышей» - Меркурий, Венеру, Землю и Марс. Почему так произошло - неизвестно.

Если бы у нас был такой же миропорядок, как в окрестностях всех других звезд, то Земля бы находилась где-то в районе нынешнего Сатурна. А там царит адский холод и никаких условий для разумной жизни.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дайте срок!

Игорь СЕВОСТЬЯНОВ, кандидат технических наук, историк науки:

- Наука, даже фундаментальная, очень быстро меняется. Например, на рубеже XIX - XX веков считалось, что в физике все открыто, как наука она закончилась. А потом появились Нильс Бор со своим строением атома, Эйнштейн с теорией относительности и многие другие. Сейчас физики даже не помышляют о «закрытии» своей науки. А все потому, что 100 лет назад самые настырные исследователи углядели несколько фактов, не вписывающихся в имеющуюся физическую картину мира, - и, образно говоря, открыли дверь в следующее хранилище знаний. То же сейчас происходит в астрономии. Зонд не может вырваться из Солнечной системы? Земля сошла со своей орбиты? Для несведущего человека это вещи невероятные. Для ученого же это лишь фрагменты головоломки. Причем, возможно, все ее части еще не найдены. Но так для этого ученый и работает. Дайте только срок! Расскажем и про «Пионеров», и другие загадки Солнечной системы раскроем.

Саакашвили:  Порошенко больше не шоколадный король
Саакашвили: "Порошенко больше не шоколадный король" 7

По мнению политика, нынешний глава Украины "прихватил" слишком много активов, которые попытается увезти заграницу.

Президент Чехии поздравил Владимира Зеленского с победой на выборах
Президент Чехии поздравил Владимира Зеленского с победой на выборах 61

Милош Земан завершил свое письмо приветствием "Слава Украине!".

Гройсман пойдет на парламентские выборы с новой партией
Гройсман пойдет на парламентские выборы с новой партией 374 3

Премьер-министр Украины подчеркнул необходимость изменить избирательную систему.

В Житомире ехавшие на вызов патрульные попали в ДТП
В Житомире ехавшие на вызов патрульные попали в ДТП [видео] 11

Полицейские утверждают, что двигались со включенными спецсигналами.

Филиппины всколыхнуло мощное землетрясение, погибли 11 человек
Филиппины всколыхнуло мощное землетрясение, погибли 11 человек [фото, видео] 39

Под обломками рухнувших зданий могут находится еще десятки людей.

Иностранные спецслужбы предупреждали власти Шри-Ланки о грядущих терактах
Иностранные спецслужбы предупреждали власти Шри-Ланки о грядущих терактах 137

В результате серии взрывов на острове в пасхальный день погибли 310 человек.

Нафтогаз  и Кабинет министров договорились о снижении цены на газ для населения
"Нафтогаз" и Кабинет министров договорились о снижении цены на газ для населения 617 1

Ультиматум Гройсмана подействовал на Коболева.

Сколько стоит начать экожизнь
Сколько стоит начать экожизнь 570 1

Экосумка, термочашка и блокнот: какими вещами стоит обзавестись, чтобы планета была чище.

Пять наивных вопросов о будущем ПриватБанка
Пять наивных вопросов о будущем ПриватБанка 1930

Президент Петр Порошенко заявил, что решение суда о незаконности национализации ПриватБанка грозит Украине дефолтом и новым экономическим кризисом. Мы разбирались так ли это.

SMM-менеджер Pornhub:  Я постоянно слежу за новостями спорта и политики
SMM-менеджер Pornhub: "Я постоянно слежу за новостями спорта и политики" 112

Сотрудница видеохостинга для взрослых рассказала об особенностях продвижения бренда.

Как избавиться от изжоги раз и навсегда
Как избавиться от изжоги раз и навсегда 407

Каковы признаки этого состояния и как быстро его нейтрализовать?,

Как избавиться от прыщей и черных точек навсегда
Как избавиться от прыщей и черных точек навсегда 276

Это заболевание кожи не всегда опасное, но приносит массу дискомфорта больному.

Футболисты  Пари Сен-Жермен  посвятили свое чемпионство собору Нотр-Дам-де-Пари
Футболисты "Пари Сен-Жермен" посвятили свое чемпионство собору Нотр-Дам-де-Пари [фото, видео] 94

На титульный матч против "Монако" игроки вышли в футболках с изображением сгоревшей святыни.

Марлос успеет восстановиться к матчам сборной Украины
Марлос успеет восстановиться к матчам сборной Украины 124

Реабилитация полузащитника идет с опережением графика.

Роман Зозуля об оскорблениях в свой адрес:  Меня называют фашистом, нацистом, расистом, но я уже не обращаю внимания
Роман Зозуля об оскорблениях в свой адрес: "Меня называют фашистом, нацистом, расистом, но я уже не обращаю внимания" [видео] 361 3

Форвард к оскорблениям привык, но терпеть их не намерен.