7 вопросов, на которые ученые не могут дать ответ

Комментарии: 2
Что-то мешает «Пионеру-10» отправиться к далеким звездам.

Наука знает все? Нет! Во всяком случае, пока нет.

Ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА и Национальной лаборатории Лос-Аламоса (США) составили список астрономических явлений, наблюдающихся в Солнечной системе, которые объяснить совершенно невозможно. Эти факты многократно проверены, и сомневаться в их реальности не приходится. Да только в существующую картину мира они совершенно не вписываются. А это означает, что либо мы не совсем правильно понимаем законы природы, либо… кто-то эти самые законы постоянно меняет.

1. КТО РАЗГОНЯЕТ КОСМИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ?

В 1989 году исследовательский аппарат «Галилео» отправился в далекое путешествие к Юпитеру. Для того чтобы придать ему нужную скорость, ученые использовали «гравитационный маневр». Зонд дважды приближался к Земле так, чтобы сила гравитации планеты смогла его «подтолкнуть», придавая дополнительное ускорение. Но после маневров скорость «Галилео» оказалась выше рассчитанной. Методика была отработана, и раньше все аппараты разгонялись нормально.

Потом ученым пришлось отправлять в дальний космос еще три исследовательские станции. Зонд NEAR отправился к астероиду Эрос, «Розетта» полетела изучать комету Чурюмова-Герасименко, а «Кассини» ушла к Сатурну. Все они совершали гравитационный маневр одинаково, и у всех окончательная скорость оказывалась больше расчетной - за этим показателем ученые следили всерьез после замеченной аномалии с «Галилео».

Объяснения тому, что происходит, не было.

Зато все аппараты, отправленные к другим планетам уже после «Кассини», странное дополнительное ускорение при гравитационном маневре уже почему-то не получали. Так что же за «нечто» в период с 1989 («Галилео») по 1997 год («Кассини») придавало всем зондам, уходившим в дальний космос, дополнительный разгон? Ученые до сих пор разводят руками: кому понадобилось «подтолкнуть» четыре спутника? В уфологических кругах даже возникала версия, что некий Высший разум решил, что надо бы помочь землянам исследовать Солнечную систему.

Сейчас этот эффект не наблюдается, и проявится ли он когда-нибудь еще - неизвестно.

2. ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ УБЕГАЕТ ОТ СОЛНЦА?

Ученые уже давно научились измерять расстояние от нашей планеты до светила. Сейчас оно считается равным 149 597 870 километрам. Раньше полагали, будто оно неизменно. Но в 2004 году российские астрономы обнаружили, что Земля удаляется от Солнца примерно на

15 сантиметров в год - это в 100 раз больше, чем погрешность измерений. Происходит то, что раньше описывали лишь в фантастических романах: планета отправилась в «свободное плавание»? Природа начавшегося путешествия пока неизвестна. Конечно, если скорость удаления не изменится, то пройдут еще сотни миллионов лет, прежде чем мы отойдем от Солнца настолько, что планета замерзнет. Но вдруг скорость увеличится? Или, наоборот, Земля начнет приближаться к светилу?

Пока никто не знает, что будет происходить дальше.

3. КТО «ПИОНЕРОВ» НЕ ПУСКАЕТ ЗА ГРАНИЦУ?

Американские зонды «Пионер-10» и «Пионер-11» были запущены соответственно в 1972 и 1983 годах. К нынешнему моменту они уже должны были вылететь за пределы Солнечной системы. Однако в определенный момент и один, и второй по непонятным причинам начали менять траекторию, словно неведомая сила не хочет отпускать их слишком далеко. «Пионер-10» отклонился уже на четыреста тысяч километров от рассчитанной траектории. «Пионер-11» в точности повторяет путь собрата. Есть множество версий: влияние солнечного ветра, утечка топлива, ошибки программирования. Но все они не слишком убедительны, поскольку оба корабля, запущенные с интервалом в 11 лет, ведут себя одинаково.

Если не принимать в расчет козни инопланетян или божественный замысел не выпустить людей за пределы Солнечной системы, то, возможно, тут как раз проявляется влияние загадочной темной материи. Или же действуют какие-то неизвестные нам гравитационные эффекты?

4. ЧТО ТАИТСЯ НА ОКРАИНЕ НАШЕЙ СИСТЕМЫ?

Далеко-далеко за карликовой планетой Плутон есть загадочный астероид Седна - один из самых крупных в нашей системе. К тому же Седна считается самым красным объектом в нашей системе - он даже краснее Марса. Почему - неизвестно. Но главная загадка в другом. Полный виток вокруг Солнца он делает за 10 тысяч лет. Причем обращается по очень вытянутой орбите. То ли этот астероид прилетел к нам из другой звездной системы, или, может быть, как считают некоторые астрономы, с круговой орбиты его сбило гравитационное притяжение какого-то крупного объекта. Какого? Астрономы никак не могут его обнаружить.

При полном солнечном затмении Луна и Солнце оказываются совершенно одинаковыми по размерам.

5. ПОЧЕМУ СОЛНЕЧНЫЕ ЗАТМЕНИЯ ТАКИЕ ИДЕАЛЬНЫЕ?

В нашей системе размеры Солнца и Луны, а также расстояние от Земли до Луны и до Солнца подобраны весьма оригинально. Если с нашей планеты (кстати, единственной, где есть разумная жизнь. - А. Е.) наблюдать солнечное затмение, то диск Селены идеально ровно закрывает диск светила - их размеры совпадают в точности. Была бы Луна чуть меньше или же находилась дальше от Земли, то полных солнечных затмений у нас никогда бы не было. Случайность? Что-то не верится…

6. ОТЧЕГО МЫ ЖИВЕМ ТАК БЛИЗКО К НАШЕМУ СВЕТИЛУ?

