26 ноября
Загрузить еще

После повышения акцизов на спирт люди начнут пить «паленую» водку

После повышения акцизов на спирт люди начнут пить «паленую» водку
Фото: Пока что потребители не до конца ощутили на себе те проблемы, с которыми столкнулась алкогольная отрасль.

Работники алкогольной отрасли бьют тревогу - нормальная работа рынка под угрозой. В июне правительство повысило акциз на этиловый спирт на 58%, а до конца года грозится поднять больше. Эксперты считают, что такой способ собрать деньги в бюджет ничего, кроме убытков, не принесет. Более того, может навредить не только алкогольным компаниям, но и простым потребителям.

МИФИЧЕСКИЙ ДОХОД

До 1 июля этого года ставка акцизного сбора на 1 литр этилового спирта составляла 21,5 грн., а в середине лета поднялась до 34 грн. Существенное подорожание должно было привлечь дополнительные средства в бюджет. Вот только такой шаг не дал положительных результатов, и поступления в бюджет после повышения акциза только сократились. В первом полугодии 2009 года ежемесячно алкогольная отрасль приносила в казну около 320 млн гривен. А в июле-августе поступления упали на 37 млн гривен. Такие подсчеты сделала Налоговая администрация.

Сейчас алкогольная отрасль не только приносит меньше денег государству, но и постепенно сворачивает свои мощности. Так, в июле производство водки упало на 77%, а ее реализация скатилась на 81%. В августе показатели продолжили снижаться, и по сравнению с прошлым годом продажа и производство упали в два раза. Вслед за стремительно падающим рынком как карточные домики посыпались и компании-производители. Если в начале года ликеро-водочную продукцию производило 61 предприятие, то к августу их осталось 34. Но ведь каждое предприятие - это сотни рабочих мест и миллионы доходов в бюджет.

Пока что потребители не до конца ощутили на себе те проблемы, с которыми столкнулась алкогольная отрасль. Дело в том, что накануне повышения акциза компании-производители сделали все, чтобы максимально пополнить запасы на складах. Так что сейчас в магазинах по большей части реализуется продукция из старых запасов. Со старыми же и ценами. Но эти запасы уже на исходе, и в середине осени скачок цен станет очевидным.

- Поскольку информация о повышении акцизов была открытой для рынка, ведущие производители создали определенный товарный запас, - объясняет PR-директор компании Nemiroff Наталья Коновалова. - Если посмотреть статистику по рынку, то за период май-июнь объем производства водки был выше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждый производитель исходил из собственного товарооборота, возможности по изготовлению, складированию. Но сейчас на складах производителей водки, произведенной до 1 июля, практически не осталось, она может присутствовать на полке только в виде остатков со складов поставщиков. И недели через две в продаже останется водка, произведенная уже по новой ставке акциза.

ЧЕМ ВЫШЕ АКЦИЗ, ТЕМ БОЛЬШЕ ФАЛЬСИФИКАТА

Повышение акцизов прошло без последующего повышения минимальных цен на водку, и до 23 сентября 0,5 л «огненной воды» стоило минимум 14 гривен. Но сейчас правительство повысило стоимость «поллитры» практически до 18 гривен.

- С нашей точки зрения, это абсолютно обоснованная индексация минимальной цены. То есть в том размере, который принял Кабмин, эта цена экономически обоснована и учитывает все издержки, связанные с производством и логистикой продукции, а также уплатой акциза в государственный бюджет, - считает Наталья Коновалова.

По мнению экспертов, такая цена сможет хоть как-то помочь потребителю разобраться, какая водка стоит на прилавке. Тем более что после повышения акцизов «паленки» в магазинах станет больше.

- В период экономической нестабильности и резкого повышения налоговых сборов вероятность появления на прилавках фальсификата очень высока. Индексация минимальной цены в данном случае является прогрессивным шагом, который позволит потребителю понимать, легально ли произведена продукция, стоящая на полке. Безусловно, меры по повышению акцизов неминуемо сказываются на стоимости продукции, и у достаточно большого количества производителей может появиться соблазн уйти в тень, производить продукцию, не уплачивая с нее налогов, - объясняет Наталья Коновалова. - Цена такой продукции будет меньше, чем произведенной легально, с уплатой всех налогов. Здесь есть и обратная сторона медали для потребителя. Если продукция производится нелегально, то, соответственно, качество продукции и содержимого бутылок, а также его безопасность никто не гарантирует. Фактически государство такую продукцию не видит. И для потребителя покупка такой продукции - лотерея: повезет - не повезет. По сути, минимальная цена является индикатором легального происхождения продукта, что в свою очередь гарантирует качество и безопасность напитка для потребителя. А для контролирующих органов - показателем легальности произведенной продукции и уплаты производителем налоговых отчислений.

Но снижение доходов украинцев - это не только удар по различным отраслям, в том числе и по ликеро-водочной, но и угроза здоровью самих потребителей. Сейчас люди стараются экономить, а значит, растет спрос на дешевые ликеро-водочные продукты, и о качестве люди задумываются в последнюю очередь. К сожалению, не все производители горячительных напитков настроены в основу своей работы ставить здоровье покупателей, а не собственную прибыль. Эксперты подсчитали, что до конца года в тень может уйти около 40% представителей алкогольной отрасли.

НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ

Эксперты напоминают, что в России путь к банкротству некоторые представители алкогольной отрасли уже прошли, и рынок потерял ведущих производителей - «Веда», «Ост-Алко», «Ливиз» и т. д. Все эти компании обанкротились после судебных исков трех российских банков: «Русского стандарта», Сбербанка и Внешторгбанка. И российский опыт мы начинаем отчасти перенимать. Так, совсем недавно 95% акций знаменитого коньячного завода «Таврия» за долги стали собственностью банка «Пiвденний».

- Сегодня на алкогольном рынке Украины осталось практически 50% производителей ликеро-водочной продукции в сравнении с первым полугодием 2009 года - мелкие и часть средних предприятий уже прекратили свою деятельность, - рассказывает генеральный директор ООО «Национальные алкогольные традиции» группы компаний «Баядера» Роман Вышколуп.

На сегодняшний день все крупные предприятия алкогольной отрасли имеют кредиты в валюте. В свое время их брали на модернизацию и развитие производства. Но сейчас, после повышения акцизов, эти долги могут стать петлей на шее производителей горячительных напитков. По приблизительным подсчетам, каждая крупная компания должна украинским банкам 100-200 млн долларов. За последний год кредитные ставки выросли в 1,5 раза, доллар в стране подорожал на 80%, а финучреждения не хотят переводить долги алкогольных предприятий из иностранной валюты в гривну.

- Безусловно, для компаний, которые имели в своем портфеле большую долю кредитов, сейчас ситуация очень непростая. После девальвации гривны выручка компаний алкогольного сектора снизилась не менее чем на 40%, цена продукции на полке осталась почти неизменной, а обязательства по обслуживанию кредитов в валюте очень серьезно ударили по финансовому состоянию заемщиков. Так что тем компаниям, у которых объемные кредитные обязательства, сейчас крайне сложно. Сейчас мы работаем только на собственных средствах, - объясняет PR-директор компании Nemiroff.

Поскольку доходность производителей горячительных напитков падает, банкиры настроены решительно. Некоторые планируют повысить требования к залогу, под который выдавался кредит. А если дела будут совсем плохи, то финучреждения могут и вовсе потребовать досрочного погашения долгов. Хотя сейчас банкиры отдают отчет, что такое решение убьет рынок.