Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Машину Луи де Фюнеса придумали в Луганске

Машину Луи де Фюнеса придумали в Луганске

В разгар «хрущевской» оттепели тысячи советских автомобилистов мечтали хоть разок сесть за баранку уникального авто, которое всего на несколько секунд мелькнуло в финале культовой комедии «Кавказская пленница» и исчезло. Но потом подобное чудо «всплыло» во французских картинах с Луи де Фюнесом…

Автомобиль для «Кавказской пленницы»

Среди автолюбителей СССР выход на широкий экран «Кавказской пленницы» произвел настоящий фурор. И дело было не только в комедийном сюжете или режиссерском даре Гайдая. Их зацепила одна из засветившихся в ленте машин.

Всего их тут было три. Но отнюдь не трофейный немецкий кабриолет и уж тем более не санитарный «пылесос» заставили советских автомобилистов забыть о «Победах» и черных «Волгах». Всех поразило странное авто - гибрид правительственной «Чайки» и микроавтобуса, увозивший «комсомолку, спортсменку и просто красавицу» в светлое будущее. Где искать следы автомобиля - знала только партийная элита. И следы эти вели… в Луганск.

- Это был микроавтобус «Старт». А уникальную технологию производства машины придумал мой отец, - с гордостью говорит Леонид Мелконов, сын бывшего директора Луганского автосборочного завода Дмитрия Мелконова, ушедшего из жизни несколько лет назад. - Кузов автомобиля был из стекловолокна! Нечто подобное использовали в самолетостроении, космической промышленности, но в производстве авто такую технологию никто в мире не применял.

«Старт» попал в кино из-за дефицита металла

В начале 60-х в стране остро ощущался дефицит металла. Партия и правительство требовали от автопрома найти альтернативные варианты. С этой проблемой успешно справился Дмитрий Мелконов.

- Внешний облик «Старта» был срисован с легендарной советской «Чайки» и адаптирован под микроавтобус. А кузов делали на Северодонецком заводе «Стеклопластик», - продолжает сын луганского автоконструктора. - Для его изготовления создали специальную контрформу. На ее внутреннюю сторону наносили пять-шесть слоев стеклоткани, соединяя их специальными смолами и клеем. Затем кузов извлекали из формы, зачищали, шпаклевали и красили…

По воспоминаниям одного из бывших конструкторов Аркадия Сидоровича, ходовую часть, коробку передач и двигатель взяли от 21-ой «Волги». 

Первый микроавтобус «Старт» цвета слоновой кости с вишневой полосой представлял собой туристский вариант: в салоне располагалось три сиденья-дивана, шкафчики для посуды, а капот двигателя использовался в качестве столика, в багажнике был смонтирован походный умывальник.

К концу 1966-го было произведено 20 таких автомобилей. Местные жители окрестили микроавтобус ласково - «луганчик». А после того как с одним из опытных образцов ознакомился сам Никита Хрущев, еще три машины «по спецзаказу» собрали для «Мосфильма». Так «Старт» и стал кинозвездой.

Жандарм Крюшо ловил пришельцев на украинском ноу-хау

После «Кавказской пленницы» на Луганский автосборочный хлынул поток снабженцев со всего Союза.

- Купить «Старт» без блата было невозможно, - вспоминает Леонид Дмитриевич. - Даже меня, еще школьника, вылавливали на улице и предлагали немалые деньги, чтобы я уговорил отца продать им машины.

Такая прыть желающих заполучить «Старт» была вполне объяснима. Ведь при таком мощном двигателе и столь легком кузове машина чуть ли не со старта развивала огромную по тем временам скорость - до 120 км в час!

Но в этот же период вспыхнула звезда московского ЗИЛа, выпустившего уникальный по тем временам автомобиль ЗИЛ-130. Европа им заинтересовалась, но поставила условие: автомобиль должен быть с прицепом. И одним из трех предприятий, выполняющих правительственный заказ на прицепы, стал опять-таки Луганский автосборочный. А производство микроавтобуса «Старт» решено было приостановить как неперспективное.

В конце 70-х последний из выпущенных «луганчиков», работавший на областном телевидении, попал в аварию, перевернулся и утонул в речке Донец. К счастью, обошлось без жертв. Сейчас известно о нескольких сохранившихся микроавтобусах марки «Старт» на территории бывшего СССР - трех в Москве и одном в Краматорске.

Вновь о «Старте» в Луганске заговорили в начале 80-х, когда в кинотеатрах города показывали французскую кинокомедию «Жандарм и инопланетяне». Недотепа Крюшо в исполнении Луи де Фюнеса ловил пришельцев, разъезжая на небольшом джипе, который был выполнен из стекловолокна - по украинской технологии!

В общем, получилось как всегда: наши отказались от гениальной идеи, а практичные европейцы переняли ее и, говорят, используют в киноиндустрии и по сей день.

БЫЛО ДЕЛО

Бывалые луганские водилы до сих пор как легенду пересказывают вполне реальный факт. Как-то в начале 70-х «Старт» с обкомовской элитой и чехословацкой делегацией на борту на подъезде к Донецку врезался в грузовик. Шансов выжить не было ни у кого, но… Пластиковый корпус самортизировал, автомобиль отскочил от самосвала, как теннисный мячик от стенки, и перевернулся. Пассажиры отделались лишь синяками и ссадинами (подушек безопасности тогда не было. - Авт.). А на кузове микроавтобуса остались только царапины… 

ТТХ

Микроавтобус «Старт»

  • l Год выпуска - декабрь 1963-го.
  • l Оригинальный кузов выполнен из стеклопластика.
  • l Ходовая часть, коробка передач, двигатель - от ГАЗ-21.
  • l Максимальная скорость - 120 км/час.
  • l Стоимость - около 10 000 советских рублей.