Во всех изученных астрономами звездных системах планеты располагаются по одному и тому же ранжиру: чем крупнее планета, тем ближе она к светилу. В нашей же Солнечной системе гиганты - Сатурн и Юпитер - располагаются в середине, пропустив вперед «малышей» - Меркурий, Венеру, Землю и Марс. Почему так произошло - неизвестно.

Если бы у нас был такой же миропорядок, как в окрестностях всех других звезд, то Земля бы находилась где-то в районе нынешнего Сатурна. А там царит адский холод и никаких условий для разумной жизни.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дайте срок!

Игорь СЕВОСТЬЯНОВ, кандидат технических наук, историк науки:

- Наука, даже фундаментальная, очень быстро меняется. Например, на рубеже XIX - XX веков считалось, что в физике все открыто, как наука она закончилась. А потом появились Нильс Бор со своим строением атома, Эйнштейн с теорией относительности и многие другие. Сейчас физики даже не помышляют о «закрытии» своей науки. А все потому, что 100 лет назад самые настырные исследователи углядели несколько фактов, не вписывающихся в имеющуюся физическую картину мира, - и, образно говоря, открыли дверь в следующее хранилище знаний. То же сейчас происходит в астрономии. Зонд не может вырваться из Солнечной системы? Земля сошла со своей орбиты? Для несведущего человека это вещи невероятные. Для ученого же это лишь фрагменты головоломки. Причем, возможно, все ее части еще не найдены. Но так для этого ученый и работает. Дайте только срок! Расскажем и про «Пионеров», и другие загадки Солнечной системы раскроем.

Кто стоит за информационными атаками на Порошенко
Кто стоит за информационными атаками на Порошенко 338 1

В последнее время президент стал все чаще попадать в различные скандалы, на него обрушилось цунами критики, как внутри страны, так и за ее пределами.

США призвали Турцию притормозить с военной операцией в Сирии
США призвали Турцию притормозить с военной операцией в Сирии 90

Вашингтон требует не пересекать границу.

На OLX продают Верховную Раду
На OLX продают Верховную Раду [фото] 891

Автор объявления жалуется, что парламент тянет его ко дну.

В Индии горел склад фейерверков, погибли 17 человек
В Индии горел склад фейерверков, погибли 17 человек [фото] 64

Среди жертв – десять женщин.

Талибы взяли на себя ответственность за нападение на отель, в котором погибли украинцы 385

Жертвами атаки стали 18 человек. Девять из них – граждане Украины.

Во время нападения в Кабуле погибли девять украинцев
Во время нападения в Кабуле погибли девять украинцев 1805 4

Наших сограждан среди жертв действительно оказалось больше, чем сообщалось изначально.

Гройсман:  Хочу, чтобы мы за три-четыре года обеспечили себя своим газом
Гройсман: "Хочу, чтобы мы за три-четыре года обеспечили себя своим газом" 102 2

Глава правительства считает, что это поможет сбить цену на 20-30 процентов.

Украинцы стали пить меньше молока, а европейцы подсели на украинское сливочное масло 2080 3

"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, существует ли взаимосвязь между этими двумя фактами и что из них первично.

Искусство торговаться: как научиться договариваться и получить скидку
Искусство торговаться: как научиться договариваться и получить скидку 3194

Собрались на рынок? Сначала прочтите нашу статью и 5 советов, как правильно торговаться!

Если вакцина от кори неправильно хранилась, она просто не подействует
Если вакцина от кори неправильно хранилась, она просто не подействует 136

Хватит ли всем вакцины от кори, кому нельзя делать прививки и как бороться с липовыми справками в школах, рассказала медицинский эксперт Детского фонда ООН ЮНИСЕФ врач-инфекционист Екатерина Булавинова.

Ученый снял пингвина, который прыгнул к нему в лодку из воды
Ученый снял пингвина, который прыгнул к нему в лодку из воды [видео] 835

Птица выяснила, кто к ним приплыл и отправилась дальше по своим делам.

Электромобили в Украину не заманили: как изменились цены  электрики  с нового года
Электромобили в Украину не заманили: как изменились цены "электрики" с нового года 1018

Пошлины отменили, но цены на бюджетные модели пока не спешат уменьшаться.

Пластический хирург заявил, что у Бориса Апреля нет пути назад
Пластический хирург заявил, что у Бориса Апреля нет пути назад [фото] 4710 1

Эйприл уже никогда не сможет вернуться в мужское тело.

Из Дракулы с Бетховеном в премьер-министры Великобритании
Из Дракулы с Бетховеном в премьер-министры Великобритании [фото] 635

"КП в Украине" решила вспомнить топ-5 самых популярных образов актера Гэри Олдмана в кино.

Умер американский рэпер Фредо Сантана
Умер американский рэпер Фредо Сантана 1017 2

В возрасте 27 лет скончался рэп-исполнитель Деррик Коулман, носивший псевдоним Фредо Сантана.

Соцсети восхитились поступком белорусской биатлонистки Домрачевой
Соцсети восхитились поступком белорусской биатлонистки Домрачевой [видео] 1650

Перед финишем спортсменка зацепила случайно лыжную палку соперницы, но не стала ее после этого обгонять.

Свитолина вышла в четвертьфинал Australian Open
Свитолина вышла в четвертьфинал Australian Open [видео] 328

Столь высокий результат украинка показала впервые.

Голкипер  Динамо  перешел в клуб-аутсайдер чемпионата Испании